Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучить теорию трудового потенциала и проанализировать динамику развития человеческого потенциала в странах с переходной экономикой на примере Российской Федерации и Республики Беларусь. При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, структуру и систему трудового потенциала;
- Провести анализ трудового потенциала в России и динамики его использования;
- Изучить индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА………………………………………………………………. 4
1.1. Понятие трудового потенциала.………………………………… 4
1.2. Структура трудового потенциала……………………………… 10
1.2.1. Трудовой потенциал работника, предприятия, общества………………………………………………… 14
1.3 Система трудового потенциала работника……………………. 21
Глава 2. ДИНАМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………………………………………………... 25
2.1. Изменение структуры занятости……………………………….. 25
2.2. Особенности оборота рабочей силы…………………………… 30
Глава 3. АНАЛИЗ ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА …………………………………………………………...... 32
3.1. Общая характеристика индекса развития человеческого потенциала……………………………………………………………… 32
3.2. Динамика развития человеческого потенциала в странах с переходной экономикой на примере Российской Федерации и Республики Беларусь…………………………………………………... 37
Заключение………………………………………………………………….. 42
Список используемой литературы………………………………………….44
Приложение ………………………………………………………………….46
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СИСТЕМА ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА……………………………………………………
Глава 2. ДИНАМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА……………………………………………………
2.1. Изменение
структуры занятости……………………………
2.2. Особенности оборота рабочей силы…………………………… 30
Глава 3. АНАЛИЗ ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА …………………………………………………………...... 32
3.1. Общая характеристика
индекса развития
3.2. Динамика развития человеческого потенциала в странах с переходной экономикой на примере Российской Федерации и Республики Беларусь…………………………………………………... 37
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….44
Приложение …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире пришли к
признанию, что главной производительной
силой является человек. Каждый работник,
отдельные группы и общество в
целом располагают
Трудовые ресурсы являются
неотъемлемой частью ресурсов общества.
Принято выделять четыре вида экономических
ресурсов, это - труд, капитал, земля
и предпринимательские
Для характеристики трудовых ресурсов используется их деление по возрасту, полу, образованию и т.д. Исходным пунктом воспроизводства трудовых ресурсов является их формирование, которое обусловливается естественным воспроизводством населения. Естественное движение населения определяется разницей коэффициентов рождаемости и смертности.
Актуальность изучаемой темы
Термин “трудовой потенциал” и его понятие начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов.
Несомненно, актуально
в наши дни является тема трудовой потенциал,
в условиях рыночных отношений, роста
безработицы и усиления конкуренции на
рынке труда большое значение приобретает
использование трудового потенциала специалистов.
Нынешняя ситуация характеризуется новыми
процессами, происходящими в сфере формирования,
распределения и использования трудового
потенциала. Это приводит к переходу людей
из одной сферы деятельности в другую,
для обеспечения более высоких заработков,
которые не гарантировала их прежняя профессия.
Актуальность проблемы использования
трудового потенциала специалистов, с
одной стороны, обусловливается такими
объективными причинами как неравномерность
экономического развития страны, отдельных
отраслей народного хозяйства, возникновение
новых специальностей, что непосредственно
предопределяет динамику профессионально-
Цель курсовой работы
Целью данной работы является изучить теорию трудового потенциала и проанализировать динамику развития человеческого потенциала в странах с переходной экономикой на примере Российской Федерации и Республики Беларусь. При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
Работа состоит из введения, заключения и трех глав, где:
В первой главе мы рассматриваем теоретические основы трудового потенциала.
Во второй главе мы рассмотрели подходы к изучению процессов формирования и использования трудового потенциала в России.
В третьей главе провели анализ на основе индекса развития человеческого потенциала.
В конце курсовой работы прилагается список использованной литературы.
Глава 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.
Для изучения данной темы я решила в первую очередь, что необходимо рассмотреть понятие, трудовой потенциал населения.
Понятие “трудовой потенциал” в отечественной научной литературе вошло в обиход относительно недавно - в 80-х гг.
Термин “трудовой потенциал” и его понятие начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 434 “О целевом проекте "формирования трудового потенциала для наукоемкого производства". Оно было связано с поддержанием и развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышленности.
