Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:16, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблемы обеспечения занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать понятие качества жизни.
2. Рассказать о безработице и инфляции в Российской Федерации.
Введение 3
1. Качество жизни в Российской Федерации 5
1.1 Понятие качества жизни 5
1.2 Безработица в Российской Федерации 9
2.Теоретические основы формирования и реализации политики занятости населения 16
2.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация 16
2.2 Сущность политики занятости 22
3. Анализ реализации политики занятости (на примере Челябинской области) 27
3.1 Характеристика социально-экономической ситуации Челябинской области в 2008-2010 гг. 27
3.2. Динамика занятости и безработицы в Челябинской области 33
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 39
По состоянию на 01.12.2009 г. в 7 муниципальных образованиях, где расположены монопрофильные населенные пункты, уровень безработицы превышает среднеобластной уровень (3,5 процента): Нязепетровский район - 18,7 процента; город Карабаш - 9,9 процента; город Верхний Уфалей - 7,9 процента; Ашинский район - 7,3 процента; город Усть-Катав - 6,9 процента; Саткинский район - 5,8 процента; город Миасс - 5,3 процента.
В закрытых административно-
В настоящий момент благодаря совместным усилиям Правительства Челябинской области, профсоюзов, работодателей социально-экономическая ситуация меняется. 2010 год стал переломным: на сегодня индекс промышленного производства составляет 113,1 процента по отношению к 2009 году. Положительная тенденция наблюдается по неполной занятости. Количество жителей Челябинской области, находящихся в вынужденных отпусках, простое, занятых неполный рабочий день или рабочую неделю, уменьшилось за год с 51 до 18-20 тыс. человек. Снизилась просроченная задолженность по заработной плате на предприятиях Челябинской области: с 17303 тыс. рублей на начало года до 3280 тыс. рублей на 1 ноября 2010 года. Темпы высвобождения работников на предприятиях и организациях также замедлились. Чаще всего увольнения связаны с проводимой на предприятиях оптимизацией и модернизацией производства. Промышленные предприятия моногородов Челябинской области, в наибольшей степени пострадавшие от финансово-экономического кризиса, увеличили объемы производства. Исключением является город Усть-Катав, где все же отмечен спад.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что актуальной является задача разработки и внедрения в общественное сознание стандартов качественной жизни, которую можно выразить в виде таких общепризнанных мировым сообществом базовых принципов человеческого развития, как: рост продолжительности жизни; снижение заболеваемости и доступное медицинское обслуживание; гарантия личной безопасности; рост уровня и возможностей получения образования; гарантия равных прав на социальную поддержку и доступа к социальным благам; экологическое благополучие; гарантия возможности работы по найму за достойное вознаграждение; гарантия экономической безопасности граждан, социальных групп, местных сообществ.
Трудовые ресурсы как экономическая категория обозначают трудоспособную часть всего населения страны, способную в силу интеллектуальных и психофизиологических характеристик заниматься производством материальных благ или услуг. К этому виду ресурсов относятся все занятые в экономике люди, а также те, кто не занят в ней, но способен трудиться.
Трудовые ресурсы предприятия (персонал) – это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим лицом в регулируемых договором найма отношениях.
Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости на основе: соблюдения условий договоров, регламентирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством; реализации мер, предусмотренных в договорах по защите работников в случае безработицы или приостановки производства; оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставлении сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; трудоустройства определенного числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и т. д.
Целью политики занятости предприятий в период перехода к рынку является улучшение занятости работников и преодоление скрытой безработицы для обеспечения эффективного использования трудового потенциала и предотвращения безработицы сверх допустимого уровня в целом по региону.
Достижение этой цели возможно лишь на основе анализа и регулирования внутренних рынков труда предприятий во взаимодействии с региональными органами управления.
Проанализировав политику
занятости на примере
Следовательно, в качестве рекомендаций хотелось бы предложить следующее: установление налоговых льгот для юридических лиц на оплату обучения и переподготовку своих сотрудников; закрепление порядка распределения обучающихся на бюджетной основе выпускников вузов; введение новой системы образования (закрепление правовых форм, порядка создания и деятельности образовательных организаций, создаваемых крупными корпорациями); ориентировать меры политики содействия занятости (профориентацию, переподготовку, психологическую поддержку и др.) на каждую такую группу, закрепляя за группами специально подготовленных сотрудников службы занятости; необходимо широко применять субвенции и другие финансовые трансферты для поддержки предприятий, и в конечном счете спроса на труд, разворачивать по мере возможности общественные работы и массовые программы переподготовки незанятого населения и т. д.
Таким образом, считаем, что реализация этих рекомендаций позволит в перспективе улучшить состояние занятости населения и обеспечить устойчивое развитие Челябинской области.