Улучшению показателей прибыли и рентабельности на предприятии «Уральская кузница»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: на основе анализа формирования и использования прибыли предложить рекомендации по повышению эффективности управления прибылью и рентабельностью Челябинского филиала ОАО «Уральская кузница».
Задачи работы:
- пределить сущность прибыли, как экономической категории,
- охарактеризовать механизм формирования и использования прибыли,
- рассмотреть возможные резервы роста прибыли на предприятии,
- на основе проведенного анализа разработать рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности,
- рассчитать эффект от предложенных рекомендаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…….......5
1. Теоретические основы управления прибылью промышленного предприятия
1.1 Сущность и виды прибыли предприятия.........…….…...........................8
1.2 Показатели прибыли и рентабельности, их оценка………..................15
1.3 Методы управления прибылью на предприятии...................................24
1.4 Факторный анализ прибыли предприятия.............................................29
2. Управление прибылью на примере промышленного предприятия
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ОАО «Уральская кузница»………………………………………………… ..............................36
2.2 Анализ основных экономических показателей....................................39
2.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия.......... ......................53
2.4. Факторный анализ прибыли предприятия............................................60
3. Выводы и рекомендации по улучшению показателей прибыли и рентабельности на предприятии «Уральская кузница»
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления прибылью...........68
3.2 Расчет эффекта от предложенных рекомендаций.................................77
Заключение……………......................................……………........…............88
Список литературы……....................…………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Уральская кузница.docx

— 390.00 Кб (Скачать файл)

 ,                                                  (1.14)

где ЭОФР – эффект общего рычага,

ЭОР – эффект операционного  рычага,

ЭФР – эффект финансового  рычага.

Эффект общего рычага показывает общий риск для предприятия, связанный  с возможным недостатком средств  для покрытия текущих расходов и  расходов по обслуживанию внешних источников средств.

Также управление прибылью осуществляется путём оптимизации  структуры выпускаемой продукции.  Оптимизация структуры выпускаемой продукции - это перестройка ассортимента выпускаемой продукции с тем, чтобы наибольший удельный вес занимали виды продукции, приносящие предприятию наибольшую прибыль. [ 35 ]

Оптимизация структуры выпускаемой  продукции включает в себя следующие  элементы:

  1. Анализ покупательского спроса на отдельные виды продукции,
  2. Учет ограничений, связанных с существующими производственными мощностями, имеющимися оборотными ресурсами и потребностью рынка в отдельных видах продукции,
  3. Выбор с учетом рыночного спроса рационального сочетания цен и объемов реализации,
  4. Прогноз потока денежных средств для сравнения плановой и оптимальной программ производства.

Управление прибылью также  возможно через управление затратами. Управление затратами является неотъемлемой частью управленческого учета. Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей). [ 14 ]

Для осуществления грамотного управления затратами необходимо разделят различные виды затрат по объекту, целям  и категориям.

Объект затрат – любая учетная единица (подразделение, контракт, канал сбыта, вид выпускаемой продукции и т. д.), расходы на которую требуется определять отдельно. Самым очевидным с объектом затрат является произведенный продукт. Объекты затрат могут быть очень абстрактными и, тем не менее, решающими для улучшения конкурентоспособности компании на рынке, примером является расчет общих издержек внедрения нового продукта на рынок.

Цель затрат - причина, которая  побуждает нас знать стоимость  объекта затрат. Существуют три основных группы целей затрат, и в каждом отдельном случае может быть применимой одна или несколько из них:

- расчет прибылей,

- принятие решений о распределении ресурсов и прочих управленческих решений, например, по продукции или по процессам.

- сообщение коммерческих целей на другие уровни управления и контроль результатов. [ 12 ]

Кроме основной классификации  типов затрат и центров ответственных  за учет, упомянутых выше, существуют четыре наиболее используемые классификационные  категории:

- по отношению к изменениям в деятельности,

- по непосредственному отношению к продукции или к другим объектам затрат,

- по восприимчивости к управленческому влиянию на определенном уровне ответственности,

- по значимости для оценки запаса.

Также существуют и другие методы управления прибылью на предприятии. К примеру, управление прибылью через  анализ рентабельности хозяйственных  и финансовых операций. Анализ хозяйственных  операций может включать в себя анализ изменения цен на тарифы перевозки, материалы, налогообложения и т.п.  К финансовым операциям предприятия  относятся выпуск акций, облигационных  займов, получение кредитов. [ 41 ]

Управление прибылью является неотъемлемой частью деятельности предприятия. При грамотном управлении прибылью предприятие имеет возможность  в значительной мере улучшить результаты хозяйственной деятельности.

 

 

1.4 Факторный анализ прибыли предприятия

 

В настоящее время, с переходом  экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Результаты такого анализа важны, прежде всего собственникам, а также инвесторам, кредиторам, менеджерам, поставщикам и налоговым службам. Одним из видов финансового анализа предприятия является факторный анализ. [ 16 ]

Рассмотрим сущность факторного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:

  1. Постановка цели анализа,
  2. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели,
  3. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности,
  4. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем,
  5. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями,
  6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя,
  7. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами). [ 52 ]

Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе  является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

Моделирование экономических  показателей  представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков. [ 53 ]

Расчет влияния факторов является главным методологическим аспектом в анализе хозяйственной деятельности.

Практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации является последним этапом факторного анализа.

Исследуемые в анализе  факторы могут быть классифицированы по разным признакам. По своей природе факторы подразделяются на природные, социально-экономические и производственно-экономические.

Природные факторы оказывают  большое влияние на результаты деятельности в сельском хозяйстве, в лесном хозяйстве  и других отраслях. Учет их влияния  дает возможность точнее оценить  результаты работы субъектов хозяйствования. [ 41 ]

К социально-экономическим  факторам относятся жилищные условия  работников, организация оздоровительной  работы на предприятиях с вредным  производством, общий уровень подготовки кадров и др. Они способствуют более  полному использованию производственных ресурсов предприятия и повышению  эффективности его работы.

Производственно-экономические  факторы определяют полноту и  эффективность использования производственных ресурсов предприятия и конечные результаты его деятельности.

На величину прибыли организации  оказывают влияние разные факторы. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов  факторного анализа. А другие оказывают  косвенное влияние, через какие-либо показатели. Следовательно, все факторы можно разделить на два вида: [ 52 ]

  1. Внешние (не зависят от деятельности предприятия),
  2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

К внешним факторам относят  состояние рынка, цены и тариф  на топливо, нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров, систему  налогообложения, нормы амортизации, а также объем и качество ресурсов, предоставленных обществом.

К внутренним факторам относятся  объем и качество проданной продукции, уровень себестоимости и других затрат, политика ценообразования предприятия, технический уровень производственных фондов, материальное положение и  экономическая заинтересованность работников, уровень образования  и квалификация кадров, качество менеджмента  разных уровней.

Основными факторами, влияющими  на прибыль предприятия, являются, прежде всего, выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) или доход  от основной деятельности и расходы (себестоимость и прочие). Что  касается выручки, то на ее объем влияют такие показатели, как количество реализованной продукции (товаров) и цена продажи.

В зависимости от типа факторной  модели различают два основных вида факторного анализа.

  1. Детерминированный,
  2. Стохастический.

Детерминированный факторный  анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой  пропорции возможно и целесообразно  изменить для повышения эффективности  производства. [ 31 ]

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель. [ 43 ]

Стохастическое моделирование  является в определенной степени  дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. В факторном  анализе эти модели используются по трем основным причинам:

- необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель;

- необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;

- необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:

  1. Качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа),
  2. Предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей),
  3. Построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей),
  4. Оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования),
  5. Экономическая интерпретация и практическое использование модели (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализосуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим. [ 43 ]

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов  на составные элементы с целью изучения их поведения. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Информация о работе Улучшению показателей прибыли и рентабельности на предприятии «Уральская кузница»