Улучшению показателей прибыли и рентабельности на предприятии «Уральская кузница»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: на основе анализа формирования и использования прибыли предложить рекомендации по повышению эффективности управления прибылью и рентабельностью Челябинского филиала ОАО «Уральская кузница».
Задачи работы:
- пределить сущность прибыли, как экономической категории,
- охарактеризовать механизм формирования и использования прибыли,
- рассмотреть возможные резервы роста прибыли на предприятии,
- на основе проведенного анализа разработать рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности,
- рассчитать эффект от предложенных рекомендаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…….......5
1. Теоретические основы управления прибылью промышленного предприятия
1.1 Сущность и виды прибыли предприятия.........…….…...........................8
1.2 Показатели прибыли и рентабельности, их оценка………..................15
1.3 Методы управления прибылью на предприятии...................................24
1.4 Факторный анализ прибыли предприятия.............................................29
2. Управление прибылью на примере промышленного предприятия
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ОАО «Уральская кузница»………………………………………………… ..............................36
2.2 Анализ основных экономических показателей....................................39
2.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия.......... ......................53
2.4. Факторный анализ прибыли предприятия............................................60
3. Выводы и рекомендации по улучшению показателей прибыли и рентабельности на предприятии «Уральская кузница»
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления прибылью...........68
3.2 Расчет эффекта от предложенных рекомендаций.................................77
Заключение……………......................................……………........…............88
Список литературы……....................…………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Уральская кузница.docx

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов (EBITDA) – операционная прибыль + амортизация. Этот показатель имеет особую значимость для характеристики эффективности деятельности предприятий наукоемких, т.е. затратоемких отраслей, отличающихся высоким относительным уровнем амортизационных отчислений в общей сумме затрат. Источник возврата - выручка от продажи произведенной продукции, которая после переменных расходов трансформируется в источник покрытия амортизационных отчислений. Отсюда видно, что если этот источник относительно мал, т. е. значение коэффициента покрытия постоянных нефинансовых расходов лишь незначительно превосходит единицу, возможный спад в объемах реализации может привести не только к неполучению чистой прибыли, но и к относительной невосполнимости вложений в основные средства. [ 22 ]

                                                                                 (1.6)

Прибыль и рентабельность предприятия напрямую взаимосвязаны  между собой, потому как если предприятие получает какую-либо прибыль, то оно является рентабельным.

Рентабельность активов – это показатель эффективности, с которой используются основные фонды, рассчитываемый как отношение чистой прибыли к усредненной стоимости основных, а также оборотных активов. Рентабельность активов характеризует отдачу от использования всех активов организации.

Применяемые в расчетах показатели рентабельности, отражают относительную  прибыльность. Показатели рентабельности часто выражают в процентах. Анализ финансовой устойчивости предприятия базируется на анализе показателей рентабельности. Также показатели рентабельности используются в сравнительном анализе. Для оценки результативности и экономической целесообразности функционирования предприятия берутся абсолютные и относительные показатели. [ 42 ]

Абсолютные показатели дают возможность сделать анализ динамики показателей прибыли за определенные годы. При этом для получения более  достоверных результатов показатели рассчитываются с учетом инфляции.

Относительные  показатели  представляют собой варианты соотношения прибыли и капитала, вложенного в производство (прибыли и затрат на производство).

 Существуют следующие  показатели рентабельности:

  1. Общая рентабельность,
  2. Рентабельность продукции,
  3. Рентабельность основных средств,
  4. Рентабельность продаж,
  5. Рентабельность активов,
  6. Рентабельность собственного капитала,
  7. Рентабельность инвестированного перманентного капитала,
  8. Рентабельность чистых активов,
  9. Рентабельность производства,
  10. Рентабельность оборотных активов,
  11. Рентабельность внеоборотных активов.

Общая рентабельность предприятия  выражает отношение балансовой прибыли к усредненной величине основных производственных фондов, а также нормируемых оборотных средств. Данное отношение фондов к затратам показывает доходность предприятия. Другими словами, уровень общей рентабельности, отражающий прирост вложенного капитала, равняется прибыли, образующейся до начисления процентов, умноженной на 100% и разделенной на активы. [ 19 ]

Общая рентабельность является ключевым показателем, используемым для  анализа рентабельности. Для более  точного определения развития организации  вычисляются еще два показателя: рентабельность производственного  оборота и число оборотов активов.

Рентабельность оборота  равна зависимости валовой выручки от издержек. Число оборотов капитала равно отношению валовой выручки к величине капитала. [ 8 ]

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции и рассчитывается по формуле 1.7.

,                                                    (1.7)

где  Р п — рентабельность реализуемой продукции (%),

 П п — прибыль от реализации продукции, тыс. руб.,

 С п — себестоимость реализуемой продукции.

Рентабельность продукции  можно определять как в целом  по всей продукции, так и по отдельным  ее видам.

Рентабельность основных средств – это показатель экономической эффективности использования основных средств организации (предприятия). Данный показатель рассчитывается по формуле 1.8.

,                                                  (1.8)

где Р ос – рентабельность основных средств (%),

П ч – чистая (бухгалтерская) прибыль;

С ос – среднегодовая стоимость основных средств.

Если при росте рентабельности основных средств общая рентабельность предприятия, то это значит, что на предприятии наблюдается избыток оборотных средств. [ 36 ]

Рентабельность продаж –  это коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле, асто используется для оценки операционной эффективности предприятий. . Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики предприятия и её способности контролировать издержки. Показатель рентабельности продаж рассчитывается по формуле 1.9.

,                                                  (1.9)

где  Р пр – рентабельность продаж (%),

П о – операционная прибыль предприятия;

Выр – выручка предприятия.

Рентабельность активов – это финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя "рентабельность собственного капитала", данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Поэтому он менее интересен для инвесторов. Нормальное значение показателя зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких как металлургия, электроэнергетика) этот показатель будет значительно ниже, чем для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства.

 Рентабельность активов  рассчитывается по формуле 1.10. [ 41 ]

,                                    (1.10)

где  Р активов – рентабельность активов (%),

П ч – чистая прибыль,

А – активы.

Рентабельность собственного капитала – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от схожего показателя "рентабельность активов", данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия. Данный показатель рассчитывается по формуле 1.11.

,                                                   (1.11)

где  Р ск - рентабельность собственного капитала (%),

П ч – чистая прибыль,

К с – собственный капитал.

Рентабельность производства — обобщающий показатель, характеризующий  экономическую эффективность бизнеса  или его подразделения, выражающийся соотношением чистого дохода (прибыли) к затратам на производство данной продукции. Если доходы превышают расходы, то можно говорить о рентабельности предприятия. [ 50 ]

Основными факторами роста  показателя рентабельности производства считаются снижение себестоимости производимой продукции, а также повышение качества продукции.

 

 

1.3 Методы управления прибылью на предприятии.

 

Высокая роль прибыли в  развитии предприятия и обеспечении  интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Метод управления прибылью предприятия - это способ воздействия  субъекта управления на объект для  достижения определенного результата. Теоретическая основа методов управления требует глубокой и тщательной проработки, поскольку неправильное их использование  может привести к серьезным отрицательным  последствиям. [ 18 ]

Для управления прибылью на предприятии проводится операционный анализ, позволяющий проследить цепочку  «издержки – объем продаж – прибыль» и выявить резервы для улучшения финансовых показателей деятельности предприятия. Операционный анализ направлен на изучение зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации, затрат и чистой прибыли. Операционный анализ является основным инструментом оперативного финансового планирования внутри предприятия.

К инструментам операционного  анализа относятся:

  1. Финансовый рычаг (сила воздействия финансового рычага и эффект финансового рычага),
  2. Операционный рычаг,
  3. Порог рентабельности (точка безубыточности),
  4. Запас финансовой прочности.

В смысле управления финансами  предприятия используется, главным  образом, понятие финансового рычага. [ 16 ]

Финансовый рычаг представляет собой потенциальную возможность  влиять на прибыль предприятия путем  изменения объема и структуры  долгосрочных пассивов. Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующие заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Действие финансового рычага характеризует целесообразность и эффективность использования заемных средств как источника долгосрочного финансирования.

Эффект финансового рычага определяется как приращение чистой рентабельности собственных средств  за счет использования заемных средств (кредита) (формула 1.12).

  ,                             (1.12)

где ЭФР – эффект финансового  рычага,

Т – ставка налога на прибыль,

RA – экономическая рентабельность  активов (%),

р – средняя расчетная  ставка процентов за кредит (%).

(1-Т) – налоговый корректор,

(RA – р) – дифференциал  финансового рычага.

ЗК – заемный капитал,

СК – собственный капитал предприятия,

 – коэффициент финансового рычага.

Привлечение заемного капитала выгодно, если цена заемного капитала меньше экономической рентабельности активов.

Эффект финансового рычага позволяет определить безопасный для предприятия объем заемного и приемлемую ставку кредитования. Чем больше относительный объем привлекаемых заемных средств, тем больше сумма выплачиваемых по ним процентов, тем меньше прибыль, и тем больше сила финансового рычага. [ 42 ]

Знание механизма воздействия финансового рычага на уровень прибыльности собственного капитала и степень финансового риска позволяет целенаправленно управлять стоимостью и структурой капитала фирмы. Чем больше финансовый рычаг тем выше финансовый риск и выше стоимость капитала фирмы, так как увеличивается сумма выплачиваемых процентов. В результате увеличения доли заемного капитала может возрасти рентабельность акционерного капитала.

Операционный рычаг (производственный леверидж) - это потенциальная возможность влиять на прибыль компании, путем изменения структуры себестоимости и объем производства. [ 53 ]

Эффект операционного  рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж всегда ведет к более сильному изменению прибыли. Этот эффект вызван различной степенью влияния динамики переменных затрат и постоянных затрат на финансовый результат при изменении объема выпуска.

Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и величиной показателя «Прибыль до вычета процентов и налогов». Зная производственный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки. Различают ценовой и натуральный операционный рычаг.

Уровень воздействия операционного  рычага можно рассчитать по следующей  формуле 1.13.

,                                                            (1.13)

где ЭОР – эффект операционного  рычага,

И пост – постоянные издержки,

П – прибыль.

Так как проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, увеличение объема заемных средств  увеличивает силу операционного  рычага, что ведет к росту производственного  риска. По мере одновременного увеличения силы операционного и финансового рычагов все менее значительные изменения объема реализации приводят к более значительным изменениям чистой прибыли на акцию. Это находит отражение в эффекте общего рычага (формула 1.14).

Информация о работе Улучшению показателей прибыли и рентабельности на предприятии «Уральская кузница»