Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:46, реферат
Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приводят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности. Среди таких процессов основные следующие:
1. Увеличиваются предложения потребителям.
Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурентной борьбы производителей. Он приводит к тому, что, с одной стороны, у потребителей появляются расширенные возможности выбора, а с другой — обостряются проблемы «выживания» фирм.
Увеличение предложения по отношению к рыночному спросу, в свою очередь, неизбежно приводит к дальнейшему усилению конкуренции на рынках сбыта. Конкурентоспособность организаций становится главным фактором, определяющим успехи в бизнесе и, следовательно, будущее фирм. В таких условиях обеспечение удовлетворяющего клиентов качества становится стратегической задачей организации.
Эффективное руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенным моментом для успешной реализации приведенного подхода.
Представлена концепция современной системы ТQМ. Следует учитывать, что только полная реализация в организации всех представленных принципов позволяет обеспечить все требования данной системы. Прежде всего философия всеобщего менеджмента качества исходит из того положения, что управлять организацией в условиях современной конкуренции — это управлять ее будущим, а управление будущим тождественно понятию «управление конкурентоспособностью».
Философия ТQМ основывается также на рассмотренных выше принципах «кайзен» и «кайрио».
Не менее важным является формирование культуры фирмы, основанной на воспитании патриотического отношения к своей организации, мотивации высококачественного труда работников, применения «метода участия», предусматривающего открытость для персонала внутрифирменной информации, доверие к сотрудникам организации. Такой подход сочетается с системой менеджмента на основе использования «косвенных» методов менеджмента, а также принципа «внешнего менеджмента», при котором руководители сосредоточивают свои усилия в оперативной деятельности только на обеспечении производства и выполнении внешних обязательств организации. Текущие заботы, связанные «обеспечением качества создаваемого продукта труда, при этом возлагаются на исполнителей производственных процессов.
Имеет свои особенности при ТQМ и система контроля качества редукции. Она ориентируется на принцип «ноль дефектов» и положение, при котором в основе контроля качества лежит самоконтроль, т.е. контроль качества после каждой операции возлагается на самих исполнителей.
Рис. 9. Концепция современной системы TQM
Рассматриваемая система управления качеством предусматривает применение новой философии логистики, основанной на принципе «ноль запасов», эффективно реализуемом, например, в таких системах, как американская ТВС («точно в срок») или японская «канбан».
Изменяется при ТQМ и взгляд на структуру системы качества. Поскольку рассмотренная философия системы предполагает всеобщее участие персонала всех уровней в обеспечении качества, в структуре системы качества не предусматривается отдельно выделенной службы, отвечающей за качество. Применение принципа «жейрецу» меняет взгляд и на организации-субподрядчики, на тех, кто поставляет товаропроизводителю материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия. Их системы управления качеством рассматриваются товаропроизводителем как органические части своей системы качества. Это меняет и общее отношение к поставщикам, акценты в работе с ними переносятся с контроля на сотрудничество в области качества. Наиболее прогрессивные компании сегодня начали привлекать своих поставщиков к совместной работе на самых ранних этапах создания того или иного изделия. Они предлагают им долгосрочные контракты, обучение новым методам явления, включая методы «работы с колес» и «поставок точно в к».
Любая современная организация, заботящаяся о своей репутации и конкурентоспособности, должна проявлять социальную ответственность, обеспечивая должную заботу об окружающей среде и безопасности потребителя. Это требует применения экологически «чистых» и безотходных технологий, выпуска безопасных и не портящих окружающую среду продуктов труда.
Сформулируем, исходя из рассмотренного выше, основные положения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества:
• осознание высшим руководством предприятия задачи повышения качества как цели предпринимательства;
• особые обязательства
высшего управленческого
• сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на удовлетворении актуальных и потенциальных запросов потребителей;
• участие в задаче обеспечения качества персонала всех иерархических уровней;
• командная работа и ответственность менеджеров;
• качество — задача всех, а не специального подразделения;
• управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукта;
• систематическая учеба всех сотрудников;
• инжиниринг качества — организация разработки продуктов на основе учета требований потребителей;
• постоянное улучшение всех процессов, влияющих на качество;
• постоянное применение новых методов и технологий обеспечения качества;
• основа качества — качество труда, которое определяется не столько техникой и технологией, сколько мотивацией сотрудников на высококачественный труд;
• деятельность должна быть структурирована, разбита на процессы, операции, переходы;
• каждое последующее звено должно рассматриваться как потребитель (внутренний);
• осознание персоналом, что цель процессов — это выполнение требований и запросов потребителей (как внешних, так и внутренних);
• закрепление пожеланий потребителей как стандарта качества;
• тщательный учет затрат на отклонения от качества;
• основной упор на предупредительные меры, предотвращающие отклонения качества;
• сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на формировании современной культуры организации.
Необходимо обратить внимание на положение, связанное с улучшением всех процессов, влияющих на качество. В своих последних стандартах, посвященных системам менеджмента качества, Международная организация по стандартизации рекомендует внедрять новые методы создания системы управления качеством, основанные на «процессном подходе».
Таким образом, основные положения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества, подтверждают, что разработка и реализация стратегии ТQМ предусматривает полное изменение культуры и менеджмента компании. В связи с этим она должна претворяться в жизнь под контролем высших органов управления компанией. Используя ТQМ, можно решить ряд вопросов, волнующих современные предприятия. В первую очередь необходимо разработать эффективную политику улучшения качества на фирме, прежде чем начать широкомасштабные инвестиции.
Следует отметить, что в условиях ТQМ можно успешно решить проблему, волнующую руководство многих современных фирм — нарастающее нежелание общественной деятельности у сотрудников. Это происходит из-за недостаточных стимулов к такой работе. Этому во многом способствует традиционная культура фирмы. Любая работа должна стимулироваться и быть интересной. При использовании ТQМ все сотрудники органически вовлекаются в процесс улучшения работы.
Таким образом, на основании рассмотрения концепции ТQМ можно сделать выводы, что всеобщее управление качеством — что:
• концепция системы качества, направленная на то, чтобы контроля было меньше;
• стандарты на процессы;
• статистика, основанная на конкретных цифрах;
• подход к управлению с акцентом на предупреждение отклонений качества;
• концепция, при которой управление качеством — не только задача службы качества;
• концепция, при которой управление качеством — дело каждого, всего персонала;
• концепция, при которой система управления качеством не механически-административная, а органическая система;
• ориентация на «прозрачную» технологию;
• мотивация персонала на высокое качество;
• концепция, направленная на объединение сотрудников фирмы;
• ориентация на «ноль дефектов»;
• концепция, позволяющая завоевывать клиентов;
• подход, предусматривающий необходимые затраты на качество, чтобы экономить и снижать издержки производства и использовать продукцию по назначению;
• концепция, применение которой выгодно, прибыльно для фирмы.
Таким образом, приведенные выше принципы показывают, что повременная система управления качеством должна основываться на рассмотренной концепции ТQМ. В современных условиях данную концепцию управления качеством применяют практически все передовые организации.
3.3.ФУНКЦИИ ТQМ.
Всеобщее управление
качеством предусматривает
На первой стадии осуществляются
поиск и маркетинговые
• сбор и анализ требований отечественных и зарубежных заказчиков;
• сбор и анализ информации о техническом уровне и качестве аналогичной отечественной и зарубежной продукции;
• прогнозирование новой продукции;
• разработка требований к конкретному образцу новой продукции (проекту задания на разработку нового образца), обеспечивающих ее соответствие требованиям заказчика, техническому уровню и качеству лучших мировых аналогов (включая отечественные) или превосходство над ними на начало серийного производства,
• формирование в техническом задании и договоре на разработку полного комплекса функциональных требований к новой продукции;
• экономический анализ эффективности создания новой техники.
Планирование качества продукции проводится как при наличии конкретного заказчика, так и при инициативной разработке новой продукции.
На стадии проектирования и/или разработки технических требований формируется уровень качества продукции, соответствующий запросам потребителей и современным достижениям научно-технического прогресса, а также обосновываются возможность и целесообразность создания продукции и проводится ее разработка.
Основное условие обеспечения качества на данной стадии — разработка технической документации, полностью пригодной для серийного производства новой продукции, соответствующей требованиям потребителя (доработка документации при постановке продукции на производство должна быть исключена). Для этого осуществляется параллельная с разработкой продукции подготовка серийного производства, включая технологическую подготовку, подготовку кадров, освоение новых технологических процессов, операций контроля качества и т.п. Показатели качества, предусмотренные в проекте, должны четко и однозначно отражать критерии приемки и отбраковки продукции.
В процессе разработки изделия
реализуется функция
На стадии производства
организуется промышленное изготовление
изделий (материалов) в соответствии
с плановыми заданиями и
• внедрение комплексной системы технического контроля от входного контроля материалов и комплектующих изделий до приемки готовой продукции с концентрацией внимания на самоконтроле, на предупредительной и регулирующей функции контроля (попадание на следующие операции полуфабрикатов, деталей и узлов, не соответствующих требованиям документации, должно быть исключено);
• применение методов и средств контроля и испытаний, обеспечивающих требуемую точность и достоверность результатов;
• обязательное подтверждение готовности производства к выпуску и поставке продукции требуемого качества в заданных качествах путем изготовления установочной серии продукции и поведения ее квалификационных испытаний;
• подтверждение качества
выпускаемой продукции
• аттестация организационно-технического уровня производства и сертификация продукции;
• подтверждение изменений, вносимых в техническую документацию и в процесс изготовления, расчетами, моделированием испытаниями;
• гарантирование потребителю качества поставляемой продукции;
• анализ качества продукции в условиях эксплуатации, использование этих результатов для улучшения качества продукции пути совершенствования продукции и процесса ее изготовления;
• отработка и издание
высокоэффективной
• своевременное снятие с производства устаревшей продукции.
Планирование процесса
производства предусматривает
Проверка качества продукции, процесса, оборудования проводится в критических точках при производстве с использованием контрольных карт, методик и планов статистической выборки. Это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным показателям, а также степень достижения поставленных целей.
Возможности технологического процесса проверяются на способность производить продукцию, соответствующую установленным техническим требованиям. Проверка охватывает материалы, оборудование, ЭВМ, методики и персонал.
Система качества предусматривает также квалифицированную проверку специальных технологических процессов, в которых особо высокие требования предъявляются к условиям труда: времени, температуре, влажности, запыленности и т.п. В системе определяется круг лиц, имеющих право на внесение изменений в технологический процесс. Любое изменение сопровождается оценкой изделия на соответствие уровню запланированного качества. Все изменения отражаются в соответствующих документах и доводятся до сведения заинтересованных подразделений.
Информация о работе Управление качеством, как объект управления