Управление инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:45, автореферат

Описание работы

Для России повышение инновационной активности промышленных предприятий является одной из важнейших стратегических задач, от решения которой зависит экономический рост, развитие бизнеса, уровень благосостояния населения и возможность эффективного встраивания экономики страны в глобальную мирохозяйственную систему. Высокий уровень конкуренции на мировом рынке стимулирует развитие инновационных процессов, предъявляет дополнительные требования к технико-экономическим характеристикам продуктов и технологий и заставляет промышленные предприятия активно применять инновации, разрабатывать новые методы и подходы к управлению инновационным развитием.

Файлы: 1 файл

NikulinaOV.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

Источник: составлено автором  по данным «Россия в цифрах:2010»

 

Данные таблицы 5 отражают объем затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности за период 2005-2009гг. Анализ представленных показателей свидетельствует об увеличении финансирования научных работ более чем в 2 раза (2,10) в 2009г. по сравнению с 2005г., однако, как следует из данных таблицы 4, это не привело к аналогичному росту инновационной активности отечественных предприятий за рассматриваемый период.

 

Таблица 5 – Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам

деятельности за период 2005-2009гг. (млрд. руб.)

Секторы деятельности

2005

2006

2007

2008

2009

2006/

2005

2007/

2005

2008/

2005

2009/

2005

Государственный

60,2

78,0

108,0

129,9

147,0

1,29

1,79

2,16

2,44

Предпринимательский

156,9

192,5

238,4

271,2

303,1

1,23

1,52

1,73

1,93

Высшего профессионального образования

13,3

17,6

23,5

28,9

34,6

1,32

1,77

2,17

2,60

Некоммерческих организаций

0,4

0,7

1,2

1,1

1,1

1,75

3,0

2,75

2,75

Всего

230,8

288,8

371,1

431,1

485,8

1,25

1,61

1,87

2,10


Источник: составлено автором  по данным «Россия в цифрах:2010»

 

Для повышения уровня инновационной активности российских промышленных предприятий недостаточно использовать только одно направление стимулирования в виде увеличения финансирования научных исследований и разработок. Целесообразно развивать интеграционные формы взаимодействия малых, средних и крупных предприятий, соединять усилия государства, науки и бизнеса в области инновационных разработок, создавать инновационные кластеры предприятий для максимально эффективной реализации всех стадий жизненного цикла инновационного процесса и обеспечения успешной коммерциализации новых продуктов и технологий.

Динамика  развития российской промышленности в  течение последних 20 лет на фоне неэффективной экономической политики государства свидетельствует о проблемах, связанных с формированием и использованием инновационного потенциала промышленных предприятий. Анализ теоретических концепций формирования инновационного потенциала промышленных предприятий позволил сделать вывод о специфическом содержании инновационного потенциала, суть которого сводится к двум основным моментам: инновационный потенциал определяется с точки зрения ресурсного обеспечения инновационной деятельности; инновационный потенциал рассматривается на разных уровнях использования как совокупность способностей и возможностей экономических субъектов для достижения целей инновационного развития. В данных аспектах не обоснована значимость накопления инновационного потенциала с точки зрения его целевого характера использования и с позиции необходимости его формирования и обновления в процессе развития инновационной деятельности, которая предусматривает постоянное осуществление изменений. Поэтому целесообразно дать следующее определение инновационного потенциала с точки зрения необходимости обеспечения устойчивого развития инновационной деятельности промышленных предприятий: инновационный потенциал представляет собой комплексную оценку результата перманентного процесса формирования, накопления, изменения и обновления ресурсной базы для осуществления инновационной деятельности, системы отношений участников инновационного процесса с учетом реализации их интересов и совокупности целевых установок, определяющих характер взаимодействия промышленного сектора с научными организациями с целью разработки и реализации комплексной стратегии инновационного развития промышленного производства и получения на этой основе экономического и социального эффекта. В данном определении инновационный потенциал рассматривается как динамичная характеристика имеющихся и появляющихся возможностей предприятия для осуществления инновационной деятельности. Поэтому для оценки инновационного потенциала промышленных предприятий большое значение имеет определение наличия и динамизма наращивания (накопления) его составных элементов, представленных на рис.6.

 


Рис.6. Состав инновационного потенциала (разработан автором)

 

Представленный на рис. 6 состав инновационного потенциала демонстрирует сочетание трех принципов организационно-структурного формирования инновационного потенциала промышленного комплекса: территориального, отраслевого и корпоративного.

Однако в современных  условиях целесообразно рассматривать  обязательное участие научных организаций в формировании инновационного потенциала, что свидетельствует о назревшей необходимости применения нового принципа построения взаимоотношений экономических субъектов в условиях инновационного развития экономики. Реализация крупных инновационных проектов возможна только на основе комплексного подхода, предусматривающего сочетание кластерного принципа построения промышленного комплекса и использования механизма государственно-частного партнерства. Использование инновационного потенциала научных организаций промышленными предприятиями региона в рамках реализации региональной инновационной политики позволит сформировать систему отношений между участниками инновационного процесса, которая будет положена в основу построения инновационного кластера в регионе. Это создаст дополнительные возможности для стимулирования инновационной активности промышленных предприятий в условиях модернизации национальной экономики.

Применение институционального подхода к обоснованию инновационного потенциала позволило раскрыть сущность и содержание данного понятия и определить основные трансформационные процессы превращения его в инновационный капитал в результате развития инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях кластеризации национальной экономики. Инновационный потенциал промышленных предприятий определен как институция, т.е. социально-экономическая форма типизации функций промышленных предприятий, определяющая их статусы и роли в системе инновационного развития и образующая систему отношений функциональной структуры накопления инновационного капитала. В данном контексте инновационный потенциал как институция выступает содержательной основой инновационной деятельности института – промышленного предприятия. Поскольку инновационный потенциал как институция, с одной стороны, обладает полезностью, а с другой стороны, требует затрат на воспроизводство, то он обладает стоимостью, т.е. может быть определен в стоимостном показателе. Полезностью, стоимостью, ценностью характеризуется статус, который инновационный потенциал как институция придает промышленному предприятию. Изначально инновационный потенциал формируется как индивидуальный продукт работы предприятия, когда он производится промышленным предприятием для собственной деятельности, «для себя». Но когда инновационный потенциал начинает формироваться и использоваться в условиях кластера другими участниками инновационного процесса, он становится частью инновационного потенциала кластера и в результате синергетического эффекта инновационной деятельности превращается в инновационный капитал, приносящий доход промышленному предприятию. На практике инновационный потенциал как некая возможность предприятия к осуществлению инновационной деятельности предстает в форме абстракции до тех пор, пока процесс формирования и использования инновационного потенциала не приобретает перманентный динамичный характер в результате инновационного развития благодаря усилиям всех участников инновационного процесса, что приводит к формированию инновационного капитала, способного обеспечить устойчивое инновационное развитие промышленному предприятию. Инновационный капитал определен в диссертационной работе как одна из конкретных форм капитала, отражающая возможность получения дохода промышленными предприятиями как участниками инновационного кластера за счет развития инновационной деятельности и приобретения особого статуса, обусловленного динамикой инновационного потенциала как институции, способной к превращению в капитал в результате синергетического эффекта взаимодействия экономических субъектов в процессе инновационного развития.

На рис.7 представлен в механизм формирования и управления инновационным капиталом промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики.

 

 

Рис.7. Механизм формирования и управления инновационным

капиталом промышленных предприятий (разработан автором)

 

В основе формирования инновационного капитала находятся инновации как результат инновационной деятельности промышленных предприятий, которые накапливают инновационный капитал в материальной или нематериальной форме инновационного ресурса. Отсюда прослеживается четкая взаимосвязь и взаимообусловленность инновационного потенциала и инновационного капитала: использование и реализация инновационного потенциала осуществляется только в результате инновационной деятельности, которая выступает для промышленного предприятия источником развития и служит основой накопления инновационного капитала, который в свою очередь способствует наращиванию инновационного потенциала. Обе эти категории реализуются в непрерывном кругообороте стадий формирования и использования в процессе инновационной деятельности промышленных предприятий, накапливаясь и приумножаясь, обеспечивают их инновационное развитие.

Осуществление инновационной деятельности промышленными предприятиями в условиях кластера позволяет получить оптимальный результат формирования инновационного капитала. Инновационный потенциал промышленных предприятий может быть невостребованным или нереализованным при определенных обстоятельствах (неэффективный менеджмент, экономический кризис, банкротство, форс-мажорные обстоятельства и т.п.). Экономический смысл ему придает формирование инновационного капитала, а движущей силой данного процесса превращения выступает эффективная инновационная деятельность промышленных предприятий. В свою очередь наращивание инновационного потенциала и приумножение инновационного капитала способствуют повышению инновационной активности промышленных предприятий. Ценность инновационного капитала определяется не его наличием, а эффективностью его использования в процессе воспроизводства. Таким образом, инновационный капитал так же как инновационный потенциал является динамичной характеристикой, но в данном случае – реализуемых возможностей, способностей и компетенций промышленных предприятий в процессе осуществления инновационной деятельности. Инновационный капитал как фактор производства представляет собой накопленный запас ранее произведенных благ, которые участвуют в текущей инновационной деятельности и способствуют ее развитию. Результатом использования инновационного капитала в идеале должен стать поток инноваций.

В условиях инновационного кластера происходит группировка и  консолидация инновационного потенциала и инновационного капитала всех участников инновационного процесса, что в свою очередь приводит к активизации процессов интеграции промышленных предприятий с научными организациями, образовательными учреждениями, государственными структурами и предпринимательским сектором. На основе изучения современных подходов к определению особенностей кластеров как формы межорганизационного взаимодействия экономических субъектов выявлены сущностные характеристики кластеров как сетевых структур (рис.8).

По содержанию деятельности экономических субъектов и динамичности процессов изменения как количественного, так и качественного состава, изменения территориальных границ размещения участников и их принадлежности к определенным отраслям экономики, можно охарактеризовать инновационный кластер как надсистему, создающую определенные преимущества для развития региона, промышленных предприятий, различных групп участников кластера (табл.6).

 

 

 

 

Рис.8. Сущностные характеристики кластеров как сетевых структур

(разработан автором)

 

 

Таблица 6 – Преимущества формирования инновационного кластера

(разработана автором)

Преимущества

Для региона

Для промышленных предприятий

Для других

участников кластера

1. Экономические

Рост инвестиционной привлекательности региона, увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы

Снижение трансакционных издержек, инвестирование рисковых инновационных проектов, софинансирование маркетинговых исследований

Сокращение трасакционных издержек, повышение доступности финансовых ресурсов, снижение затрат на НИОКР, рост объемов продаж

2. Социальные

Увеличение рабочих  мест, повышение эффективности системы профобразования, рост уровня жизни населения

Повышение квалификации кадров, появление новых знаний, реализация социальных программ и проектов

Формирование сети устойчивых связей, обеспечивающих эффективную транс-формацию изобретений в инновации

3. Структурные

Появление условий для  структурной перестройки экономики региона, развитие инновационной, транспортной, инженерной инфраструктуры, наращивание инновационного потенциала региона

Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие инновационного ядра, роль которого выполняют промышленные предприятия в тесном взаимодействии с научно-образовательными организациями

Использование инновационного потенциала других участников и генерация иннова-ционных идей образуют условия для диверсификации и появления новых направлений иннова-ционного бизнеса и привлечения новых участников

4.Коммуникационные

Появление новых форм и инструментов взаимодействия с бизнесом для развития региона

Взаимовыгодные отношения с малым и средним бизнесом, научными, образовательными организациями, гос. структурами

Свободный обмен информацией, знаниями и быстрое распространение инноваций по всем каналам

5. Имиджевые

Повышение политической значимости и формирование имиджа инновационно развитого региона

Продвижение торговой марки  и бренда, формирование имиджа и репутации инновационного предприятия

Повышение восприя-тия престижности и оценки качества инновационных товаров (услуг) участников кластера

Информация о работе Управление инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики