Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:16, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблемы обеспечения занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать понятие качества жизни.
2. Рассказать о безработице и инфляции в Российской Федерации.
Введение 3
1. Качество жизни в Российской Федерации 5
1.1 Понятие качества жизни 5
1.2 Безработица в Российской Федерации 9
2.Теоретические основы формирования и реализации политики занятости населения 16
2.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация 16
2.2 Сущность политики занятости 22
3. Анализ реализации политики занятости (на примере Челябинской области) 27
3.1 Характеристика социально-экономической ситуации Челябинской области в 2008-2010 гг. 27
3.2. Динамика занятости и безработицы в Челябинской области 33
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 39
К занятым в состав
Занятое население может работать на условиях полного или неполного рабочего времени.
Согласно статье 91 ТК РФ13, рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
В трудовом законодательстве классификация рабочего времени по видам поставлена в зависимость от продолжительности рабочего времени, приходящегося на календарную неделю, порядка его установления и правовых последствий применения отдельных видов рабочего времени.
Конвенцией МОТ № 4714 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, ст. 91 ТК РФ установлена нормальная продолжительность рабочего времени не более сорока часов в неделю.
Таким образом, первым видом рабочего времени является нормальная продолжительность рабочего времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Нормальная продолжительность рабочего времени, согласно статье 92 ТК РФ, установлена: 1) для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю; 2) для работников, являющихся инвалидами 1-й или 2-й групп — 35 часов в неделю; 3) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 35 часов в неделю; 4) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации — не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, сокращается на 7 часов в неделю (ст. 173, 174 ТК РФ)15.
Вторым видом является сокращенная продолжительность рабочего времени.
Федеральным законом может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).
Следует различать сокращенную
продолжительность рабочего
Сокращенная продолжительность рабочего времени — это отличающееся от нормальной продолжительности рабочее время, в течение которого отдельные категории работников отрабатывают установленную законом норму продолжительности рабочего времени. С учетом особых условий труда (в частности, вредных) для отдельных профессий, а также для несовершеннолетних работников законом установлено сокращенное рабочее время различной продолжительности (ст. 92 ТК РФ). Сокращенное рабочее время (менее 40 часов в неделю) предусматривается законом и по другим основаниям.
Во всех указанных случаях сокращенное рабочее время считается полной нормой, поэтому не влечет уменьшения оплаты труда работников, за исключением несовершеннолетних.
Установленные законом максимальные пределы рабочего времени являются обязательными для работодателя и не могут увеличиваться ни локальными актами, ни коллективными договорами, ни по соглашению между работником и работодателем, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (например, исключительные случаи сверхурочных работ: ст. 98, 99 ТК РФ)16.
Третьим видом является неполно
По соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполный рабочий день или неполная рабочая неделя с оплатой труда пропорционально отработанному времени. Закон не ограничивает категории работников, которым по соглашению с работодателем может устанавливаться неполное рабочее время, но обязывает работодателя установить неполное рабочее время беременной женщине по ее просьбе, одному из родителей, имеющему ребенка до 14 лет, и некоторым другим категориям работников. Работа с неполным рабочим временем не влечет для работника каких-либо ограничений трудовых прав (ст. 93 ТК РФ).
За неполное рабочее время
работник получает
Можно выделить и подвиды рабочего времени. Например, работа за пределами установленной нормами трудового права или трудовым договором продолжительности рабочего времени подразделяется на сверхурочную работу и работу на условиях внутреннего совместительства. В связи с чем и рабочее время за пределами установленной нормами трудового права или трудовым договором продолжительности может быть двух подвидов: сверхурочной работой и временем работы на условиях внутреннего совместительства17.
К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы и заработка; б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела: в) были готовы приступить к работе; г) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.
К занятому населению не
Экономически неактивное население составляют лица в возрасте от 15 до 72 лет, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.
Численность экономически неактивного населения может быть рассчитана как разность между численностью всего населения и численностью рабочей силы.
В составе экономически неактивного населения выделяют: 1) учащиеся и студенты, курсанты, посещающие дневные учебные заведения; 2) лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях, по выслуге лет; 3) лица, получающие пенсию по инвалидности; 4) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; 5) лица, получающие доход от собственности; 6) лица, отчаявшиеся найти работу, но которые готовы приступить к работе; 7) другие лица19.
В настоящее время рынок труда постепенно приобретает основные общественно-значимые характеристики, а также данный рынок играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой20.
Политика занятости в широком смысле включает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход.
Поскольку занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа, то она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.
Политика занятости
Схематически это можно
Рисунок 1 – Взаимосвязь экономической и социальной политик занятости
Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»22.
Основные направления данной политики следующие: предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду; соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий; международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления и т. д.23
Отметим, что в обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели.
Работодатель - это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 ТК РФ). Работодателем может быть организация любой организационно-правовой формы и формы собственности.
Трудовая правосубъектность (правоспособность и дееспособность) работодателя возникает одновременно с момента его регистрации как работодателя, имеющего свой счет в банке и фонд заработной платы. Работодателем может выступать и физическое лицо.
Права и обязанности
Содействие работодателей
занятости населения
Работодатель обязан ежемесячно предоставлять: 1) сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; 2) информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, трудовое законодательство в целях поощрения работодателей, активно сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает для них ряд льгот и преимуществ25: 1. Если работодатели трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, они имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством РФ. 2. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п. 3 ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). 3. Органы службы занятости при необходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций. 4. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п. 5 ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»)26.
Таким образом, трудовые ресурсы как экономическая категория обозначают трудоспособную часть всего населения страны, способную в силу интеллектуальных и психофизиологических характеристик заниматься производством материальных благ или услуг. К этому виду ресурсов относятся все занятые в экономике люди, а также те, кто не занят в ней, но способен трудиться.