Соответствие
содержания диссертации избранной
специальности. Работа выполнена в рамках Паспорта
специальности ВАК 08.00.05 – экономика и управление
народным хозяйством: управление инновациями (п.2.1.
Развитие теоретических и методологических
положений инновационной деятельности;
совершенствование форм и способов исследования
инновационных процессов в экономических
системах; п.2.12 Исследование форм и способов
организации и стимулирования инновационной
деятельности, современных подходов к
формированию инновационных стратегий); экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями,
комплексами: промышленность (п.1.1.13. Инструменты
и методы менеджмента промышленных предприятий,
отраслей, комплексов; п.1.1.15. Теоретические
и методологические основы эффективности
развития предприятий, отраслей и комплексов
народного хозяйства).
Концепция диссертационного исследования. Концептуальная линия диссертационного
исследования выстраивается вокруг последовательного
преодоления неопределенности в разрезе
четырех проблемных областей:
1) совершенствование представлений
о сущности инновационного развития промышленных
предприятий основывается на теоретических
положениях институциональной и эволюционной
теорий, теории фирмы и практической значимости
формирования конкурентной среды, обеспечивающей
условия эффективного функционирования
экономических субъектов в инновационной
экономике;
2) решение проблемы развития
промышленных предприятий в условиях
кластеризации экономики предполагает
создание действенных инструментов и
методов превращения инновационного потенциала
в инновационный капитал;
3) формирование инновационных
кластеров в национальной экономике отвечает
интересам инновационного развития промышленных
предприятий и создает дополнительные
преимущества взаимодействия экономических
субъектов в инновационном процессе в
условиях построения кластерной архитектуры
инновационного развития;
4) переход от уровня теоретического осмысления
проблемы к конкретизации ее решения на
практике предусматривает формирование
организационно-экономического механизма
управления инновационным развитием промышленных
предприятий в условиях формирования
инновационных кластеров на основе создания
действенной системы стимулирования инновационной
активности предприятий, применения технологий
инновационного маркетинга, формирования
стратегических траекторий инновационного
развития на разных этапах жизненного
цикла промышленных предприятий и разработки
методики определения инновационного
капитала.
Положения, выносимые
на защиту:
- В условиях модернизации национальной экономики целенаправленное формирование эффективного механизма управления инновационным развитием промышленных предприятий с использованием преимуществ реализации кластерных стратегий позволит России перейти на качественно новый уровень экономического развития и занять место мирового технологического лидера в условиях глобальной экономики. Формирование интеграционных процессов в инновационной сфере в условиях усиления конкуренции приводят к трансформации экономических интересов промышленных предприятий, что требует разработки новых подходов к раскрытию сущности и содержания механизма управления их инновационным развитием на основе синтеза экономических теорий фирмы и конкретизации фундаментальных особенностей и сущностных характеристик инновации как экономической категории, разработки и обоснования принципов инновационного развития промышленных предприятий.
- Сложность и неоднозначность проблемы инновационного развития промышленных предприятий обусловили появление целого ряда концепций, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании определенного аспекта проблемы, но не позволяет обеспечить системность их восприятия и преодоления. Множественность подходов к определению дефиниции инновационного развития, каждый из которых отражает ту или иную ее сущностную черту (наукоемкость, комплексность, материализация результата), но не является исчерпывающим, в совокупности с неопределенностью предметного поля вызывают сложности с концептуализацией путей решения обозначенной проблемы. Для решения этой задачи наиболее адекватно концептуальное осмысление анализируемого явления на базе системного подхода, поскольку инновационная деятельность промышленных предприятий представляет собой особую форму экономической активности хозяйствующих субъектов, различные срезы которой позволяют идентифицировать и исследовать всю совокупность элементов и отношений участников инновационного процесса.
- Исследование инновационной деятельности промышленных предприятий как основных участников инновационного процесса предполагает выявление их роли и места в развитии национальной экономики, что требует их рассмотрения с одной стороны в качестве объектов управления инновационным развитием, которое предусматривает разработку методов и инструментов государственного воздействия на промышленные предприятия в целях повышения их инновационной активности, а с другой, – изучения особенностей их инновационной деятельности как субъектов управления, стратегия инновационного развития которых должна быть четко согласована с концепцией инновационного развития национальной экономики, включающей комплекс мероприятий по формированию инновационных кластеров в регионах.
- Переход к инновационному развитию экономики возможен на основе создания новой технологической базы, ключевым моментом в создании которой должно стать формирование и эффективное использование инновационного потенциала промышленных предприятий. Обоснование инновационного потенциала как динамичной характеристики имеющихся и появляющихся возможностей промышленного предприятия для осуществления инновационной деятельности строится на результатах анализа особенностей его превращения в инновационный капитал, ценность которого определяется эффективностью использования в процессе воспроизводства. Накопление и использование инновационного капитала тесно связано с развитием социального капитала, формирующего условия, в которых устанавливаются отношения реципрокности, а качество передаваемых знаний, воплощенных в инновациях, определяется уровнем доверия между экономическими субъектами, который в условиях формирования инновационного кластера активно повышается.
- Выделение особенностей кластеров как формы интеграции экономических субъектов с обоснованием экономических подходов к их исследованию позволило раскрыть преимущества формирования инновационных кластеров в регионах: экономические, социальные, структурные, коммуникационные, имиджевые. В основу формирования инновационного кластера положено развитие инновационной деятельности промышленных предприятий, обеспечивающих технологическую основу реализации инновационного процесса участниками кластера в результате создания и эффективного функционирования инновационной инфраструктуры. Способствуя формированию первоначальной системы связей в регионе по производству инновационной продукции, кластерная политика определяет характер технологического продвижения на определенных этапах, создавая условия для развития научно-исследовательской базы в регионе и наращивая инновационный капитал.
- Реализация политики формирования инновационных кластеров в регионах полностью отвечает интересам промышленных предприятий, которые сформированы как интересы кластерного развития на основе стремления экономических субъектов к созданию кооперационных связей для осуществления возможности интеграции с партнерами в рамках реализации масштабных инновационных проектов. Кластерная политика представляет собой генеральный план инновационного развития региона, в котором отражена не только первоначальная отраслевая конфигурация, формируемая вокруг новых ключевых технологий, но и конкретная система перспективных производственно-экономических отношений промышленных предприятий с научно-образовательными организациями и государственными структурами, составляющая основу модели кластерной архитектуры инновационного развития Юга России.
- Повышение инновационной активности промышленных предприятий как ключевого фактора устойчивых темпов роста экономики должно обеспечиваться оптимальным соотношением, с одной стороны, стимулирующих воздействий государства на инновационный процесс, включая инвестиционную составляющую, с другой стороны, – рыночными механизмами, формирующими условия повышения конкурентоспособности экономических субъектов за счет разработки и внедрения инноваций. Императивы модернизации промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики реализуются в направлении активизации их инновационной деятельности, направленной на создание потребительских благ, реализацию социальной функции и повышение качества жизни населения.
- Обоснование современных тенденций экономического и научно-технического развития, состояния и прогноза изменений факторов внешней среды, ориентация на современную концепцию инновационного маркетинга как действенный инструмент коммерциализации инновационных идей определяют основу разработки методических подходов к построению эффективного механизма управления инновационным развитием промышленных предприятий на основе гармонизации экономических интересов участников инновационного процесса в условиях формирования инновационного кластера. Роль маркетинга в инновационном развитии промышленных предприятий заключается в осуществлении инновационной деятельности таким образом, чтобы организация обмена и коммуникации между потребителями инноваций и предприятиями способствовали совпадению спроса и предложения на инновационные продукты и технологии.
- Для оценки социально-экономической эффективности управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики предложена методика расчета консолидации инновационного капитала промышленных предприятий в рамках кластера, включающая оценку исходных ресурсов экономических субъектов, их инновационного потенциала и интенсивности его использования, а также анализ отдельных проектов, рассматриваемых в качестве составляющих программы инновационного развития. Экономическая эффективность и социальная эффективность образуют две взаимообусловленные стороны эффективности инновационного развития промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера. Одна из сторон выражает целевой аспект эффективности, а вторая – ресурсный, связанный со средствами достижения социальных целей.
Научная новизна
диссертационного исследования в целом заключается в разработке
системно-целостной концепции управления
инновационным развитием промышленных
предприятий на основе эффективного использования
инновационного потенциала и его превращения
в инновационный капитал, создаваемый
и активируемый посредством интеграционного
взаимодействия экономических субъектов
в условиях формирования кластерной архитектуры
инновационного развития экономики.
Конкретное приращение научного знания
в исследуемой области состоит в следующем:
- обоснованы методологические подходы к исследованию закономерностей формирования элементов механизма управления инновационным развитием промышленных предприятий на основе синтеза институциональной, эволюционной теории и теории фирмы, базирующиеся на научных принципах (стратегической целенаправленности, вертикально-сквозного управления, непрерывности осуществления инновационной деятельности, рефлекторности, динамичности, комплексности, систематичности, научности, интеграции), и позволяющие дополнить состав функций инновации аналитической, рефлективной, коммуникационной и информационной функциями, раскрывающими особенности инновационного развития промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера.
- дано эмпирическое обоснование концепции инновационного развития промышленных предприятий в контексте применения кластерного подхода, что служит доказательством существенных преимуществ интеграционного взаимодействия экономических субъектов, поскольку обеспечивает гармонизацию их экономических интересов на основе применения инструментов стимулирования инновационной активности.
- разработан механизм формирования инновационного потенциала и его превращения в инновационный капитал на основе применения институционального подхода, позволяющего раскрыть инновационный капитал как одну из конкретных форм капитала, отражающую возможность получения дохода промышленными предприятиями–участниками инновационного кластера за счет развития инновационной деятельности и приобретения особого статуса, обусловленного динамикой инновационного потенциала как институции, способной к превращению в капитал в результате синергетического эффекта взаимодействия экономических субъектов в процессе инновационного развития;
- обоснованы преимущества формирования инновационных кластеров, вытекающие из выявления сущностных характеристик кластеров как сетевых структур и представления инновационных кластеров как надсистемы, обеспечивающей инновационную синергию межорганизационного взаимодействия в вопросах создания, распространения и капитализации инноваций;
- доказано, что эффективность реализации механизма кластерного взаимодействия тесным образом коррелирует с уровнем развития инновационной инфраструктуры, которая является, с одной стороны катализатором научного и технологического сотрудничества, а с другой стороны, – создает условия для развития инновационной деятельности промышленных предприятий с точки зрения возможности реализации их экономических интересов;
- предложена модель кластерной архитектуры инновационного развития Юга России на примере формирования инновационного кластера в Краснодарском крае, раскрывающая особенности взаимодействия промышленных предприятий с научно-образовательными организациями и государственными структурами в условиях применения теории открытых инноваций, что позволяет максимально эффективно использовать инновационный потенциал участников кластера.
- обоснован подход к формированию механизма управления инновационным развитием промышленных предприятий с учетом основных направлений модернизации экономики России, связанных с инновационным развитием промышленной системы, процесс формирования которой наиболее эффективно осуществляется в условиях создания инновационных кластеров в регионах за счет синергизма взаимодействия, обеспечивающего перманентность инновационного развития промышленных предприятий;
- доказана необходимость применения технологий инновационного маркетинга в качестве инструмента развития инновационной деятельности промышленных предприятий на основе использования синтеза маркетинговых концепций, что позволит обеспечить кооперацию всех участников инновационного процесса и сформировать механизм обратных связей и взаимозависимостей в условиях кластерного взаимодействия для развития инновационной деятельности в соответствии с запросами рынка и адаптации потребителей к инновациям;
- предложена методика расчета консолидации инновационного капитала промышленных предприятий в рамках кластера на основе определения синергетического эффекта, скорости инновационного развития и коэффициента преимущества кластеризации, которая позволит промышленным предприятиям перейти от интуитивного к научно обоснованному принятию решений по вопросам интеграции в инновационный кластер.
Теоретическая
значимость работы состоит в приращении научных знаний
в области управления инновационным развитием
промышленных предприятий в условиях
кластеризации экономики, в синтезе изученных
методологических постулатов и преобразовании
их в конкретные теоретические модели,
принципы и закономерности, которые могут
быть использованы в процессе наблюдения,
анализа, оценки и регулирования инновационного
развития экономических субъектов и их
интеграционных образований, составить
базу для проведения дальнейших исследований
и разработок теоретического и прикладного
характера в области развития национальных
и региональных инновационных систем.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения
разработанных моделей для обоснования
стратегического управления инновационным
развитием промышленных предприятий,
выбора стратегии формирования инновационного
кластера в регионе, обоснования целесообразности
применения системы стимулирования инновационной
активности промышленных предприятий
и проведения мероприятий в области модернизации
промышленности. Ключевые положения диссертации,
ориентированные на концептуальный анализ
механизмов гармонизации экономических
интересов участников инновационного
кластера, применимы при осуществлении
прикладных разработок.
Результаты исследования
могут быть использованы в преподавании
ряда экономических дисциплин: «Инновационный
менеджмент», «Экономика инновационной
деятельности», «Управление НИОКР и инновациями
в промышленности», «Инновационные формы
и инструменты управления международными
компаниями», «Маркетинговое управление
рыночными инновациями и изменениями».
В основу настоящей работы положены результаты теоретических исследований
и практических разработок, выполненные
автором в рамках аналитической ведомственной
программы «Развитие научного потенциала
высшей школы (2009-2011)», проекта «Формирование
научно-методического обеспечения университетского
бизнес-инкубатора для реализации инновационных
проектов Юга России» (регистрационный
номер 2.2.2.4/4422 в 2009-2010гг. и регистрационный
номер 2.2.2.4/11234 в 2011г.), а также при работе
над инициативными проектами (грант РФФИ
№08-06-99011-р_офи и грант РФФИ №10-06-02002-э_д).
Апробация работы. Основные теоретико-методические положения
и практические рекомендации исследования
были представлены в докладах на Первом
Российском экономическом конгрессе (7-12
декабря 2009г., Москва), на XI Всероссийском
симпозиуме в ЦЭМИ РАН «Стратегическое
планирование и развитие предприятий»
(13-14 апреля 2010г., г.Москва), на Международной
научно-практической конференции в ИПУ
РАН «Управление инновациями – 2010» (15-17
ноября 2010г., г.Москва), на международной
научно-практической конференции «Теория
и практика модернизации в России» (26-28
января 2011г., г.Сочи), на Четвертой международной научной
конференции «Инновационное развитие
экономики России: институциональная
среда» в МГУ им.М.В.Ломоносова (20-22 апреля
2011г., г.Москва), а также результаты работы
были представлены, обсуждены и одобрены
на международных и всероссийских научно-практических
конференциях, конгрессах и форумах в
Нижнем Новгороде, Челябинске, Саратове,
Воронеже, Абакане (республика Хакасия),
Ростове-на-Дону, Сочи, Тамбове, Тольятти,
Бельцы (Молдова), Орле, Горячем Ключе,
Белгороде, Пятигорске, Туле, Ульяновске,
Санкт-Петербурге и Москве.
Материалы научного исследования
активно используются в учебном
процессе в Кубанском государственном
университете в процессе преподавания курсов: «Управление
инновационными проектами», «Инновационные
формы и инструменты управления международными
компаниями», «Экономика инновационной
деятельности», «Управление НИОКР и инновациями
в промышленности», «Менеджмент», «Маркетинговое
управление рыночными инновациями и изменениями».
Практические рекомендации,
содержащиеся в диссертационной
работе, могут быть применены в деятельности
Департамента промышленности Краснодарского
края, Фонда содействия развитию венчурных
инвестиций в малые предприятия в научно-технической
сфере Краснодарского края, НП «Ассоциация
Экспортеров и Импортеров Кубани», ЗАО
«Газпромнефть-Юг», ООО «Бондюэль-Кубань»,
что подтверждено справками о внедрении.
Публикации. Основные результаты исследования отражены
в 61 научной публикации общим объемом
61,39 п.л., в том числе в 4 авторских монографиях,
в 5 коллективных монографиях, в 17 статьях,
опубликованных в научных журналах, входящих
в перечень ВАК.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит
из введения, четырех глав, подразделяющихся
на 14 параграфов, заключения, библиографического
списка из 369 источников и 6 приложений.
II. Основные положения
диссертационного исследования
Определение онтологии
как знания сущности инновационного
развития и гносеологии инновационного
развития как особенности процесса познания,
обусловливающего теоретические положения
в сфере развития инноваций, позволило
раскрыть сущность основных элементов
механизма управления инновационным развитием
промышленных предприятий в условиях
кластеризации экономики на основе синтеза
институциональной теории, эволюционной
теории и теории фирмы:
- объект управления предложено раскрыть на основе предпринимательских теорий фирмы и трансакционного подхода, которые позволяют обосновать экономическую целесообразность интеграционных процессов: экономическим субъектам выгодно объединяться в кластеры для эффективного осуществления инновационной деятельности, т.к. издержки достижения желаемого уровня инновационного развития (в том числе трансакционные) при функционировании в кластере ниже, чем аналогичные издержки вне кластерного образования;
- субъект управления рассматривается на основе положений поведенческой теории и теории перспектив. Поведенческий подход привлекает внимание к тому, как внутри предприятий принимаются решения, и позволяет обосновать необходимость создания центра кластерного развития для формирования эффективного механизма управления инновационным развитием участников инновационного кластера. В связи с отсутствием четкой методологии инновационного развития методы экспериментальных исследований, являющиеся основой поведенческой теории, позволяют выявить закономерности инновационного развития предприятий, добившихся успехов в отдельных направлениях, обобщить и распространить их опыт для использования в практике промышленных предприятий;
- создание условий для функционирования и развития промышленных предприятий обосновывается с применением положений неоинституциональной экономической теории и ресурсного подхода. Эффективное инновационное развитие экономических субъектов возможно осуществить только в условиях конкурентной среды, которая предполагает создание благоприятных условий для функционирования всех экономических субъектов и одновременно стимулирует их к инновационному развитию. Создание, функционирование и совершенствование деятельности институтов (правовых, экономических, развивающих, поддерживающих, финансовых и др.) является основой формирования институциональной среды для обеспечения инновационного развития экономических субъектов;
- организация инновационной деятельности с точки зрения взаимодействия участников инновационного процесса базируется на основе подхода, основанного на знаниях, ресурсного подхода и поведенческой теории фирмы. В условиях инновационной экономики знания как субъективированная информация целенаправленного действия становятся значимым ресурсом предприятия и меняют условия функционирования и развития экономических субъектов. Концентрация внимания на движении знаний и их влияние на эффективность инновационной деятельности и конкурентные преимущества экономических субъектов обеспечивают взаимодействие участников инновационного процесса в условиях формирования инновационных кластеров;
- мотивация и стимулирование инновационного развития промышленных предприятий обосновывается положениями предпринимательской теории фирмы, которые определяют возможность осуществления инновационного развития промышленных предприятий на основе повышения предпринимательской активности как самих промышленных предприятий, так и окружающих их экономических субъектов, что на практике предполагает комплексное применение стимулирующих воздействий к участникам инновационного процесса в условиях кластеризации экономики;
- создание конкурентных преимуществ предложено рассматривать с использованием положений процессного подхода, концепции динамических способностей и подхода, основанного на знаниях. С позиции процессного подхода инновационный кластер предстает как сетевая структура экономических субъектов со схожими интересами, которые формируют решения о распределении ресурсов в ходе переговоров, сделок и заключения контрактов; подход, основанный на знаниях, позволяет обосновать формирование конкурентных преимуществ экономических субъектов на основе совместного создания и использования инновационного потенциала, трансформация которого в инновационный капитал позволяет участникам кластера на основе системы коммуникаций максимально эффективно реализовывать свои конкурентные преимущества на рынке инновационной продукции. Развитие инновационной деятельности в условиях кластеризации позволяет промышленным предприятиям преобразовать свои компетенции в динамические возможности, обеспечивающие лидерство и доминирование на рынке;
- механизм создания ценности и стоимости инновационной продукции промышленных предприятий раскрывается на основе синтеза ресурсного подхода, предпринимательских теорий фирмы, концепции «деятельности по оказанию влияния» и определяется с одной стороны потребителями, а с другой стороны, – формируется экономическими субъектами на основе принципа максимизации прибыли и стремления доминировать на рынке, реализуя стратегию лидерства и стратегию «снятия сливок».