Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что транспорт – это важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учёта нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
Важное значение транспорт так же имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и даёт интеграционный эффект.
Введение
1. Необходимость использования транспорта во внешнеэкономической деятельности
2. Транспортный комплекс России
3. Транспортные связи «Восток-Запад»: проблемы и перспективы
Заключение
Список литературы
Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.
Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д.
Можно выделить три основных
магистральных направления
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных её районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании, как в области рационализации размещения, так и её качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (59,3%) и в пассажирообороте (33,7).[3] Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надёжностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он даёт возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счёт широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.
Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвлённый железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети – радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского железнодорожного узла отходят основные магистрали. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвлённостью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком является Трансконтинентальная железная дорога длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень – Сургут – Уренгой.
Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала – 5 км на 1000 км, поэтому очень высока грузонапряжённость железных дорог. Железными дорогами в 2008г. перевезено 3560 млн.т грузов и 6,4 млрд. пассажиров, получено более 200 млн. руб. прибыли. Однако общий объём перевозок упал на 20% по сравнению с 2007г.[1,2] Пассажирские перевозки убыточны. Идёт деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко сокращаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчётов с поставщиками. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.
Важную роль во внешнеэкономических связях страны играет морской транспорт. Он является одним из основных источников получения валютных средств. Он является одним из основных источников получения валютных средств. По итогам января-апреля 2011 года грузооборот морских портов России составил 166,4 млн. т., что на 0,7% меньше, чем по итогам 4-х месяцев прошлого года, говорится в сообщении Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Объём перевалки сухих грузов составил 66,1 млн. т., в том числе: угля - 23,7 млн. т., грузов в контейнерах – 12,3 млн. т., минеральных удобрений – 3,6 млн. т. (на уровне прошлого года). Перевалка чёрных металлов сократилась на 16,8%.[12,14]
Объём перевалки наливных грузов составил 100,3 млн. т., в том числе: нефти – 66,3 млн. т., нефтепродуктов – 33,5 млн. т. Экспортных грузов перегружено 126,1 млн. т., что на 3,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объём перевалки импортных грузов составил 14,7 млн. т., транзитных – 17,0 млн. т., каботажных – 8,5 млн.т. Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 14,6 млн. т. грузов, что на 15,7% меньше, чем за 4 месяца прошлого года. Порты Балтийского бассейна перегрузили 56,2 млн. т. грузов, из них сухих грузов 20,7 млн. т., наливных – 35,5 млн. т. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение страны.[9]
Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири – от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта – минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.
Большая часть оборота
речного транспорта приходится на европейскую
часть страны. Важнейшей транспортной
речной магистралью здесь служит
Волга со своим притоком Камой. На
севере европейской части России
заметную роль играют Северная Двина,
Онежское и Ладожское озёра, река
Свирь и Нева. Большое значение
для развития речного транспорта
в стране имело создание единой глубоководной
системы и строительство
В связи с экономическим кризисом 2008 года было сокращение объёмов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяжённости внутренних водных судоходных путей, количества причалов.
В России 40% сельских населённых пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысоко: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твёрдым покрытием – гравийные, щебёночные и шлаковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению. Также необходимо уесть, что в России производится только 10-12% грузовых автомобилей и автобусов. Это в ближнем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.[6,11]
Трубопроводный транспорт
отличается наименьшей себестоимостью
и используется для перекачки
нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами
этого вида транспорта также являются:
возможность функционирования в
течение всего года, высокая производительность
труда, минимальные потери при транспортировке,
возможность прокладки
Объём перевозок грузов железнодорожным транспортом вырос на 4% и составил 658,4 млн. тонн. На внутреннем водном транспорте объём перевозок увеличился на 25% и составил 55,2 млн. тонн. На морском транспорте объём перевозок сократился на 0,3% при сокращении грузооборота на 10,7%. Объём перевалки грузов через морские торговые порты и другие стивидорные компании за первое полугодие 2009г. увеличился на 8,7% по сравнению с прошлым периодом и составил 218,1 млн. тонн, в том числе наливных – 128,3 млн. тонн (прирост – 8,6%), сухих грузов – 89,7 млн. тонн (прирост – 8,8%).[9]
В транспортной системе современной России воздушный транспорт, являющийся основой Гражданской авиации, является одним из основных видов. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Наибольшее количество пассажиров перевозится на авиалиниях, соединяющих Москву с восточными районами, Санкт-Петербургом, курортными районами и со столицами стран СНГ. В такие города, как Ташкент, Новосибирск, Сочи, 6-10% московских пассажиров доставляются самолётами, а в Хабаровск и Ашхабад до 90%.[10]
На международных линиях воздушный транспорт России обслуживает 25% всех пассажиров. Общая протяжённость авиатрасс составляет ныне 1115 тыс. км, в том числе 915 тыс. км внутренних. Использование авиационного транспорта даёт большой временной выигрыш (за счёт большой скорости самолётов и от трассы полёта) по сравнению с другими видами на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт.[5]
Воздушный транспорт занимает третье место по объёму пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам не более 30%. Износ основных фондов оценивается в 70%.[2]
Особую роль играет воздушный транспорт для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения. Наиболее массовые и устойчивые потоки пассажиров сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центрально-Азиатскому и Западному.
Электронный транспорт в
нашей стране развит достаточно сильно.
Электрификация страны была бы очень
дорогостоящей программой без электронного
транспорта. Этот транспорт не перевозит
грузы или пассажиров. Он «перевозит»
электроэнергию на большие расстояния.
Для этого используются высоковольтные
ЛЭП, которые можно увидеть
Целесообразность
Тарифы на перевозки грузов в отраслях транспортного комплекса России в 2010 году выросли в среднем на 7% (год назад – на 8%). Об этом сообщила в конце августа пресс-служба Минтранса РФ. Индекс тарифов на грузовые перевозки оказался значительно ниже индекса цен производителей промышленной продукции (14,6%) и на электроэнергию (11,7%).[15]
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что стабилизация
экономики и её подъём невозможны
без решения основных проблем
транспортного комплекса. В настоящее
время разрабатывается
Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населённых пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения экологически неблагоприятного влияния транспорта на природную среду и человека. Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно даёт процесс приватизации автотранспортных предприятий, создания мелких акционерных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.
Если же рассмотреть другие проблемы комплекса, помимо финансовых, то в первую очередь возникает проблема загрязнения окружающей среды. И здесь речь идёт не только о вредных выбросах в атмосферу. Встаёт проблема о шумовом и тепловом загрязнении мобильными источниками. К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Наземные транспортные средства – это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. К опасным видам транспорта можно отнести трубопроводный, ибо повреждения в системе могут очень быстро вылиться в экологическую катастрофу мирового масштаба.
Информация о работе Транспортные связи «Восток-Запад»: проблемы и перспективы