Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:45, автореферат
Для России повышение инновационной активности промышленных предприятий является одной из важнейших стратегических задач, от решения которой зависит экономический рост, развитие бизнеса, уровень благосостояния населения и возможность эффективного встраивания экономики страны в глобальную мирохозяйственную систему. Высокий уровень конкуренции на мировом рынке стимулирует развитие инновационных процессов, предъявляет дополнительные требования к технико-экономическим характеристикам продуктов и технологий и заставляет промышленные предприятия активно применять инновации, разрабатывать новые методы и подходы к управлению инновационным развитием.
Кластерный подход рассматривается как методический инструмент структурирования экономики, новый способ понимания конкуренции и источников достижения конкурентных преимуществ, основа выявления точек роста и оптимальное сочетание интересов территории и отдельных предприятий. Построение инновационной системы кластерного типа в рамках региона позволяет развивать сотрудничество государства, бизнеса и науки и обеспечивает построение интегрированных структур, способных обмениваться знаниями.
С учетом результатов исследования ценностных ориентаций и экономических интересов промышленных предприятий, представленных в табл.2, проанализированы условия формирования инновационного кластера с точки зрения возможности реализации экономических интересов промышленных предприятий (рис.9). Следует отметить, что реализация политики формирования инновационных кластеров в регионах полностью отвечает интересам промышленных предприятий, которые сформированы как интересы кластерного развития на основе стремления экономических субъектов к развитию кооперационных связей и коммуникаций для осуществления возможности интеграции с партнерами в рамках реализации масштабных инновационных проектов. Центральное место в реализации интересов кластерного развития и интересов инфраструктурного обеспечения промышленных предприятий занимает развитие территориальных инновационных кластеров, что обусловлено мультипликационным эффектом решаемых задач. Именно реализация кластерной политики в регионе позволяет создать все необходимые элементы инновационной инфраструктуры, сформировать тесные кооперационные связи между предприятиями, реализовать механизм частно-государственного партнерства в развитии инновационной деятельности экономических субъектов.
Формирование инновационных
кластеров позволяет промышленн
На основе анализа существующей законодательной базы, ресурсного потенциала, мероприятий, проводимых региональными государственными структурами, и достигнутых статистических показателей инновационного развития экономическими субъектами разработана модель построения кластерной архитектуры инновационного развития Юга России на примере формирования инновационного кластера в Краснодарском крае (рис.10).
Рис. 9. Условия развития инновационной деятельности промышленных
предприятий с точки зрения возможности реализации
их экономических интересов (разработан автором)
Рис.10. Кластерная архитектура инновационного развития экономики Юга России
(разработан автором)
Инновационные кластеры выполняют функцию точек роста в регионе и одновременно обладают определенной динамичностью и гибкостью, которая позволяет им расширять границы определенной территории и углублять специализацию. Поэтому опыт формирования инновационного кластера в Краснодарском крае с успехом может быть использован для развития инновационной деятельности в Южном федеральном округе и в целом на Юге России. Формирование инновационного кластера в регионе создаст условия для реализации всей цепочки инновационного процесса от формирования инновационной идеи до реализации инноваций на рынке конечным потребителям.
Повышение инновационной активности промышленных предприятий как ключевого фактора устойчивых темпов роста экономики должно обеспечиваться оптимальным соотношением, с одной стороны, стимулирующих воздействий государства на инновационный процесс, включая инвестиционную составляющую, с другой стороны – рыночными механизмами и внутренними установками промышленных предприятий, ориентированных на повышение конкурентоспособности за счет разработки и внедрения инноваций (Рис.11).
Рис.11. Механизм стимулирования инновационной активности промышленных предприятий (разработан автором)
Целью текущей модернизации российской экономики является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня отечественного производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции. Исходя из этого, определены десять главных направлений модернизации экономики России, связанных с инновационным развитием промышленности (материально-техническое, структурное, научно-образовательное, институциональное, инфраструктурное, приоритетное, стимулирующее, экспорто-ориентирующее, реформаторское), в рамках которых должно осуществляться формирование механизма управления инновационным развитием промышленных предприятий.
В России пока еще не сложилась система создания мотивации и механизмов для стимулирования инновационной активности промышленных предприятий. В связи с этим предложена следующая система стимулирования инновационной активности промышленных предприятий (рис.12).
Рис.12. Система стимулирования инновационной активности
промышленных предприятий (разработан автором)
Для реализации целей инновационного развития промышленных предприятий предложено использовать комплексный подход к стимулированию инновационной активности всех участников инновационного кластера и разработана система мероприятий с обоснованием возможности их реализации по следующим направлениям: формирование государством экосистемы поддержки и развития инноваций; географическая локализация преференций для инновационных компаний; объединение усилий институтов развития для реализации прорывных инновационных проектов; создание технологических платформ в качестве инструмента стимулирования инновационного развития на основе консолидации усилий науки, бизнеса и государства для реализации инновационных проектов; создание федеральных и региональных инновационных площадок для осуществления государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры в федеральных вузах и развития кооперации российских вузов с промышленными предприятиями; оптимизация таможенных процедур для обеспечения поддержки экспорта инноваций; целенаправленная динамика перемещения трудовых ресурсов в инновационном бизнесе для обеспечения стартапов высокопрофессиональными кадрами и ускорения процессов обмена опытом инновационного развития между участниками кластера; информационное обеспечение инновационной деятельности участников кластера для реализации новых организационных изменений в условиях развития информационной эпохи; формирование социального капитала в рамках инновационного кластера как инструмента для мобилизации ресурсов всех участников кластера; развитие маркетинговых технологий для продвижения инновационных продуктов и ускорения диффузии инноваций; создание системы субконтрактации на основе формирования единого информационного ресурса предприятий кластера для размещения заказов; формирование культуры взаимоотношений между участниками инновационного кластера для развития системы взаимоотношений и ускорения процессов сотрудничества в инновационной сфере.
В условиях формирования инновационного кластера роль инновационного маркетинга усиливается, сфера действия и круг решаемых вопросов расширяются. На рис.13 представлен механизм реализации технологий инновационного маркетинга в управлении инновационным развитием промышленных предприятий. На каждом этапе инновационного процесса промышленным предприятиям необходимо использовать определенные технологии инновационного маркетинга, которые представляют собой синтез нескольких маркетинговых концепций, включающих в себя маркетинг взаимоотношений с другими участниками инновационного процесса в условиях формирования инновационного кластера, промышленный маркетинг, социально-этичный маркетинг, маркетинг территории, итерационный маркетинг. Непрекращающиеся маркетинговые исследования рынка, установление контактов с потенциальными поставщиками, партнерами и потребителями, а также комплекс мер, направленных на формирование общественного мнения и создание имиджа инновационно-активного предприятия, составляют круг вопросов, отнесенных к компетенции инновационного маркетинга. Использование концепции инновационного маркетинга для решения данных проблем промышленных предприятий в рамках инновационного кластера позволит значительно сократить трансакционные издержки и создать благоприятные условия для реализации инновационных проектов.
Моделирование инновационного развития промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики должно заключаться в разработке моделей процессов формирования программ инновационного развития и их оценки. Основную роль в данном процессе играет оценка исходных ресурсов экономических субъектов, их инновационного потенциала и интенсивности его использования, а также анализ отдельных проектов, рассматриваемых в качестве составляющих программы инновационного развития.
Рис.13. Механизм реализации технологий инновационного маркетинга
в управлении инновационным развитием промышленных предприятий
(разработан автором)
На сегодняшний день, поскольку речь идет только о начальном этапе формирования инновационного кластера в регионе, получить конкретные данные о результатах инновационной деятельности предприятий в условиях кластеризации не представляется возможным, поэтому предложена методика определения инновационного капитала промышленных предприятий кластера, выполненная на основе ряда логических допущений в соответствии с принципом экономической целесообразности инновационного развития.
На принятие решения
об интеграции в кластер оказывают
влияние два фактора: возможность
совместного использования
В процессе формирования кластера из нескольких n-экономических субъектов образуется некоторый экономический эффект от интеграционного взаимодействия экономических субъектов, превосходящий эффект самостоятельного функционирования отдельно взятого предприятия на некоторую величину, определяемую как синергетический эффект по формуле:
,
где – эффект от объединения для каждого i-го участника кластера;
– эффект от совместной
инновационной деятельности n-
– эффект самостоятельного функционирования i-го предприятия.
На основе методики М.Ю.Шерешевой предложена следующая модель кластерного объединения предприятий, основанная на стремлении экономических субъектов к максимизации своих преимуществ за счет проявления синергетического эффекта. Кластер формируется и будет сохраняться, если добавленная стоимость, создаваемая его участниками, и экономия на трансакционных издержках, связанная с отсутствием необходимости осуществлять трансакции на рынке, не будут перевешиваться дополнительными трансакционными издержками производства инновационной продукции, возникающими при работе в кластере.
(2)
где – разница в получаемой добавленной стоимости при работе предприятия в составе кластера и при самостоятельном функционировании на рынке;
– трансакционные издержки, возникающие в инновационной деятельности предприятия при самостоятельной деятельности;
– трансакционные издержки,
возникающие при инновационной
деятельности предприятия в
– разница в издержках производства между ситуацией работы в кластере и ситуацией работы в самостоятельном режиме предприятия на рынке.
Эффект от объединения для каждого i-го участника кластера ( ) может быть представлен в виде формулы, полученной на основе преобразования неравенства (2):
, (3)
где – дополнительный доход i-го участника кластера как сумма добавленной стоимости, полученной в условиях интеграции;
– затраты i-го участника кластера как экономия затрат в результате кластеризации: трансакционных издержек и издержек производства.
Следует отметить, что в условиях функционирования предприятия в кластере сумма его трансакционных издержек может быть равна нулю, тогда можно определить коэффициент преимущества кластеризации , который, по сути, отражает рентабельность кластерного взаимодействия экономических субъектов, в следующем виде: