Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 02:55, дипломная работа

Описание работы

Основополагающим процессом в хозяйственной деятельности предприятия является процесс производства. По его характеру обычно определяются виды основной деятельности, содержание товарного знака, название предприятия. Кроме того уставный капитал формируется под условием дающим возможность осуществлять процесс производства. Под влиянием этого процесса находится финансовый результат от хозяйственной деятельности предприятия: прибыль или убытки. Поэтому любой предприниматель старается умело управлять процессом производства т.е. затратами, объемом выпуска продукции, ее конкурентоспособностью, качеством. Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, который непрерывно и взаимосвязано отражает любые хозяйственные операции, подтвержденные документами, обеспечивая достоверность, своевременность и суммарную точность информации. В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.

Содержание работы

Введение ………………………..…………………………………………………………3
1 Теоретическая глава. Основные положения об учете затрат на производство
продукции на предприятии…………………………………………………….…..7
1.1. Нормативно-правовая база, определяющая методику учета
затрат и анализа себестоимости продукции…………………….………..…...…7
1.2. Понятие и виды затрат……………………………………………………...12
1.3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…..16
1.4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции……………....25
2.Практическая глава. Разработка рекомендаций по учету затрат на производство
продукции на предприятии ООО «ШКД…………………………….….…….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………….……....30
2.2. Оценка состояния учета затрат на производство древесной плиты……...35
2.3. Анализ затрат на предприятии для целей снижения их уровня …….……41
2.4. Предложения по улучшению учета затрат на предприятии………….…...46
Заключение …………………………………………………………………..…….…….51
Глоссарий………………………………………………………………………...………55
Список использованных источников ……

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Учет затрат на производство продукции(работ,услуг)на предприятии.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Выделяются три вида экономического анализа затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.

Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные  пути развития предприятия, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.

Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия за отчетный период (месяц, квартал, год).

Задачами текущего анализа являются:

• анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции;

• выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции;

• объективная оценка работы отдельных подразделений и предприятия в целом.

Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет.

Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости. Поэтому текущий анализ и контроль, как правило, осуществляются синхронно с планированием на базе его информационной среды. Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.12

Задачи оперативного анализа:

• систематическое выявление уровня выполнения бюджетов (смет) по центрам ответственности (центрам затрат, прибыли, инвестиций);

• определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня;

• своевременное предоставление полученной информации управляющей системе для принятия решений.

Затраты на производство и реализацию продукции анализируются по следующим основным направлениям:

• анализ общей сметы затрат на производство продукции;

• анализ смет затрат подразделений — центров затрат;

• анализ себестоимости единицы продукции;

• факторный анализ отклонений по статьям калькуляции;

• анализ затрат на рубль продукции;

• комплексная оценка интенсификации производства и ее анализ.

Анализ затрат на производство продукции начинается с анализа сметы затрат.

В смету затрат на производство продукции включаются все затраты, необходимые для производства запланированного объема продукции, сгруппированные по признаку однородности, независимо от места их применения и сферы назначения.

Смета затрат по предприятию в целом формируется на основе смет затрат основных подразделений (центров затрат), в которых, в свою очередь, учитывались сметы вспомогательных и обслуживающих цехов.

 Элементами сметы являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Поэтому группировка по экономическим элементам используется для планирования снабжения производства материалами, анализа процесса производства, регулирования фонда оплаты труда и объема денежных средств, участвующих в расчетах предприятия.

 Смета затрат на производство формируется на основе смет затрат материалов, сметы трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Используя данные о производственной себестоимости и добавив информацию об административных и коммерческих расходах, определяют общие затраты на производство и реализацию продукции. Выручка от продаж (бюджет продаж) за минусом затрат на производство и реализацию продукции формирует план прибылей и убытков, на основе которого, а также сметы денежных средств и бюджета капитальных затрат составляется прогнозный бухгалтерский баланс - конечный продукт всего процесса составления плана (бюджета).

 Для принятия оптимальных решений по оперативному управлению производством и сбытом продукции, обеспечения контроля за затратами на производство и на реализацию продукции и снижения издержек как важнейшего фактора роста прибыли от продаж необходимо систематическое сопоставление данных о фактических затратах на производство со сметными данными за период, предшествующий отчетному.

На динамику затрат на производство оказывают влияние два фактора: структурные изменения в ассортименте выпускаемой продукции и изменения объема выпуска. Влияние первого фактора тем меньше, чем меньше период анализа. Поэтому наиболее эффективны динамические сравнения за минимальные промежутки времени. В примере сравниваются сметные затраты с фактическими за месячный период, что в определенной степени элиминирует влияние ассортиментных сдвигов.

 Влияние второго фактора (изменение объемов производства — за период, предшествующий отчетному, или по сравнению со сметным) может быть устранено путем корректировки затрат предшествующего и сметного периодов на фактическую величину объема производства в отчетном периоде.

 Скорректированные величины затрат получают следующим образом:

1) Определяют динамику изменения объемов производства за анализируемый период. Для этого высчитывается индекс изменения объема производства как частное от суммы объема производства по смете за предшествующий период к  фактической сумме объема производства за отчетный период. Фактические затраты в предшествующем периоде по каждому экономическому элементу и затраты на производство в целом корректируются на индекс объема производства. В результате получаются фактические затраты в предшествующем периоде скорректированные на объем производства, предусмотренный на отчетный период по смете.

2) Сравнивается фактический выпуск продукции за предшествующий период  к объему, предусмотренному по смете на анализируемый месяц. Умножая затраты на производство за отчетный период на индекс изменения фактического объема по сравнению со сметой в этом периоде, получаются скорректированные сметные затраты на отчетный период.

Скорректированные затраты теперь можно сравнить с фактическими затратами на производство в отчетном периоде.

Абсолютное отклонение – это результат сопоставления отклонений фактических затрат на производство по экономическим элементам и в целом за отчетный период с откорректированными на объем производства сметными значениями и с затратами на производство в предшествующем.

Относительные отклонения– это результаты от деления отклонений фактических затрат за отчетный период на объем производства в сопоставимых ценах в предшествующем или в сметном отчетном периоде.

Таким образом, анализ отчетных данных (фактических затрат и доходов) и запланированных результатов (сметных затрат и доходов) обеспечивает обратную связь процесса контроля и регулирования. С помощью экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления. Анализ структуры материальных затрат позволяет изучать динамику изменений отдельных статей затрат, при необходимости усиливать контроль за расходом отдельных видов ресурсов, а также способствует выявлению резервов снижения материальных затрат.

            

                

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практическая  глава. Разработка рекомендаций по учету затрат на производство продукции на предприятии ООО «ШКДП»

 

2.1.Краткая характеристика предприятия

 

Шекснинский комбинат древесных плит расположен в поселке Шексна Вологодской области на берегу залива образовавшегося при впадении небольшой реки Чуровки в Волго-Балт, вблизи заготовок лиственных пород (берёза, осина и другие). Удобное природно-географическое расположение, близость транспортных путей (железнодорожного и водного) предрешили развитие Шекснинского комбината древесных плит, постоянно совершенствующего свой технологический процесс, соизмеряя его с требованиями времени.

Основное сырье Шекснинского комбината древесных плит - бросовая древесина: неликвиды низкосортных лиственных пород и низкотоварная древесина хвойных пород, которая непригодна для других целей. Сырьё поступает водным и железнодорожным путём.

Строительство завода началось в 1969 году. Первая продукция выпущена  на промышленном прессе  немецкого производства  « Бизон – Франс» 30 апреля 1974 года. И цех начал выпускать плиту ДВП толщиной  4,6,8  мм.

А завод продолжал расширяться.  Возводились корпуса второй очереди  завода: расширение цеха щепы, цеха ДСП, склада смол. В цехе ДСП установлены две технологические линии. Первая древесностружечная плита была выпущена 22 апреля 1980 года.   В 1993 году  ОАО  «Тольяттиазот» взяло на себя затраты по строительству совершенно нового для России производства МДФ. Было   закуплено и установлено немецкое оборудование фирмы «Бизон» мощностью 50 т.м3. И в 1997 году была получена первая плита средней плотности, отвечающая мировым стандартам.

На сегодняшний день отработана технология  по выпуску нескольких толщин -10 мм, 16 мм, 18 мм  и 24 мм.  В связи с увеличением потребности в карбамидно-формальдегидной смоле в имеющемся складе смол были установлены 3 реактора и получена малотоксичная смола по новой безотходной технологии.   В апреле 2003 года была запущена в эксплуатацию линия по производству ламинированной плиты, а в январе 2004 года – вторая. Обе линии фирмы «Бюркле»  имеют производительность 240000 м2 плиты в месяц каждая.13

Организационно-правовая форма предприятия общество с ограниченной ответственностью. Учредителем Шекснинского завода древесных плит (далее ООО «ШКДП») является ОАО «Тольяттиазот» Самарская обл. г. Тольятти.  ООО «ШКДП» создан с целью получения прибыли в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Основными задачами деятельности предприятия являются: удовлетворение общественных потребностей в своей продукции, работах, услугах; обеспечение рабочими местами населения; участие в социально-значимых программах поселка и района.

Техническая политика ООО «ШКДП» направлена на:

• повышение качества и  количества выпускаемой продукции за счет мобилизации внутренних ресурсов и проведение плановой реконструкции производственных линий;

• эффективную утилизацию промышленных отходов;

• уменьшение выбросов в окружающую среду за счет применения новых технологий;

• повышение производительности труда.

В составе Шекснинского комбината древесных плит входят три основных производства: производство щепы, ДВП, ДСП и цех ламинирования плит, а также вспомогательные цеха: тепловая станция, ремонтно-механический цех, электроцех, газокомпрессорная станция, транспортный цех, железнодорожный цех.

Основные цеха:

1. Производство   ДВП –   выпуск  древесноволокнистой  плиты, следующих видов: твердая толщиной 6,0мм, сортов А, Б, В;

твердая  толщиной 10,0мм, сортов А, Б и В;

твердая толщиной 7,0мм, сортов  А, Б, В.

А также выпуск плиты средней плотности (ПСП) – 1, 2 и 3 сорта, толщиной 24,0мм, 18,0мм, 16,00мм, 10,0мм.

Производительность  4500 тысяч  квадратных  метров  в год. Среднесписочная численность 200  человек.

2. Производство  ДСП - выпуск  древесностружечной  плиты 1 и 2 сорта  толщиной 16,0мм, объемом  200 тысяч  квадратных  метров  в год. Среднесписочная численность 212  человек.

 3. Цех  щепы - прием  сырья,  переработка  его  в щепу,  подача  щепы в ДВП и ДСП. Среднесписочная численность 102 человека

4. ЛДСП - покрытие  ламинированной  пленкой  древесно-стружечной плиты толщиной 16,0мм. Выпускается четыре категории декоров.

Фоновые: белый, светло-серый, бежевый;

Древесные декоры: Бук-натур, Гепланкт, Блюм, Вишня Академия, Орех Ноче Амати, Орех Ноче Браво, Орех Ноче Гварнери, Орех Ноче Экко, Клен Мэдисон, Ольха, Дуб Солнечный, Дуб Темный;

Цветные фоновые: салатовый, светло-синий, лаванда, черный;

Металлик - титан.

Существует два вида тиснения: шагрень и древесные поры. Ламинирование плиты производится пленкой импортного производства фирм  «Интерпринт» и «Граево». Производительность  – 5240 тысяч  квадратных  метров  в год. Среднесписочная численность 50 человек.

Вспомогательные цеха:                          

1. Тепловая  станция  - производство   теплоэнергии и подача её в  цеха а также обеспечение горячей водой и отоплением население  поселка. Занято 75 человек.

2. Ремонтно-механический цех (РМЦ)- изготовление запчастей для всех  цехов. Среднесписочная численность 35 человек.

3. Электроцех - обслуживание  электрооборудованием  во всех  цехах. Среднесписочная численность 36 человек.

4. Транспортный  цех - оказание  транспортных  услуг по перевозке грузов (сырья, материалов, топлива, готовой продукции). Среднесписочная численность 76 человек.

5. Железнодорожный  цех – прием сырья, материалов; погрузка                                                                          готовой продукции. Среднесписочная численность 40 человек.

6. Участок  смол - варка смолы, подача в производство. Среднесписочная численность 36 человек.

7. Лесопильный  участок - изготовление материалов и столярных изделий. Среднесписочная численность 16 человек.

8. Заводоуправление, склады, столовая, база отдыха. Среднесписочная численность 185 человек.                                            

Среднесписочная численность по предприятию в 2008 г. - 1063 чел. Средняя заработная плата-9956 руб.  Структура зарплаты по видам оплаты выглядит так: основная зарплата- 60% от общего фонда зарплаты, премирование -13%, районный коэффициент-11%, оплата отпусков- 8%, оплата за многосменный режим работы- 5%, прочее- 2%. Структура управления предприятием централизованная.

(Приложение Б).

Шекснинский комбинат древесных плит - крупнейшее предприятие района, с ним сотрудничают свыше 800 предприятий и организаций более чем из 30 областей, краев, республик, стран ближнего зарубежья. Комбинат - сложный многофункциональный механизм. Его продукция нашла широкое применение в мебельной промышленности, строительстве, машиностроении и в других областях хозяйства.

Информация о работе Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) на предприятии