Угольная промышленность в период кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Значительные запасы энергетических ресурсов и мощный топливно-энергетический комплекс, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, есть у России. На мировых энергетических рынках роль страны во многом определяет ее геополитическое влияние.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Кризис в угольной промышленности России………………………………………………….4
- Проблемы развития угольной отрасли…………………………………………………….4
- Влияние кризиса на угольную промышленность……………………………………...….5
- Попытки минимизировать последствия кризиса………………………………………….6
- Роль государства………………………………………...…………………………………..8
- Выход из кризиса……………………………………………...…………………………….9
Кризис в угольной промышленности Кузбасса………………………………………………10
- Угольная промышленность Кузбасса в период мирового финансового кризиса….....10
- Пик кризиса в угольной промышленности пройден…………...………………………..12
Практическая часть……………………………………………………………………………..15
- Анализ организации ЗАО "Разрез Распадский"……………………………………...…..15
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.95 Кб (Скачать файл)

 

 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
На тему: "Угольная промышленность в период кризиса"

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка гр.8703 
Нитикина Татьяна Евгеньевна 
Руководитель: старший преподаватель

Собянина Ольга Николаевна 
Защитила: ________, _________, ______________________ 
   оценка дата  подпись членов комиссии 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Кризис в угольной промышленности России………………………………………………….4

- Проблемы развития угольной  отрасли…………………………………………………….4

- Влияние кризиса на  угольную промышленность……………………………………...….5

- Попытки минимизировать  последствия кризиса………………………………………….6

- Роль государства………………………………………...…………………………………..8

- Выход из кризиса……………………………………………...…………………………….9

Кризис в угольной промышленности Кузбасса………………………………………………10

- Угольная промышленность  Кузбасса в период мирового  финансового кризиса….....10

- Пик кризиса в угольной  промышленности пройден…………...………………………..12

Практическая часть……………………………………………………………………………..15

- Анализ организации ЗАО  "Разрез Распадский"……………………………………...…..15

Заключение……………………………………………………………………………………...19

Список используемой литературы…………………………………………………………….20

Приложение…………………………………………………………………………………..…21

 

 

 

 

 

Введение

Значительные запасы энергетических ресурсов и мощный топливно-энергетический комплекс, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, есть у России. На мировых энергетических рынках роль страны во многом определяет ее геополитическое влияние.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального  хозяйства и во многом определяет формирование основных финансово-экономических  показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы являются национальным достоянием России. Эффективное его использование  создает необходимые предпосылки  для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего  рост благосостояния и повышение  уровня жизни населения.

Экономический рост в России влечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы внутри страны, а необходимость наполнения бюджета  средствами, требуемыми для решения  социальных и экономических проблем, потребует дальнейшего повышения  эффективности функционирования топливно-энергетического  комплекса РФ.

Соответствовать требованиям нового времени может только качественно  новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим  стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.(5)

Угольная промышленность - одна из ведущих отраслей ТЭК. Уголь используют как технологическое сырье (в  виде кокса) в черной металлургии  и химической промышленности (коксовые газы) для производства минеральных  удобрений и пластмасс, а также  уголь является энергетическим сырьем для производства электроэнергии на ТЭС и для отопления жилищ. С использованием угля производится примерно 44% всей мировой электроэнергии. В нашей стране этот показатель равен примерно 26%.(6)

Как известно, уголь значительно  уступает природному газу и нефти  по затратным и экологическим  показателям его использования. Однако, по оценкам Международного энергетического агентства, при  существующих темпах потребления разведанные  запасы нефти будут исчерпаны  уже через 30 лет, а газа - в ближайшие 50, в то время как запасов угля при самом интенсивном использовании  хватит на 200 лет. Перспективы развития мировой энергетики значительно  зависят от ее ресурсной обеспеченности. В данном отношении угольная промышленность находится в гораздо лучшем положении, чем нефтяная и газовая промышленность, а следовательно, в долгосрочной перспективе является более перспективной  отраслью ТЭК.

 

 

 

 

 

Кризис в угольной промышленности России

По данным Министерства промышленности и торговли РФ, динамика производства угля в 2008 году составила 103% по отношению  к 2007 году. Если брать статистику по январю–сентябрю 2008 года, то рост производства угля составлял 107% к соответствующему периоду 2007 года. Однако финансовый кризис и сопутствующее падение спроса на уголь скорректировал итоговый показатель. В последнем квартале 2008 года ежемесячная  отгрузка коксующегося угля снизилась  с 3,5 млн. т до 800 тыс. т. 
В угольной отрасли наблюдался устойчивый рост добычи угля: в период с 2004 по 2008 гг. он составил 15 % и достиг 324 млн. т. Добываемый уголь структурирован по виду использования в экономике на энергетический уголь (энергетика) и коксующийся уголь (металлургия). 

В последние годы в угольной отрасли проходил процесс консолидации активов и формирования крупных  холдингов. Данный процесс соответствует  общемировой практике добычи, переработки  и продажи угля. В 2008 году в угледобывающей промышленности РФ на долю 5 крупнейших компаний, производящих энергетический и коксующий уголь, пришлось более 75% и 66% добычи соответственно. 

- Проблемы  развития угольной отрасли

Выделим основные проблемы отрасли:

  • Малоразвитая транспортная инфраструктура, огромные расстояния перевозок.
  • Низкий уровень использования угля в электроэнергетике.

Рассмотрим подробнее  данные проблемы. Одним из ключевых ограничителей отрасли является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, что усугубляется огромными расстояниями. Если снижение доступности и рост стоимости финансовых ресурсов носят временный характер, то недостаточная пропускная способность транспортной сети (железные дороги, порты, пр.) и логистические издержки являются постоянными ограничениями развития угольной отрасли. Основные угледобывающие мощности сосредоточены в Кемеровской области и Якутии. Издержки на транспортировку в таком случае становятся ключевым фактором в формировании цены. 
Среднее расстояние от кузбасских месторождений до портов Балтийского и Черного морей составляет 4500-5000 тыс. км, до восточных – 6000 тыс. км. В более выгодном положении находятся угольщики Якутии, которые находятся в 2500 тыс. км от дальневосточных портов, что позволяет предлагать уголь на рынки Азии по более конкурентоспособной цене.

По данным Департамента ТЭК  администрации Кемеровской области, транспортные издержки в настоящее  время являются одной из главных  составляющих стоимости Кузбасского  угля и достигают в среднем  от 35% до 40% от конечной цены. 
Отрицательно на развитии угольной промышленности сказывается низкая пропускная способность железнодорожной сети и портов. По этой причине в мае-июле 2008 года, когда цены и спрос на уголь были высоки, на складах угледобывающих компаний скопилось до 14 млн. тонн угля, что в 3 раза превышает все нормативы. С одной стороны, затоваривание складов снижает оборачиваемость капитала и генерирует дополнительные издержки, с другой стороны – отрицательно сказывается на качестве продукции и снижает пожарную безопасность предприятий. 

Еще одной проблемой отрасли является низкий уровень использования угля в электроэнергетике. В производстве электроэнергии в России доля угля составляет 26%. По уровню использования угля в производстве электричества Россия значительно уступает странам с крупнейшими угольными запасами. Например, в США доля угля в производстве электричества составляет 50%, в Китае – 75%, в Японии, стране, которая уголь не добывает, – 25%. 

По существующей программе  развития электроэнергетики РФ до 2025 года, доля угля в производстве электричества  может вырасти до 40%. Для достижения данного показателя потребуется  дополнительно около 25 млн. т угля. Увеличение доли угля в производстве электроэнергии до 40% позволит сэкономить 15 млрд. газа.

Отдельно следует отметить зависимость электростанций от определенной марки угля, добываемой на вполне конкретном месторождении. Зачастую ТЭС не имеют  возможности маневра на рынке  угля, их оборудование «заточено» под  конкретного поставщика. Характерным  примером является импорт энергетического  угля из Казахстана. Экибастузский  уголь, несмотря на невысокое качество, поставляется на российские ТЭС в  ежегодном объеме до 35 млн. т. (6)

Сложности с переходом энергетики на уголь объясняются не только нехваткой  угольной генерации, но и низкой долей переработки угля. Обогащение энергетических углей, по оценкам экспертов, в целом по стране составляет около 10–15%, а в Кузбассе доходит до 25%. В России работают станции, спроектированные под сжигание углей с зольностью 50%, при таких параметрах зольности половина угля, поступающего на станцию, попросту является балластом. Соотношение цен угля и природного газа также не мотивирует генеральные компании перейти с газа на уголь.(рис. 1, 2)

Таким образом, производство энергии с использованием угля возможно только в том случае, если государство  будет инвестировать средства в  строительство и модернизацию угольной энергогенерации, а угольщики совершенствовать свои возможности по переработке  угля. 

- Влияние  кризиса на угольную промышленность

Первый удар кризиса приняли  на себя экспортоориентированные отрасли  российской экономики. Не стала исключением  и угольная промышленность. В наиболее сложной ситуации оказались производители  коксующегося угля. Причина — кризис в черной металлургии, который выразился  в сокращении производства и, соответственно, в снижении спроса на уголь. 

Завышенные ожидания угольщиков на спрос со стороны металлургов  вызвал неоправданный рост добычи угля в 2008 году, что привело к перепроизводству и создало дополнительное понижающие давление на цену угля после сокращения спроса. Этот факт подтверждается трехкратным  превышением норматива по запасам  добытого угля летом 2008 года.

По мнению экспертов компаний Rio Tinto и BHP Billiton, в четвертом квартале 2008 года снижение объема производства у металлургов по всему миру достигло 30%. Такие прогнозы подтверждаются российской практикой. Так, крупнейший производитель коксующегося угля "Распадская" в ноябре–декабре 2008 года поставила потребителям в четыре раза меньше угля, чем в октябре того же года: 150 тыс. тонн концентрата против 650 тыс. тонн. По оценкам специалистов, цены на коксующийся уголь в 2009 году снизились приблизительно на 50 %. 

Негативное влияние финансового  кризиса на угольную промышленность проявляется в следующем:

Во-первых, в снижении спроса на уголь как со стороны металлургов, так и со стороны энергетиков. Вслед за снижением спроса последовало резкое падение цен, что привело к ухудшению эффективности деятельности компаний отрасли.

Во-вторых, в росте неплатежей за поставляемую продукцию. Кризис в металлургии вызвал рост неплатежей за поставляемый уголь. По данным компании ФОК, общая задолженность за поставленный уголь составляет 22 млрд. рублей, из них на долю металлургов приходится 20 млрд. рублей.

В-третьих, в увеличении дефицита доступных кредитных ресурсов.

В-четвертых, в изменении курса рубля к доллару и евро. Изменение курсов валют в первую очередь влияет на стоимость реализуемых отраслью программ модернизации производства, так как большая часть оборудования импортируется из-за рубежа.

Климатические и географические особенности расположения основных угольных ресурсов делают добычу угля чувствительной к колебанию спроса и цен. По данным компании ФОК, реализуемые  в отрасли инвестиционные проекты  только на 40% финансируются за счет собственных средств. Снижение эффективности  угольных компаний, рост неплатежей и  падение кредитоспособности отрасли  ставит под вопрос как реализацию программ модернизации угольных предприятий, так и освоение новых месторождений.

- Попытки  минимизировать последствия кризиса

Основной антикризисной мерой, реализуемой на данный момент в угольной отрасли, является снижение объёмов производства. О сокращении объемов производства сообщают не только российские угольщики, но и компании по всему миру. Глобальные лидеры угольной отрасли BHP Billiton и Rio Tinto сообщили о планируемом снижении добычи угля в 2009 году на 10–15%. Добыча угля в России в 2009 году сократилась на 9%  по сравнению с 2008 годом. Падение производства угля в России ниже общемирового уровня связано со сложностью выхода отечественных компаний на внешние рынки. Снижение внутреннего спроса на уголь вынудило угольных трейдеров направить поставки угля за границу. Дополнительные объемы угля вызвали пробки на Западносибирской железной дороге и портах Дальнего Востока. К примеру, объемы ежесуточного поступления угля в порты в 1,5 превышают существующие мощности портов по обработке грузов.

Еще одна проблема экспорта угля – это железнодорожные тарифы. Так, в цене российского угля доля услуг железной дороги достигает 40%. К примеру, у иностранных компаний (BHP Billiton, Rio Tinto, пр.) такую же долю занимают издержки на фрахт. Однако финансовый кризис вызвал снижение активности международных  перевозок (с июня 2008 года индикатор  состояния мирового рынка фрахта Baltic Dry Index снизился более чем на 90%), что закономерно привело к  снижению стоимости фрахта. В тоже время РЖД не только не снизили  цены на свои услуги, но и повысили в 2009 году транспортный тариф на 8,6%. Данные обстоятельства сокращают конкурентные преимущества российских экспортеров угля. Тем более, что Федеральная служба по тарифам в своих расчетах по установлению ж.-д. тарифов, использует так называемый затратный метод – «затраты плюс».(4)

Информация о работе Угольная промышленность в период кризиса