Учет основных средств и нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Для целей бухгалтерского учета к основным средствам относятся активы организации при одновременном выполнении следующих условий (определены п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением МФ РБ от 30.04.2012 N 26):
имеющие материально-вещественную форму;
предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование;
организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

Содержание работы

1. Учет ОС
1.1 Основные средства, классификация и оценка
1.2 Аналитический учет ОС, понятие инвентарного объекта. Документальное оформление и учет поступления ОС
1.3 Учет и способы начисления амортизации ОС
1.4 Учет ремонта ОС
1.5 Документальное оформление и учет выбытия ОС
1.6 Учет арендованных ОС при текущей и долгосрочной аренде
1.7 Переоценка ОС
1.8 Инвентаризация ОС
2. Учет НА
2.1 Понятие, виды и оценка НА
2.2 Документальное оформление и учет НА. Характеристика сч 04, 05 и их корреспонденция с другими счетами.

Файлы: 1 файл

Учет ос и НА.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

 

Амортизация НМА - это процесс перенесения стоимости НМА на стоимость вырабатываемых  с их использованием продукции (р, у) или на иной источник.

Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бух учету, и начисляются до полного погашения стоимости НМА или списания его с баланса в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; производительным  - с даты их принятия к учету.

Амортизационные отчисления исчисляется ежемесячно по нормам, установленным самой организацией исходя из первоначальной или остаточной стоимости нематериальных активов и СПИ (но не свыше срока деятельности организации):

- до 40 лет, но не более срока деятельности организации - по средствам индивидуализации участников гражданского оборота товаров (фирменным наименованиям, товарным знакам)

-  до 20 лет – по объектам промышленной собственности - изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, секретам производства (ноу – хау);

- 10 лет - по другим объектам нематериальных активов.

Амортизация по НМА начисляется: линейным, нелинейным и производительным способом.

Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов НМА используется счет 05 "Амортизация нематериальных активов" (П).

 Кредитовое сальдо - сумма накопленной амортизации НМА организации. Оборот по К05 - начисление амортизации нематериальных активов, по Д05- списание суммы накопленной амортизации при снятии объектов НМА с учета.

Типовые корреспонденции  счетов:

Содержание операции

Д

К

Начислена амортизация  по НМА 

23,25,26

05

Начисление  амортизации НА,  не участвующих в предпринимательской деятельности

91

02

Списана амортизация  при выбытии НМА

05

04


 

Причины выбытия НА: реализация; безвозмездная передача; списание по истечении срока службы; внесения в качестве вклада в уставный фонд другой организации.

Для учета  выбытия НМА к счету 04 может открываться субсчет «Выбытие НМА»

 

Общая схема корреспонденции  счетов при различных путях выбытия НМА

 

 

Реализация

Ликвидация

Безвозмездная передача, стих бедствие

Недостача при  инвентаризации

 

Д

К

Д

К

Д

К

Д

К

Списана первоначальная ст-ть

04| 8

04

04| 8

04

04| в

04

04| в

04

Списана сумма амортизации

05

04| 8

05

04| 8

05

04| 8

05

04| 8

Списана остаточная стоимость

91

04|8

91

04|8

92,83

04|8

94

04|8

Начислен НДС

91

68

91

68

91*

68

94

68

Выручка

51

91

-

-

-

-

-

-

Убытки

99

91

99

91

99

91

91

94

Прибыль

91

99

91

99

-

-

-

-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Учет расхода материалов: по средневзвешенным ценам, по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической с/с, по методу ЛИФО. Учет реализации материалов

 

 

При  списании материалов на производство в РБ применяются  следующие методы оценки (выбранный метод отражается в учетной политике предприятия):

    1. по средневзвешенным ценам;
    2. по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической с/с;
    3. по ценам последнего приобретения (ЛИФО).

1.  По  средневзвешенным ценам

 

Стоимость списанных на затраты материалов = количество списанных материалов х средневзвешенную цену материалов


 

Средневзвешенная цена материалов = (стоимость материалов на нач. месяца + стоимость материалов поступивших за месяц) / (количество материалов на нач. месяца + количество поступивших за месяц)


 

Пример: организация в  течение марта 200_г. приобретала материал А.

 

Кол-во, ед.

Цена, руб.

Стоимость, руб.

Остаток на начало месяца (на 01.03.200_г.)

200

1 000

200 000

Поступило 02.03

100

1 200

120 000

Поступило 16.03

400

1 400

560 000

Поступило 30.03

200

1 300

260 000

Всего поступило за март по стоимости приобретения

700

-

940 000

Итого поступило с  учетом остатка на начало месяца

900

-

1 140 000

Средняя цена единицы материала А в марте (1 140 000 / 900)

 

1 267

 

Расход материала в  марте на изготовление продукции (в  количестве) по данным оперативного учета, и по стоимости

700

1 267

886 900

Остаток на 01.04.20_г.

200

1 267

253 100


Д 20, 25,26… К 10     886 900 рублей.

2. По учетным ценам с учетом отклонений от их фактической с/с

При большой номенклатуре материалов их фактическую с/с можно рассчитать только в конце месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые об этой стоимости (расчетные документы поставщиков материалов, АТП на их перевозку, погрузочно-разгрузочные работы).  Движение же материалов происходит ежедневно, поэтому необходимо использовать в текущем учете твердые, заранее установленные цены (учетные). В качестве учетных - могут использоваться: средние покупные цены; цены плановой себестоимости; договорные цены.

  Ежемесячно рассчитываются  сумма и процент отклонений  фактической себестоимости от стоимости материалов по учетным ценам:

 

                          Остаток ТЗР на начало м-ца + ТЗР на поступившие материалы

  % ТЗР =     ------------------------------------------------------------------------------------------       * 100

               остаток материалов на начало  м-ца + поступившие материалы за  м-ц 

                                                               (по учетным ценам)


 

Пример: организация в  течение марта 200_ г. приобретала материал А

 

 

Кол,ед.

Стоимость по учетным ценам (установлена 1300 руб за ед)

Фактическая себестоимость, руб

Отклонения,

 руб

Остаток на начало месяца (на 01.03.20-г.)

200

260 000

200 000

-60 000

Поступило 02.03

100

130 000

120 000

-10 000

Поступило 16.03

400

520 000

560 000

40 000

Поступило 30.03

200

260 000

260 000

0

Всего поступило за март по стоимости приобретения

700

910 000

940 000

30 000

Итого поступило с  учетом остатка на начало месяца

900

1 170 000

1 140 000

-30  000

Процент отклонений

 

Отклонения отрицательные, т.е. уменьшают стоимость по уч ценам

30 000 / 1170 000 *100 =2,56

 

2,56

Расход материала в  марте на изготовление продукции (в кол-ве) по данным оперативного учета, и по стоимости

 

700

 

910 000

 

886 704

(910 000-23296)

 

-23 296

(910000*2,56/100)

Остаток на 01.04.20_г.

200

260 000

253296 (1140000-886704)

 

Д 20, 25, 26… К 10            910 000 рублей;       Д 20, 25, 26… К 16 (10)     -  23 296  рублей

  1. По ценам последнего приобретения ( ЛИФО)

  Метод заключается  в оценке ТМЦ по их восстановительной  стоимости: последняя партия на приход она же первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по цене последней закупленной партии, затем по предпоследней и т.д.

 

Показатели

Кол-во

единиц

Цена, руб.

Сумма, руб.

Остаток на начало месяца (на 01.03.20_г.)

200

1000

200 000

Поступило в марте всего

900000

 

940 000

В том числе:

     

1 партия

100

1200

120 000

2 партия

400

1400

560 000

3 партия

200

1300

260 000

Расход  материала  А в марте на изготовление продукции (в количестве) по данным оперативного учета

700

х

х

Остаток на 01.04.20_г. в количестве

200

х

х


 

                  Расчет по методу ЛИФО

Расход всего

700

х

940 000

         В том числе:

     

Из 3 партии

200

1300

260 000

Из 2 партии

400

1400

560 000

Из 1 партии

100

1200

120 000

Остаток на 01.04

200

х

200 000

В том числе:

     

Из остатка на 01.03.20_г.

200

1000

200 000


 

Д 20,23, 26   К10    940 000 рублей

Сведем полученные данные в таблицу для наглядного анализа  различных методов оценки материалов:

 

Способ определения  материальных затрат

Сумма материальных затрат, руб.

По учетным  ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости

886704

По средневзвешенным ценам

886900

По методу ЛИФО

940 000



Информация о работе Учет основных средств и нематериальных активов