Учет основных средств и нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Для целей бухгалтерского учета к основным средствам относятся активы организации при одновременном выполнении следующих условий (определены п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением МФ РБ от 30.04.2012 N 26):
имеющие материально-вещественную форму;
предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование;
организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

Содержание работы

1. Учет ОС
1.1 Основные средства, классификация и оценка
1.2 Аналитический учет ОС, понятие инвентарного объекта. Документальное оформление и учет поступления ОС
1.3 Учет и способы начисления амортизации ОС
1.4 Учет ремонта ОС
1.5 Документальное оформление и учет выбытия ОС
1.6 Учет арендованных ОС при текущей и долгосрочной аренде
1.7 Переоценка ОС
1.8 Инвентаризация ОС
2. Учет НА
2.1 Понятие, виды и оценка НА
2.2 Документальное оформление и учет НА. Характеристика сч 04, 05 и их корреспонденция с другими счетами.

Файлы: 1 файл

Учет ос и НА.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

     

Журнал –  ордер № 13 предназначен для отражения операций по учету ОС как собственных, так и полученных в лизинг. Ежемесячно в журнале – ордере № 13 выводятся итоги оборотов, которые после сверки с данными других учетных регистров (ведомостью №2, ж/о №№ 8,10, 10/1 и др.) переносятся в Главную книгу.

 

1.6 УЧЕТ АРЕНДОВАННЫХ  ОС ПРИ ТЕКУЩЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЕ

 

Виды аренды:

  • Текущая (краткосрочная);
  • Финансовая (долгосрочная).

Передача имущества  в аренду производится по договору аренды и оформляется актом приемки-передачи ОС, накладной.

Основные средства у арендодателя продолжают учитываться на 01 счете. Бухгалтер делает отметку в инвентарной карточке и копию карточки передает арендатору. Основные средства у арендатора будут учтены на 001счете” Арендованные ОС”.

Государственными предприятиями  арендная плата рассчитывается за месяц, исходя из арендуемой площади, установленной базовой ставки арендной платы за 1м2 (в БВ) и коэффициентов, характеризующих удобства в пользовании производственными зданиями.  

Расходы арендодателя по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту производственных зданий, сооружений, отоплению, энергоснабжению, связи, коммунальным и другим услугам не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно по договоренности на основании фактических расходов  (показаний  счетчиков).

 Юридические лица, имеющие здания, сооружения республиканской собственности, при сдаче их аренду перечисляют в республиканский бюджет 50% полученной арендной платы.                                          Типовые корреспонденции счетов:

Содержание операции

Д

К

Учет операций у арендодателя:

   

Переданы основные средства в аренду

01/в аренде

01

Начислена арендная плата (счет-фактура и счет-фактура по НДС)

76

91,90

Начислены коммунальные услуги

76

60

Поступила арендная плата на расчетный счет

51

76

Возмещены коммунальные услуги

51

76

Начислена амортизация по сданному ОС

91,20

02

Начислены налоги в бюджет

91,90

68

Получена прибыль или  убытки

99 (91,90)

91,90 (99)

Возвращены ОС арендодателю

01

01/в аренде

Учет операций у арендатора:

   

Получены основные средства в аренду

001

 

Начислена арендная плата  и коммунальные услуги

20,25,26,

44,18

76

Перечислена арендная плата и коммунальные услуги арендодателю

76

51

Возвращены основные средства арендодателю

 

001

Введено в эксплуатацию основное средство

01

08


1.7   ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Организация имеет право  не чаще 1 раза в год (на начало отчетного  года) переоценивать объект по восстановительной стоимости. Переоценка производится на основании соответствующих постановлений Совета Министров РБ. Переоценке подлежат все объекты основных средств находящихся на предприятии (действующие, на консервации, сданные в аренду), а также незавершенное строительство (счет 08), неустановленное оборудование (счет 07).

Не подлежат переоценке:

- жилищный фонд

- библиотечные фонды

- находящиеся в собственности  предприятий земельные участки,  объекты природопользования и некоторые другие.

Переоценка может производиться  тремя методами:

  1. Прямой метод - путем пересчета первоначальной стоимости  в цены, сложившиеся на момент переоценки  на новые объекты, аналогичные оцениваемым.

Для подтверждения рыночной цены (без НДС) на основные средства могут быть использованы сведения о стоимости производства новых аналогичных видов основных средств от организаций производителей, от торговых организаций, опубликованные в СМИ  и т.п., а также может быть привлечен оценщик.

  1. Индексный метод - путем индексации (умножения) первоначальной стоимости на  коэффициенты изменения стоимости, публикуемые Министерством статистики и анализа РБ.
  2. Метод пересчета валютной стоимости основных средств - путем пересчета первоначальной стоимости объектов основных средств, изготовленных иностранными производителями, приобретенных за иностранную валюту по курсу Национального банка РБ на 31 декабря.

Первичным документом  по переоценке ОС является ведомость переоценки основных средств по состоянию на ________г.

Ведомость составляется на основании инвентаризационных описей, инвентарных  карточек учета ОС, технических паспортов и др. технической документации. В ведомости переоценки записи производятся по каждому объекту отдельно.

После окончания работ  по переоценке составляется акт установленной формы. Акт подписывается членами комиссии по переоценке основных средств и утверждается руководителем предприятия.

В результате переоценки может быть дооценка или уценка первоначальной стоимости и амортизационных отчислений.

 

Дооценка стоимости  ОС = переоцененная ст-ть – первоначальная ст-ть


 

Дооценка суммы аморт. отчислений = аморт.отчисления после  переоценки – аморт. от-    

                         числения до переоценки


 

Отражение в бухгалтерском учете переоценки основных средств.

Дооценка  объекта

Д 01-К 83 – увеличение первоначальной стоимости.

 

Д 83-К 02–дооценка аморт. отчислений.

Уценка

Д 01 К 83 – красным сторно уменьшение первоначальной стоимости.

 

Д 83 К 02 – красным сторно уменьшение аморт.отчислений

 

1.8 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОС

– это проверка фактического наличия основных средств, выявление отклонений от данных бухгалтерского учета и приведение данных бух учета в соответствие с фактическим наличием имущества.

Сроки и порядок проведения инвентаризации определяется руководителем предприятия, собственником имущества. В отношении объектов ОС допускается проведение инвентаризации один раз в год. Проведение инвентаризации имущества обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в целях обеспечения достоверности ее показателей. Кроме того, инвентаризация должна обязательно проводиться при:

-  передаче  имущества в аренду, выкупе, продаже;

- смене материально  - ответственных лиц;

- установлении  фактов хищений или злоупотреблений  и порчи ценностей;

- в случае  чрезвычайных ситуаций (пожар, авария  и т.п.),

- при преобразовании  унитарного предприятия, 

- перед составлением  ликвидационного или разделительного  баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Инвентаризация  проводится комиссией с участием бухгалтера, МОЛ.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи ф. инв-1 (в 2-х экз.) Описи подписывается членами комиссии и МОЛ и передаются в бухгалтерию для простановки в них данных бухгалтерского учета.

При инвентаризации могут  быть выявлены излишки и недостачи.

Основные средства, не числящиеся в учете, оцениваются  комиссией по рыночной стоимости  и определяется величина амортизации.

Расхождения между данными бухгалтерского учета и инвентаризационных описей отражаются в сличительных ведомостях. К ним прилагаются письменные объяснения МОЛ.

Типовые корреспонденции  счетов:

Содержание операции

Д

К

Выявлены излишки:

   

Оприходованы ОС по остаточной стоимости

01

91

Начислен НДС (20%) на остаточную стоимость

18

68

Выявлена недостача:

   

Списана первоначальная стоимость ОС

01/ «выб ОС»

01

Списана сумма амортизации

02

01«выб ОС»

Списана остаточная стоимость (недостача)

94

01«выб ОС»

Начислен НДС (20%) на остаточную стоимость

18

68

Недостача отнесена на виновное лицо в сумме остаточной стоимости с НДС

   

Остаточная стоимость  с НДС

73/2

94

Недостача отнесена на виновное лицо в сумме  больше чем остаточная стоимость

   

Разница между взыскиваемой стоимости и остаточной  без НДС

73/2

98

Начислен  НДС на разницу

73/2

68

Возмещена недостача

и одновременно

50,70

98

73/2

91

Если виновное лицо не установлено или суд отказал в иске

   

Виновное лицо не установлено

91

94

Суд отказал в иске

и одновременно

94

91

73/2

94


 

Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете того месяца, в котором  была закончена инвентаризация, а  по годовой инвентаризации - в годовом  бух отчете.

 

 

2. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ  АКТИВОВ

 

2.1 Нематериальные активы – это активы, которые:

  • не имеют материально-вещественной (физической) формы;
  • используются  в деятельности предприятия в течение длительного времени (свыше 12 мес.);
  • способны приносить организации экономическую выгоду;
  • имеются документы, подтверждающие права правообладателя, т.е. документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы).

 

К НМА относят объекты интеллектуальной собственности (имущественные права):

  • на объекты промышленной собственности: изобретения, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, услуг (фирменные наименования, товарные знаки);
  • на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся объектами авторского права;
  • на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;
  • на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающие из лицензионных и авторских договоров;
  • право пользования природными ресурсами, землей;

В текущем учете НМА отражают по первоначальной стоимости, в балансе и отчетности – по  остаточной стоимости. Учет амортизации НМА - на сч 05.

 

Источники поступления нематериальных активов

Первоначальная стоимость

1. За плату у юридических и физ лиц;

фактические затраты  на приобретение, без НДС 

2. Созданы самим предприятием

фактические затраты  на создание

3. В качестве вклада учредителей в УФ

стоимость, согл учредителями, или экспертная оценка

4. Безвозмездное получение

рыночная стоимость

5. При инвентаризации как неучтенные объекты (излишки)

оценочная стоимость


 

2.2 Документальное оформление и учет НМА. Характеристика счетов 04, 05 и их корреспонденция с другими счетами

Первичным документом на оприходование  объектов нематериальных активов является акт о приеме нематериальных активов (1 экз., хранится в бухгалтерии). Аналитический учет ведется в инвентарной карточке учета НМА (на каждый объект).

Счет 04 "Нематериальные активы" (А) предназначен для отражения информации о наличии и движении нематериальных активов организации.

Сальдо по Д 04 - наличие на предприятии объектов НА по их первоначальной стоимости.

Оборот  по Д 04 - первоначальная стоимость принятых к бух учету объектов нематериальных активов, по К04 - первоначальная стоимость снятых с учета объектов НА.

К счету 04 могут  быть открыты  субсчета:

04-1 "Права на объекты  промышленной собственности"…

04-3 "Права  на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных";

04-4 "Права  пользования природными ресурсами, землей"…

   04-7 "Прочие нематериальные активы";

   04-8 "Выбытие нематериальных активов".

Типовые корреспонденции  счетов:

 

Содержание операции

Д

К

1

Приобретение  НМА за плату у поставщиков

   

а

Получены  НМА

08

60

б

Отражены затраты, связанные  с приобретением НМА

08

60,70,69,76

в

Приняты к учету НМА 

04

08

г

Зачтен НДС ( доп.условие - только после ввода НМА  )

68

18

2

Произведены НМА  собственными силами

   

а

Произведены затраты  на создание

08

10,70,69.76

б

Приняты к учету НМА

04

08

в

Начислен НДС на стоимость НМА

18

68

г

Зачтен НДС ( доп.условие - только после ввода НМА  )

68

18

3

Поступление НМА  в результате вклада в уставный фонд предприятия:

   

а

Внесены НМА в счет вклада

08

75

б

Приняты к учету НМА

04

08

4

Поступление НМА  при безвозмездной передаче

04

08

а

Поступили НМА в пределах  одного собственника

08

83

 

Приняты к учету НМА

04

08

б

Поступили НМА в остальных случаях

08

98

 

Приняты к учету НМА

04

08

 

Начислена амортизация

20,25,26

05

 

Каждый месяц на сумму  начисленной амортизации часть стоимости безвозмездно полученных НМА списывается на доходы

 

98

 

91

5

Поступление НМА  выявленных в излишке при инвентаризации:

04

91

Информация о работе Учет основных средств и нематериальных активов