Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 03:01, дипломная работа
Целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.
Поставленная цель исследования предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
- проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;
- проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат».
Предметом исследования является прцесс управления рисками на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат».
Введение ….................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками
Сущность, содержание, виды и методы оценки
финансовых рисков ……………………………………………..6
1.2 Определение типа риска и его измерения……………………...14
1.3 Методы управления и способы снижения
финансового риска……………………………………………….21
1.4 Система управления рисками - риск – менеджмент…………...25
Глава 2. Оценка управления финансовыми рисками на
ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
2.1 Характеристика и анализ деятельности ОАО «ТХК»…………31
2.2 Анализ системы управления рисками на предприятии……….54
2.3 Совершенствование системы управления риском
используемом на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»…………………………………………………58
Глава 3.Основные направления совершенствования деятельности ОАО «ТХК» по минимизации
финансовых рисков
3.1 Анализ рисков предприятия и методов, используемых
для минимизации риска…………………………………………70
3.2 Основные методы и пути минимизации
финансовых рисков……………………………………………...74
Заключение……………………………………………………………….82
Список литературы ……………………………………………………...89
Субъект управления в риск – менеджменте –это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий и др.), которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.
Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.
Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.
Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. Поэтому отдельные виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества.
Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание – это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают полновесной информационной ценностью.
Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.
Любое решение основывается на информации.
Важное значение имеет качество информации.
Чем более расплывчата
Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости.
Риск – менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск – менеджмента:
1) функции объекта управления;
2) функции субъекта управления.
К функциям объекта управления в риск – менеджменте относится организация:
- разрешения риска;
- рисковых вложений капитала;
- работы по снижению величины риска;
- процесса страхования рисков;
- экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
К функциям субъекта управления в риск – менеджменте относятся:
- прогнозирование;
- организация;
- регулирование;
- координация;
- стимулирование;
- контроль.
Риск – менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Как система управления, риск – менеджмент включает в себя процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала, определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е.приемов риск – менеджмента), осуществление целенаправленного воздействия на риск.
Указанные процессы в совокупности составляют этапы организации риск – менеджмента.
Организация риск – менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.
Первым этапом организации риск – менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска – это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала – получение максимальной прибыли.
Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.
Следующим важным моментом в организации риск – менеджмента
является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности.
Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность.
Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска
позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.
На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.
Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска.
Глава 2. Оценка управления финансовыми рисками на
ОАО «Тамбовский
ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
Открытое Акционерное Общество «Тамбовский хлебокомбинат» учреждено в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», «О предприятии и предпринимательской деятельности» и Указами Президента РФ от 29.01.1992 № 66, от 01.07.1992 № 721, зарегистрировано администрацией Октябрьского района г. Тамбова 17.12.1992 г. с присвоением номера государственной регистрации. (В дальнейшем ОАО «ТХК»).
ОАО «ТХК» находится в г. Тамбове, ул. Володарского д.57. Занимается осуществлением различных видов деятельности не запрещенных действующим законодательством РФ.
Согласно Уставу общество осуществляет следующие виды деятельности:
- закупку и переработку сельскохозяйственного сырья, для продажи и производства товаров народного потребления, хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, бараночных и сухарных изделий;
- оптовую, розничную торговлю и посредническую деятельность;
- оказание услуг предприятиям общественного питания;
- транспортировку грузов, оказание услуг складского хозяйства;
- - иные виды деятельности.
Перечень операций достаточно широкий, но все же основным видом деятельности предприятия, приносящим наибольшую долю прибыли, является производство и реализация хлебобулочных изделий. Продукция хлебокомбината всегда пользуется спросом у населения, ведь хлеб - продукт питания первой необходимости. Поэтому
производственные мощности предприятия загружены полностью и какие - либо простои в работе недопустимы.
ОАО «ТХК»состоит из пекарни, кондитерского цеха, 4 – го и 1 – го хлебозаводов и сухарного цеха. Также имеет 9-ть товарных точек. В данный момент 5-ть из них сданы в аренду предпринимателям.
ОАО «ТХК»заключает договора с другими предприятиями, такими как:
- поставка сырья: ФГУП «Арженка»
ООО «Дорожный завод»,
так же частными предпринимателями:
Основными показателями
Как уже отмечалось, данное предприятие является Открытым Акционерным Обществом, оно имеет право выпускать акции, облигации и иные ценные бумаги в соответствии с законодательством РФ. Все акции ОАО являются именными и выпускаются в бездокументарной форме. Все обыкновенные акции имеют одинаковую номинальную стоимость и предоставляют их владельцам равные права.
На данный момент обществом выпущены и размещены среди акционеров обыкновенные именные акции в количестве 11978 штук, номинальной стоимостью 50 копеек каждая. Владельцы обыкновенных акций, по Уставу, могут участвовать в общем собрании акционеров с
правом голоса по всем вопросам его компетенции, также имеют право на получение дивидендов.
Уставный капитал общества формируется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Уставный капитал предприятия равен 5989 рублей и состоит из 11978 обыкновенных акций. ОАО «ТХК» вправе к размещенным акциям разместить еще определенное количество обыкновенных акций (объявленные акции), которые дают акционерам те же права, что и размещение.
Финансовым годом ОАО «ТХК» считается год с 1 января по 31 декабря. ОАО «ТХК» ведет бухгалтерский учет и финансовую отчетность в порядке установленным правовыми актами РФ. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше Уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего Уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законодательством РФ на дату создания общества минимального резерва Уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Мною была изучена учетная политика ОАО «ТХК». Она является обязательной для любого хозяйствующего субъекта и разрабатывается на очередной год, в котором закрепляются организационно-методические основы бухгалтерского учета и отчетности с учетом специфики конкретного предприятия.
Учетная политика предприятия отражается в приказе «Об учетной политике», утвержденном генеральным директором предприятия. Она содержит три раздела:
1.Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия;
2.Методика учета;
3.Техника учета.
Учетная политика ОАО «ТХК» регулируется на основании Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете»; ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; Приказом Минфина России от 26.06.2000 № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций»; Налоговым Кодексом РФ (часть первая и часть вторая).
Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов .
Информация о работе Управление финансовыми рисками на предприятии