Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 02:55, дипломная работа
Основополагающим процессом в хозяйственной деятельности предприятия является процесс производства. По его характеру обычно определяются виды основной деятельности, содержание товарного знака, название предприятия. Кроме того уставный капитал формируется под условием дающим возможность осуществлять процесс производства. Под влиянием этого процесса находится финансовый результат от хозяйственной деятельности предприятия: прибыль или убытки. Поэтому любой предприниматель старается умело управлять процессом производства т.е. затратами, объемом выпуска продукции, ее конкурентоспособностью, качеством. Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, который непрерывно и взаимосвязано отражает любые хозяйственные операции, подтвержденные документами, обеспечивая достоверность, своевременность и суммарную точность информации. В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
Введение ………………………..…………………………………………………………3
1 Теоретическая глава. Основные положения об учете затрат на производство
продукции на предприятии…………………………………………………….…..7
1.1. Нормативно-правовая база, определяющая методику учета
затрат и анализа себестоимости продукции…………………….………..…...…7
1.2. Понятие и виды затрат……………………………………………………...12
1.3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…..16
1.4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции……………....25
2.Практическая глава. Разработка рекомендаций по учету затрат на производство
продукции на предприятии ООО «ШКД…………………………….….…….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………….……....30
2.2. Оценка состояния учета затрат на производство древесной плиты……...35
2.3. Анализ затрат на предприятии для целей снижения их уровня …….……41
2.4. Предложения по улучшению учета затрат на предприятии………….…...46
Заключение …………………………………………………………………..…….…….51
Глоссарий………………………………………………………………………...………55
Список использованных источников ……
МЕМ = -------------- *100, где
В
МЕМ - материалоемкость продукции, коп.
МЗ - материальные затраты на выпущенный объем продукции, руб.;
В - выпуск продукции, руб.
Материалоемкость древесностружечной плиты равна:
464 644 000
МЕМ = ------------------- *100 = 94 коп.
493 918 187
Смета затрат на производство является сводным документом, в котором формируется общий объем плановых затрат, и который регулирует и направляет работу предприятия в области снижения издержек производства. Смета составляется в денежном выражении на годовой период, а сумма расходов распределяется по кварталам. В каждой группе затрат по смете выражен характер однородности, что позволяет разрабатывать финансовый план предприятия. Смета используется и для определения потребности в оборотных средствах, планирования обращения за кредитом. Она является внутренним документом предприятия.
Смета затрат по предприятию в целом формируется на основе смет затрат основных и вспомогательных цехов.
Элементами сводной сметы затрат являются:
• материальные затраты,
• затраты на оплату труда,
• отчисления на социальные нужды,
• амортизация
• прочие затраты.
Поэтому группировка по экономическим элементам используется для планирования снабжения производства материалами, анализа процесса производства, регулирования фонда оплаты труда и объема денежных средств, участвующих в расчетах предприятия.
Сводная смета затрат составляется на основе следующих расчетов и смет:
• расчета затрат на сырье (за вычетом стоимости возвратных отходов), материалы, топливо и энергию на технологические цели;
• расчета затрат на оплату труда производственных рабочих;
• расчета отчислений на социальные нужды производственных рабочих;
• расчета амортизационных отчислений;
• сметы общехозяйственных расходов;
• сметы расходов на подготовку и освоение производства;
• сметы расходов на ремонт основных фондов;
• сметы расходов на содержание вспомогательных производств;
• сметы общепроизводственных расходов (включая расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, и цеховые расходы);
• сметы прочих расходов;
• сметы коммерческих расходов.
Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены:
1) все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции;
2) затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.);
3) затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения.
Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.
По окончанию отчетного периода на основании фактических учетных данных рассчитываются отклонения затрат от положенных норм расхода. Как просматривается на примере сметы затрат по цеху ДСП за сентябрь месяц (Приложение Ж) определены расхождения в нормативном и фактическом учете. В первой графе показано какое количество затрат понесет предприятие при планируемом выпуске древесностружечной плиты. Во второй графе произведен пересчет затрат на фактический выпуск плиты. В третьей графе показаны фактические затраты на производство действительного выпуска плиты. В четвертой графе рассчитаны отклонения путем вычитания данных второй графы из третьей.
Данная смета затрат рассчитывается ежемесячно в течение года в целях контроля и регулирования уровня затрат. Из анализа сметы затрат за сентябрь месяц по цеху ДСП выявлен перерасход вспомогательных материалов и запчастей на сумму 442,3тысячи рублей. Это обстоятельство отрицательно сказывается на экономике предприятия, в частности на уровень рентабельности, на величину прибыли, на себестоимость продукции. Для устранения перерасхода предлагаю практиковать на предприятии лимитно-заборные карты.
Лимитно-заборные карты применяются для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
Лимитно-заборная карта выписывается отделом снабжения или плановым отделом в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается цеху - потребителю материалов, второй - складу.
При предъявлении кладовщиком цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты складом осуществляется отпуск материалов в производство. Кладовщик материального склада отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте расписывается кладовщик материального склада, а в лимитно-заборной карте склада – кладовщик цеха. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению начальника отдела снабжения или начальника производственно-технического отдела. Изменение лимита производится теми же уполномоченными лицами. После использования лимита, лимитно-заборная карта сдается в бухгалтерию предприятия.
На основании выявленного перерасхода вспомогательных материалов, с начальника производства ДСП берется служебная записка с пояснением причин перерасхода. В ней объясняется, что перерасход вспомогательных материалов произошел по причине большого износа некоторого оборудования цеха. Некоторые станки имеют довольно большой срок службы, и нуждаются в капитальном ремонте. Расходы по ремонту относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли.
Так как заменить станки на новые не представляется возможным, ввиду недостаточности средств у предприятия, считаю целесообразным предложить создать резервный фонд для ремонта оборудования. При значительном объеме ремонтных работ нормативы отчислений в резервный фонд на ремонт основных средств утверждаются на срок 5 лет.
Для учета ремонтного фонда необходимо открыть субсчет «Ремонтный фонд» по пассивному счету 96 «Резервы предстоящих расходов».
Отчисления в ремонтный фонд оформляются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» (и других счетов производственных затрат);
Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
При образовании ремонтного фонда операции по учету ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом счете 23 «Вспомогательные производства». По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, а с кредита фактическую себестоимость ремонтных работ списывают за счет ремонтного фонда. Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье «Незавершенное производство».18
Приход строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов (10) и кредиту счета 23 «Вспомогательные производства».
Списание фактической себестоимости ремонта, осуществленного хозяйственным способом с использованием счета 23, оформляют следующей записью:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»;
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства».
В результате данной операции себестоимость продукции соответственно увеличится. Но отнесение расходов по ремонту станков на себестоимость продукции, благодаря резервному фонду, будет более равномерно, и распределиться на весь период.
По итогам проведенных исследований и рассуждений хотелось бы отметить, что в себестоимости продукции предприятия ООО «ШКДП» значительный удельный вес занимают материальные затраты. Поэтому основные пути снижения себестоимости продукции следует искать в сокращении величины материальных затрат. Этого возможно достичь посредством внедрения более продуктивной технологии переработки сырья, рационального расходования материалов, сокращения брака при производстве. В связи с этим анализ материальных затрат приобретает большое значение.
Основные пути снижения материалоемкости продукции состоят в совершенствовании техники и технологии переработки сырья, позволяющем максимально экономить материалы. Рассмотренная методика анализа материальных затрат позволяет определить направления, по которым должно пойти дальнейшее изыскание резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.
Таким образом, экономический анализ, как элемента управления затратами находится в тесной взаимосвязи с остальными его составляющими. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная цель анализа –выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
2.4. Предложения по улучшению учета затрат на предприятии
Учет затрат на предприятии ООО «ШКДП» ведется нормативным методом. Его сущность заключается в том, что на предприятии определены и установлены нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, заработной платы и т.д. Для контроля за выполнение норм составляется плановая калькуляция.
Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Она рассчитывается по прогрессивным плановым нормам использования активной части основного капитала, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.
Для усовершенствования учета затрат и снижения себестоимости продукции на предприятии ООО «ШКДП» разработан следующий ряд рекомендаций и предложений:
• Аналитический учет затрат по счету 20 «Основное производство» на предприятии ООО «ШКДП» ведется по статьям калькуляции и подразделениям предприятия (цех). Вся информация о затратах на производство продукции (о движении материалов, начислении амортизации, заработной платы и др.) группируется в ЭВМ по корреспондирующим счетам и составляется ведомость оборотов по счету 20 «Основное производство».
Целесообразным было бы предложить группировать затраты также и по видам продукции. Например цех ДВП производит следующие виды плит: твердая толщиной 6,0мм, толщиной 10,0мм и толщиной 7,0мм. Учет фактически израсходованного сырья и материалов осуществлять пропорционально расходу их по норме. Для этого ввести дополнительные субсчета в рабочий план счетов предприятия к 20 счету.
При исчислении затрат по видам продукции накладные расходы, затраты будущих периодов, резервы предстоящих платежей распределяются за счет применения средних процентов.
Аналитический учет затрат по видам плит позволит определять нижнюю границу цены продукции, а также возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции, определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции.
• В некоторых случаях на предприятии ООО «ШКДП» имеются материально-производственные запасы без оформленных надлежащим образом или не поступивших от поставщиков по разным причинам сопроводительных, расчетных и платежных документов. Поступившие материалы приходуются при получении платежных документов. Вследствие чего затраты на производство не правильно относятся на себестоимость продукции.
В данном случае рационально было бы использовать в счете 10 субсчет «неотфактурованная поставка». Имущество, поступившее по неотфактурованной поставке, отражается в бухгалтерском учете следующей записью: Дебет 10, субсчет «Неотфактурованная поставка», Кредит 60, субсчет «Неотфактурованная поставка» - отражено поступление материала по неотфактурованной поставке.
Неотфактурованные поставки приходуются и учитываются до получения расчетных документов от поставщика по принятым в организации учетным или рыночным ценам. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена должна быть скорректирована согласно поступившим расчетным документам с уточнением расчетов с организацией-поставщиком.
Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же или в следующем месяце, но до составления в бухгалтерии соответствующих документов по оприходованию материальных запасов, то их учет осуществляется в порядке, установленном в организации.
Основанием для принятия к учету предприятием материально-производственных запасов, поступивших по неотфактурованным поставкам, является Акт о приемке материалов (форма № М-7), утвержденный постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.
Акт составляется не менее чем в двух экземплярах комиссией, в которую наряду с материально ответственными лицами входят представители администрации организации-покупателя и представители отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
Один экземпляр акта передают в бухгалтерию предприятия для учета движения материальных ценностей. Второй экземпляр акта направляется поставщику для сообщения ему о неотфактурованной поставке.
Приобретенные организацией материалы принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение без НДС.19 Поэтому, при отражении поступления имущества по неотфактурованным поставкам, организация вправе отразить указанную в договоре сумму НДС по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.
Информация о работе Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) на предприятии