В основе понятия «трудовой потенциал» лежит термин potentia, который несет двойной смысл: с одной стороны, он характеризует «степень мощности в каком-нибудь отношении»1, а с другой – указывает, что эта мощность скрытая, ибо это не только «совокупность каких-либо средств», но и «возможностей»2
Трудовой потенциал – это мера наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей жизни личности, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность. Т.е. на основе своего трудового потенциала взрослый человек становится членом общества.
Трудовой потенциал
– это обобщающая характеристика
меры и качества совокупных способностей
к труду трудоспособного
Особую роль в развитии
национальной экономики занимает качество трудового потенциала. Качество
трудового потенциала – понятие относительное.
Оно раскрывается в параметрах и компонентах,
таких, как: качество трудоспособного
населения, трудовых ресурсов, совокупного
работника и рабочей силы. Качественные
характеристики трудового показателя
могут также быть раскрыты при помощи
совокупности демографических, медико-биологических,
профессионально-
Количественная сторона трудового потенциала определяется демографическими факторами (естественным приростом, состоянием здоровья, подвижностью и т.д.), потребностями производства в рабочей силе и возможностями удовлетворения потребности трудоспособного населения в труде. Трудовой потенциал количественно характеризуется трудоспособным населением в его активном возрасте, т.е. ресурсами труда, которыми располагает национальная экономика в каждый данный период.
Численность экономически активного населения в октябре 2010г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,5 млн.человек, или 93,2% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,1 млн.человек (6,8%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,5 млн.человек (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Динамика численности экономически активного населения3
на конец месяца
Экономически |
В том числе |
Уровень |
Безработные, |
Уровень | ||||||
занятые |
безработные | |||||||||
млн. |
в % к соответ-ствующе-му
пери- |
млн. |
в % к соответ-ствующе-му
пери- |
млн. |
в % к соответ-ствующе-му пери- | |||||
млн. |
в % к соответ-ствующе-му пери-оду пре-дыдуще-го года | |||||||||
2009г. | ||||||||||
Январь |
75,1 |
100,3 |
68,6 |
98,2 |
6,5 |
131,2 |
8,7 |
1,7 |
110,1 |
2,3 |
Февраль |
74,8 |
100,0 |
67,8 |
97,5 |
7,1 |
132,9 |
9,4 |
2,0 |
127,8 |
2,7 |
Март |
75,2 |
100,1 |
68,3 |
97,3 |
6,9 |
140,4 |
9,2 |
2,2 |
141,9 |
2,9 |
I квартал |
75,1 |
100,2 |
68,2 |
97,7 |
6,8 |
134,8 |
9,1 |
2,0 |
126,5 |
2,6 |
Апрель |
75,6 |
100,2 |
68,9 |
97,1 |
6,7 |
148,6 |
8,8 |
2,3 |
153,5 |
3,0 |
Май |
75,9 |
100,2 |
69,4 |
96,9 |
6,5 |
158,2 |
8,5 |
2,2 |
158,3 |
2,9 |
Июнь |
76,1 |
100,1 |
69,8 |
97,2 |
6,3 |
149,8 |
8,3 |
2,1 |
160,9 |
2,8 |
II квартал |
75,9 |
100,2 |
69,4 |
97,1 |
6,5 |
152,1 |
8,6 |
2,2 |
157,4 |
2,9 |
Июль |
76,3 |
100,0 |
70,2 |
97,5 |
6,2 |
141,8 |
8,1 |
2,1 |
163,0 |
2,8 |
Август |
76,6 |
99,9 |
70,6 |
97,8 |
6,0 |
134,3 |
7,8 |
2,1 |
163,0 |
2,8 |
Сентябрь |
76,2 |
99,7 |
70,4 |
98,3 |
5,8 |
121,5 |
7,6 |
2,0 |
163,2 |
2,7 |
III
квартал |
76,4 |
99,9 |
70,4 |
97,9 |
6,0 |
132,2 |
7,8 |
2,1 |
163,0 |
2,7 |
Октябрь |
75,8 |
99,5 |
69,9 |
98,3 |
5,9 |
116,9 |
7,7 |
2,0 |
161,8 |
2,7 |
Ноябрь |
75,5 |
99,5 |
69,4 |
98,2 |
6,2 |
116,5 |
8,2 |
2,0 |
156,5 |
2,7 |
Декабрь |
75,4 |
99,9 |
69,2 |
99,5 |
6,2 |
104,7 |
8,2 |
2,1 |
141,1 |
2,8 |
IV квартал |
75,6 |
99,6 |
69,5 |
98,7 |
6,1 |
112,3 |
8,0 |
2,1 |
152,3 |
2,7 |
Год |
75,7 |
100,0 |
69,4 |
97,8 |
6,3 |
131,7 |
8,4 |
2,1 |
148,9 |
2,8 |
2010г. | ||||||||||
Январь |
74,6 |
99,2 |
67,7 |
98,7 |
6,8 |
105,1 |
9,2 |
2,2 |
129,0 |
3,0 |
Февраль |
74,5 |
99,5 |
68,0 |
100,4 |
6,4 |
91,2 |
8,6 |
2,3 |
114,0 |
3,1 |
Март |
74,6 |
99,2 |
68,2 |
99,9 |
6,4 |
93,2 |
8,6 |
2,2 |
102,6 |
3,0 |
I квартал |
74,6 |
99,3 |
68,0 |
99,6 |
6,6 |
96,3 |
8,8 |
2,2 |
114,2 |
3,0 |
Апрель |
75,0 |
99,2 |
68,9 |
99,9 |
6,1 |
91,8 |
8,2 |
2,2 |
94,8 |
2,9 |
Май |
75,8 |
99,9 |
70,2 |
101,2 |
5,6 |
85,7 |
7,3 |
2,0 |
91,0 |
2,7 |
Июнь |
76,2 |
100,1 |
71,0 |
101,8 |
5,2 |
82,3 |
6,8 |
1,9 |
87,1 |
2,4 |
II квартал |
75,7 |
99,8 |
70,0 |
101,0 |
5,6 |
86,7 |
7,4 |
2,0 |
91,1 |
2,7 |
Июль |
76,2 |
99,8 |
70,9 |
101,0 |
5,4 |
86,9 |
7,0 |
1,8 |
83,4 |
2,3 |
Август |
76,5 |
99,9 |
71,2 |
101,0 |
5,2 |
87,4 |
6,9 |
1,7 |
80,9 |
2,2 |
Сентябрь |
76,1 |
100,0 |
71,1 |
101,0 |
5,0 |
87,3 |
6,6 |
1,6 |
78,5 |
2,1 |
III
квартал |
76,3 |
99,9 |
71,1 |
101,0 |
5,2 |
87,2 |
6,8 |
1,7 |
81,0 |
2,2 |
Октябрь |
75,6 |
99,8 |
70,5 |
100,8 |
5,1 |
87,2 |
6,8 |
1,5 |
75,9 |
2,0 |
В научной литературе существуют разные подходы к трактовке трудового потенциала:
1) трудовой потенциал
является формой воплощения
В этом случае трудовой потенциал отражает особые социально-экономические качества населения, трудовых ресурсов и рабочей силы в человеческом факторе;
2) трудовой потенциал
- это совокупная способность
общества к труду. Он может
характеризоваться как ресурс
труда, которым располагает
В этом случае не учитывается личность человека во всех его проявлениях, хотя нравственное падение человека может пагубно отразиться на экономическом развитии, став его тормозом;
3) основа трудового
потенциала связывается не с
совокупной способностью
В этом случае, в отличие от первых двух трактовок трудового потенциала, выпадают физическая и демографическая составляющие как материальные носители трудового потенциала, без которых он теряет свою определенность как часть природы;
4) трудовой потенциал - это развитая в данном обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик и качеств трудоактивного населения, которые воплощены или могут быть воплощены в рамках и посредством существующей в обществе системы отношений по участию в процессе труда и общественной деятельности.
Из всех четырех приведенных определений последнее полнее отражает суть трудового потенциала. Исходя из этого определения, можно определить состав трудового потенциала населения как три взаимосвязанные между собой подсистемы.
В условиях формирования рыночных отношений наиболее важными представляются следующие структуры населения: