Учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями.

В согласовании с поставленной целью нужно решать следующие задачки:

1. изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;

2. охарактеризовать учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований;

3. разглядеть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;

Файлы: 1 файл

по курсовой.docx

— 58.49 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Компании постоянно ведут  расчеты с поставщиками за обретенные у них главные средства, сырье, материалы и остальные товарно-материальные ценности и оказанные сервисы; с  покупателями - за купленные ими  продукты; с заказчиками - за выполненные  работы и оказанные сервисы.

 

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты либо несвоевременной  оплаты счетов возрастает, это приводит к появлению дебиторской и  кредиторской задолженности. Часть  данной задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и обязана находится  в рамках допустимых значений.

 

Сомнительная дебиторская  задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют  о нарушениях поставщиками и клиентами  денежной и платежной дисциплины, что просит незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное  принятие этих мер, может быть, лишь при осуществлении со стороны  компании систематического контроля.

 

Развитие рыночных отношений  увеличивает ответственность и  самостоятельность компаний в выработке  и принятии управленческих решений  по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение либо понижение дебиторской и  кредиторской задолженности приводят к изменению денежного положения  компании. Так, к примеру, существенное превышение дебиторской задолженности  над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству.

 

Это связано со значимым отвлечением  средств компании из оборота и  невыполнимостью гасить впору задолженность  перед кредиторами. На основании  этого нужно проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для  проведения анализа употребляются  данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играется верная организация на предприятии  бухгалтерского учета расчетных  операций, которая просит своевременного и полного отражения хозяйственных  операций по расчетам в первичных  документах и учетных регистрах.

 

Целью выпускной квалификационной работы является учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями.

 

В согласовании с поставленной целью нужно решать следующие  задачки:

 

1. изучить учет расчетов  с поставщиками и покупателями;

 

2. охарактеризовать учет  расчетов, основанных на зачете  взаимных требований;

 

3. разглядеть порядок списания  истребованной и не истребованной  задолженности;

 

4. провести анализ динамики, структуры и свойства дебиторской  и кредиторской задолженности;

 

5. проанализировать соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности;

 

6. выявить пути улучшения  состояния расчетов.

 

Объектом исследования в  выпускной квалификационной работе является открытое акционерное общество "Кировстрой", г. Киров.

 

В процессе исследования и  обработки материалов используются следующие способы экономических  исследований: экономический, монографический, экономико-математический, рассчетно-конструктивный; употребляются главные способы  экономического анализа, такие как: элиминирование, балансовый способ и  так далее.

 

Методологической и технической  основой для написания выпускной  квалификационной работы послужили: Федеральный  Закон о бухгалтерском учете  в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления  Правительства РФ и инструктивные  материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды российских и заграничных ученых.

 

Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность компании за 1998 - 2000 гг.:

 

форма № 1 "Бухгалтерский  баланс";

 

форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках";

 

данные аналитического и  синтетического учета по счету 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками";

 

счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

 

первичные документы.

 

1. Теоретические и методологические  базы учета и анализа расчетов  с поставщиками и покупателями

 

Хозяйственные связи, по утверждению  Лубяной В. С., - это нужное условие  деятельности компании, так как они  обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а  так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие  выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ либо услуг, а другое их покупателем, потребителем, а означает и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг; коммерческие условия поставки; количественные и  стоимостные характеристики поставок; сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ услуг); порядок  расчетов (условия платежей) меж  предприятием и поставщиками (подрядчиками). По определению Кондракова М. П., К  поставщикам и подрядчикам относят  организации, поставляющие сырье и  остальные товарно-материальные ценности, а так же оказывающие разные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды и др.) И выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт главных средств и др.).

 

Порядок расчетов меж предприятием поставщиками и подрядчиками по внутри-русским  поставкам определяется в согласовании с правилами безналичных расчетов в РФ. Условия внутри-русских поставок сформировывают в согласовании с  принятыми в стране условиями (франко - завод, франко - станция отправления, франко - вагон и др.), Определяющими  права и обязанности продавцов  и покупателей по отношению к  товару.

 

Работающим планом счетов бухгалтерского учета предусмотрена  возможность взаимосвязанного отражения  многих видов расчетов. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется  на пассивном счете 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками", схема этого счета представлена на рисунке 1, и активном счете 61 "Расчеты  по авансам выданным".

 

Оплата счетов поставщиков  и подрядчиков за поставленные материальные ценности и сервисы.

 

Зачет выданных авансов и  предварительных оплат.

 

Сальдо - остаток задолженности  поставщикам на начало периода.

 

упор счетов поставщиков  и подрядчиков за поставленные материальные ценности, выполненные работы, сервисы; выдача векселей; упор трат; отражение  коммерческого кредита.

 

Сальдо - остаток задолженности  поставщикам и подрядчикам на конец периода.

 

На счете 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" ведется учет расчетов за полученные ТМЦ, выполненные работы и сервисы, расчетные документы, по которым  акцептованы и подлежат оплате; расчеты  по которым производятся в порядке  плановых платежей; расчетные документы, по которым не поступили (неотфактурованные  поставки); излишки ТМЦ, выявленные при их приемке.

 

По кредиту счета 60 в  корреспонденции со счетами производственных запасов, продуктов, издержек производства и обращения отражается задолженность  компании поставщику (подрядчику) за практически  поступившие ТМЦ, принятые работы и  сервисы, за сервисы по доставке ТМЦ, а так же НДС.

 

Суммы, отражаемые по кредиту  формы 60, отмечает Вещунова Н. Л., зависят  также от соответствия сроков поступления  материальных ценностей и платежных  документов.

 

Если при заключении контракта  предусмотрен аванс (предварительная  оплата) поставщику (подрядчику), то он отражается на счете 61 "Расчеты по авансам выданным".

 

При окончательном расчете  поставщик производит зачет суммы  полученного аванса, предварительной  оплаты.

 

При журнально-ордерной форме  учета учет расчетов с поставщиками ведут в Ж/О № 6, где синтетический  расчет учетов с поставщиками смешивается  с аналитическим учетом. Аналитический  учет расчетов с поставщиками при  расчетах в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим  счетам в Ж/О № 6.

 

При автоматизации учета  на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями ("Расчет с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты по авансам", "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты по претензиям"). Эти машинограммы служат основанием для разработки оборотных  ведомостей по счетам, по итоговым данным, на основании которых делаются записи в Главную книгу.

 

В настоящее время, как  отмечает Кондраков Н. П., в бухгалтерском  учете при отгрузке продукции  покупателям возникающая дебиторская  задолженность отражается по цене реализации продукции на активном счете 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками". Счет имеет следующую структуру.

 

К этому счету могут  быть открыты следующие субсчета: 62 - 1 "Расчеты в порядке инкассо"; 62 - 2 "Расчеты плановыми платежами"; 62 - 3 "Векселя полученные" и  остальные.

 

На субъекте 62 - 1 "Расчеты  в порядке инкассо" учитывает  расчеты по предъявленным покупателям  и заказчикам и принятым банком к  оплате расчетным документам за отгруженную  продукцию (продукты), выполненные работы, сервисы.

 

На субъекте 62 - 2 "Расчеты  плановыми платежами" учитывают  расчеты с покупателями и заказчиками  при долгих хозяйственных связей с ними, когда расчеты носят  неизменный характер и не завершаются  поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

 

На субъекте 62 - 3 "Векселя  полученные" учитываются расчеты  с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями. На суммы  оплаты за отгруженную продукцию, выполненные  работы и оказанные сервисы организация  предъявляет расчетные документы  покупателю либо заказчику и производит бухгалтерскую запись:

 

Дебет сч. 46 "Расчеты с  покупателями и заказчиками"

 

Кредит сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

 

При погашении покупателями и заказчиками собственной задолженности  они списывают сумму данной задолженности  с кредита счета 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками" в дебет счетов денежных средств. Если по полученному векселю предусмотрено  взимание процента от суммы векселя, то на величину процента дебетуют денежные счета и кредитуют счет 80 "Прибыли и убытки".

 

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем либо заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю и  заказчику в ведомости № 16. Кредитовый оборот по счету 62 заносится в Ж/О  № 11, а потом в Главную книгу.

 

При использовании способа  учета реализации продукции (работ, услуг) "по отгрузке" организациям разрешается создавать резервы  по сомнительным долгам, учитываемые  на субсчете 1"Резервы по сомнительным долгам" счета 82 "Оценочные резервы". Величина резерва определяется по каждому  сомнительному долгу в зависимости  от денежного состояния организации  должника и оценки вероятности погашения  им долга. На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 80 "Прибыли  и убытки" и кредитуют счет 82 "Оценочные резервы". Не востребованная в срок дебиторская задолженность  списывается с кредита счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в дебет счета 82 "Оценочные  резервы".

 

В организациях, выполняющих  работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные) для учета расчетов с заказчиками может употребляться  счет 36 "Выполненные этапы по незавершенным  работам". С 1. 01. 2000 г. В согласовании с ПБУ 9/99 "Доходы организации" это правило распространяется на продукции и сервисы.

 

Каждый законченный и  оплаченный этап работ представляет собой размер реализованных выполненных  работ данного отчетного периода. Цена законченных предприятием этапов работ, принятых в установленном  порядке и оплаченных заказчиком, относится в дебет счета 36 "Выполненные  этапы по незавершенным работам" в корреспонденции с кредитом счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком цена этапов, учтенная на счете 36, списывается  в дебет счета 62 "Расчеты с  покупателями и заказчиками ". Аналитический  учет по счету 36 "Выполненные этапы  по незавершенным работам" ведется  по видам работ.

 

Безруких П. С., справедливо  утверждает, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска  не оплаты либо несвоевременной оплаты счетов поставщик может или потребовать  предварительной оплаты счета, или  произвести расчеты за счет выставленного  покупателем аккредитива, или прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная  оплата связана с неэтичным внедрением средств покупателя в обороте  поставщика до момента перехода продукта в собственность плательщика. Аккредитивная  форма расчетов также ведет к  отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Более гибкой, оперативной  и сразу обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов. Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 815), вексель является формой контракта займа. С момента  выдачи векселя дела сторон регулируются нормами вексельного права (3).

Информация о работе Учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями