Угольная промышленность в период кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Значительные запасы энергетических ресурсов и мощный топливно-энергетический комплекс, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, есть у России. На мировых энергетических рынках роль страны во многом определяет ее геополитическое влияние.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Кризис в угольной промышленности России………………………………………………….4
- Проблемы развития угольной отрасли…………………………………………………….4
- Влияние кризиса на угольную промышленность……………………………………...….5
- Попытки минимизировать последствия кризиса………………………………………….6
- Роль государства………………………………………...…………………………………..8
- Выход из кризиса……………………………………………...…………………………….9
Кризис в угольной промышленности Кузбасса………………………………………………10
- Угольная промышленность Кузбасса в период мирового финансового кризиса….....10
- Пик кризиса в угольной промышленности пройден…………...………………………..12
Практическая часть……………………………………………………………………………..15
- Анализ организации ЗАО "Разрез Распадский"……………………………………...…..15
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.95 Кб (Скачать файл)

В то же время следует  отметить, что российские экспортеры имеют структуру перевозок угля диаметрально противоположную, чем  у конкурентов. Российские экспортеры имеют длинное железнодорожное  «плечо» и маленькое морское. 
Ближайшие же конкуренты наоборот – длинное морское «плечо» и маленькое железнодорожное. Это означает, что на зарубежных рынках конкурируют вовсе не цены российского угля и цены конкурентов, а установленный ФСТ железнодорожный тариф и установленная рынком стоимость фрахта морских перевозок. При этом стоимость фрахта имеет объективные биржевые котировки.

Не поддерживая железнодорожным  тарифом российского угольного  экспортера, можно значительно сузить экспорт угля и потерять ранее  «завоеванные» угольные рынки. Например, в 2008 г стоимость фрахта уменьшилась более чем в 2 раза. При этом установленный ФСТ железнодорожный тариф остался на прежнем уровне. 
Установленный государством железнодорожный тариф помог нашим конкурентам. 
В этой связи в практике регулирования железнодорожных тарифов необходимо отказаться от метода установления тарифов по принципу «затраты плюс» и перейти к использованию принципа «длинной руки», при котором стоимость железнодорожных тарифов должна устанавливаться соразмерно стоимости фрахтов, принимаемой по результатам 
торгов на мировых биржевых площадках.

Также значительные трудности для угольной отрасли создает фиксированный таможенный тариф, который действует вне зависимости от изменения цен на мировом рынке. На взгляд экспертов, государству имеет смысл ввести сходную с нефтью схему таможенного сбора. 

Другой комплекс мер, направленных на расширение внутреннего рынка угля, связан со снижением удельного веса поставок российского угля на электростанции. 
Только за последние 7 лет удельный вес поставок сократился на 11%.

Для расширения рынка угля, необходимо реализовать, по крайней мере, три ниже приведенные меры.

1. Ввести акциз на сжигание  газа на электростанциях, поэтапно  увеличивая его величину. Эта  мера, аналогично той, которая  была принята в 2008 г. в нефтяной  отрасли по прямогонному бензину.  Введение акциза на прямогонный  бензин привело к сокращению  его использования в качестве  топлива. Прямогонный бензин в большей мере стал направляться на нефтехимию. Поэтапный ввод акцизов на газ необходим для установления «разрыва» между ценой газа и ценой угля до величины 2.0–2.5 раза. Это создаст экономическую мотивацию для большего использования угля, особенно на электростанциях, работающих в режиме «газ-уголь».(6)

2. Поэтапно вводить технические  регламенты, обеспечивающие при  вводе новых мощностей по генерации  электрической и тепловой энергии  приоритет использования угля  в качестве топлива. Эта мера  аналогична мерам, принятым в  2008 г. для автотранспорта. Введены  технические регламенты, устанавливающие  стандарты на использование топлива  качества Евро-4, Евро-5, Евро-6 во временном  диапазоне до 2015 г. В соответствии  с этим можно установить регламенты, особенно для новых мощностей, 
вводимых в электроэнергетике, поэтапно ограничивающих объемы прямого сжигания газа.

3. Провести инвентаризацию  программы тотальной газификации,  особенно в регионах добычи  угля. Еще в советское время  существовала программа газификации.  При этом, не оспаривая необходимость ее реализации, принимаемыми документами не предусматривалось 100% газификация. Существовало понимание, что для населения необходимо «квалифицированное топливо». В настоящее время стремление к полной газификации приводит к парадоксам. Тотально газифицируются даже процессы пищеприготовления, увеличивая опасность взрывов жилых домов при утечках газа. Необходимо вместо увеличения «глубины» газификации быта перейти к концепции увеличения «глубины» электрификации быта, в т.ч. за счет увеличения выработки электроэнергии для этих целей на угольных электростанциях.(6)

Все вышеприведенные меры, конечно же, могут создать для  угольной промышленности более благоприятные  условия развития. Однако развитие даже в этих условиях не будет интенсивным без мер инновационной поддержки. Только внедрение новых технологий позволит кардинально увеличить производительность труда в отрасли и другие показатели эффективности ее функционирования.

- Роль  государства

Для поддержки развития угольной отрасли России необходимо усиление роли государства. По мнению специалистов, поддержку государства можно  разделить на следующие блоки  мер:

1. Финансовая поддержка  отрасли. Необходимо упростить  доступ угольных компаний к  кредитным ресурсам государственных  банков. Применить такой инструмент, как субсидирование кредитной  процентной ставки. На период  низких цен дотировать разработку  стратегических месторождений.

2. Инфраструктурное развитие. Необходимо повышать пропускную  способность транспортной сети. Развивать вагоностроение. Данные  меры необходимы для повышения  конкурентоспособности отечественного  угля на международных рынках. Кризис дает дополнительные возможности  сильным компаниям занимать ниши  аутсайдеров.

3. Развитие угольной генерации.  Государство должно перейти от  деклараций к реальной работе  в этом направлении. Необходимо  создать условия для вытеснения  импортного (казахстанского) энергетического  угля с отечественного рынка.

4. Таможенные и налоговые  методы. Необходимо применять таможенные  сборы на экспорт угля сравнимые  с нефтью, в таком случае отечественные  угольщики в условиях снижения  цен смогут более эффективно  конкурировать на иностранных  рынках. Следует рассмотреть вопрос  введения протекционистских таможенных  тарифов на импорт угля. На  период кризиса и/или для поддержки  инвестиционных проектов следует  применять такие инструменты,  как налоговые каникулы и налоговый  кредит.

Угольные компании не должны становится пассивными получателями государственной  помощи. В распоряжении угольщиков остается ранее неиспользуемый инструмент — средства Инвестиционного фонда  РФ. С помощью государственных  инвестиций компании могут усилить  свои конкурентные преимущества, создать  предпосылки для быстрого выхода из кризиса. По мнению экспертов компании ФОК, наиболее эффективными направлениями  использования средств Инвестиционного  фонда РФ в ближайшее время  станут инфраструктурные вложения, нацеленные на поддержку проектов развития промышленных мощностей регионального уровня.(3)

- Выход  из кризиса

По мнению аналитиков, российская угольная промышленность еще не вышла  из кризиса, но сформировавшиеся цены на уголь позволяют всей отрасли  в целом чувствовать себя достаточно комфортно.

На деятельность угольных компаний в первую очередь влияет ценовая конъюнктура, таким образом, чем выше стоит уголь, тем более  успешен бизнес угольных компаний. В последние месяцы довольно сильно выросли цены на коксующийся уголь, однако, их дальнейший рост тесно связан с ростом цен на сталь.

Тем не менее, даже те уровни цен, которые существовали в 2009 году, позволили угольным компаниям показать весьма неплохие результаты в финансовом плане, причем не только в четвертом квартале 2009 года, но и в начале 2010 года.

Динамика восстановления цен на уголь значительно опережает  динамику восстановления капитализации  компаний, и если цены на коксующийся  уголь достигли приблизительно 66% от докризисных максимальных цен, то капитализация  не восстановилась даже на пятьдесят  процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризис в угольной промышленности Кузбасса

- Угольная  промышленность Кузбасса в период  мирового финансового кризиса

Кризис оказал серьёзное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Кузбасса. Угольная отрасль Кузбасса до кризиса развивалась быстрыми темпами. 
Начиная с 2005 г. ежегодно объемы добычи росли со средним темпом год около 4.2%, и 
в 2008 г. вышли на рекордный уровень – 184.5 млн.т.

За период с 1999 по 2008 годы в Кузбассе введено в эксплуатацию 19 шахт и 22 разреза общей проектной  мощностью около 58 млн.т, 13 обогатительных фабрик суммарной мощностью по переработке  более 30 млн.т. За это время было инвестировано  более 180 млрд.руб. При этом основным источником финансирования строительства  новых объектов остаются собственные  и заемные средства угольных компаний.(1)

И это не предел, Кузбасс  имеет все возможности наращивать объемы добычи и дальше. За период 2004–2008 гг. в Кузбассе, по итогам конкурсов  и аукционов, недро пользователям  было предоставлено право добычи угля на 81 участке угольных месторождений, с общими запасами и ресурсами  угля в объеме около 8 млрд. т. Проектные  производственные мощности по новым  участкам составляют более 100 млн. т  в год, из них для открытой добычи – 38 млн.т.(2)

Проектный прирост производственных мощностей по добыче коксующихся  углей ожидается около 40 млн. т. С  учетом выбытия и ввода новых  угледобывающих предприятий, по которым  получены лицензии, проектные производственные мощности на сегодняшний день до 2015 г. составляют порядка 230–250 млн.т год.

Но будет ли востребован  уголь в таких объемах? Отмеченный рост добычи угля связан с экспортными  поставками, так объем добычи вырос  на 76 млн.т, а экспорт на 66 млн. т. (более  чем в 5 раз).

В условиях благоприятной  конъюнктуры рынка, в докризисный  период, когда спрос и цена угольного  товара ежегодно росли, угольный бизнес был прибыльным, и угольные компании имели достаточно денежных средств, часть из которых направлялась на строительство и ввод новых предприятий. Однако в условиях мирового финансового  кризиса ситуация изменилась.(1)

Так цена на энергетический уголь в среднем на мировом  рынке упала с максимально  достигнутого уровня 180–190 долл./т в  первой половине 2008 г. до 60–70 долл./т, на коксующийся уголь – с 300 до 100–120 долл./т, и не исключается дальнейшее снижение. Огромные расстояния до поставщиков (более 5000 км), высокие транспортные тарифы, которые составляют до 50% стоимости  товара у потребителя (20–25 долл./т) и  ежегодно растущие затраты на добычу (себестоимость добычи относительно 2000 г. выросла в 2.8 раза до 35–40 долл./т), низкая развитость экспортной составляющей – снижают конкурентоспособность кузнецкой углепродукции на внешнем рынке, делая ее экспорт высоко рискованным.

Около 68% добываемого угля в России потребляется внутри страны. Анализ внутреннего потребления  показывает, что оно практически  не растет. Потребление угля для  нужд металлургической промышленности хотя и находится на уровне, близком  к 1988 г., однако значительно вырос  объем экспорта готовой продукции  этих отраслей (около 40%). Этим объясняется, что в условиях мирового финансового кризиса, положение предприятий, добывающих коксующиеся угли, особенно тяжелое.

Использование угля на электростанциях  России почти в 2 раза ниже уровня 1988 г. Доля выработки электроэнергии на ТЭС на угольном топливе снижается, и в 2007 г. составила 14.6%, что ниже, чем на ГЭС (17.6%) и АЭС (15.7%). 

Согласно опубликованному  РАО «ЕЭС России» (2007 г.) проекту «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики  до 2020 года» предусматривается рост электропотребления в России к 2015 г. до уровня 1426 млрд. кВт·ч (1600 млрд. кВт·ч  по максимальному варианту), т.е. увеличение в 1.4–1.6 раза.(10)

Существенно предполагается изменить структуру потребления  топлива электрогенерирующими станциями: долю газа с 68.1% в 2006г. снизить до 56.4% в 2020 г., мазута от 3.6% в 2006 г. до 1.6% в 2020 г, долю угля увеличить с 25.3% в 2006 г. до 39.4% в 2020 г. «Генеральная схема…» предполагает, что с 2010 г. ежегодно будет вводиться  около 13 ГВт мощностей – на порядок  больше показателей 2000–2008 годов и  в полтора раза больше того объема, который вводился в СССР в последнее  десятилетие его существования.

Однако мировой финансовый кризис неизбежно вносит свои коррективы, и уже ожидается, что потребление  угля внутри страны не будет расти  по 4.2–5.2% в год, как было заложено в «Генеральной схеме…», в лучшем случае будет падать по 2–4% в год  ближайшие 2–3 года. В связи с этим амбициозные проекты по вводу  новых электрогенерирующих объектов существенно сокращаются и замораживаются.(2)

Кроме того, внутри самой  угольной отрасли наметились новые  тенденции, последствия которых  негативно скажутся в ближайшем  будущем. Это – отработка запасов  с применением в основном одной  технологии. На разрезах это транспортная система разработки с применением  автомобильного транспорта для вывозки угля и вскрышных пород, приемлемая в различных горно геологических условиях, однако являющаяся наиболее затратной. На эту систему в Кузбассе приходится 84% добычи угля открытым способом. При этом за последние годы, никаких инновационных технологий на предприятиях не внедряется, за исключением замены парка эскавационного оборудования (механические экскаваторы заменятся на гидравлические).

На шахтах – это широкое  внедрение длинностолбовых систем разработки с оснащением очистного  забоя высокопроизводительными  механизированными комплексами. На долю этой системы приходится около 93% всей подземной добычи угля (включая  добычу из мощных пластов двумя слоями (6%) и с выпуском подкровельной  пачки угля (1%).

Информация о работе Угольная промышленность в период кризиса