Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:46, реферат
Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приводят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности. Среди таких процессов основные следующие:
1. Увеличиваются предложения потребителям.
Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурентной борьбы производителей. Он приводит к тому, что, с одной стороны, у потребителей появляются расширенные возможности выбора, а с другой — обостряются проблемы «выживания» фирм.
Увеличение предложения по отношению к рыночному спросу, в свою очередь, неизбежно приводит к дальнейшему усилению конкуренции на рынках сбыта. Конкурентоспособность организаций становится главным фактором, определяющим успехи в бизнесе и, следовательно, будущее фирм. В таких условиях обеспечение удовлетворяющего клиентов качества становится стратегической задачей организации.
Ремонтопригодность — это приспособленность продукта к предупреждению, обнаружению и устранению отказа. Данная характеристика относится только к восстанавливаемым объектам. Ее показатель — среднее время восстановления (Тв).
Среднее время восстановления определяется как среднее арифметическое от периодов времени, затраченных на восстановление работоспособности продукта после его отказов.
в)Характеристика сохраняемости.
Сохраняемость — свойство продукта поддерживать свои параметры в течение заданного срока.
Показатель, характеризующий данное свойство, — средний ресурс (Rср). Он определяется как среднее арифметическое от периодов времени, в течение которого продукты, аналогичные оцениваемому, сохраняют все показатели существенных свойств в заданной норме.
г)Характеристика долговечности.
Долговечность — свойство
продукта длительно сохранять
Показатель, характеризующий долговечность, — срок службы (Тсл), представляет средний срок использования объекта по назначению до его морального старения или износа.
3. Показатели технологичности.
Данные показатели характеризуют
эффективность конструкторско-
Например, для продукции это:
а) коэффициент сборности (Ксб), определяемый по формуле:
Kсб=
где:
Qс— количество
Qо — общее число составных частей.
Ксб показывает, каков удельный вес составных частей, для которых существуют отработанные технологические процессы, в общем числе составных частей объекта.
б) коэффициент использования материала (Ки.м), определяемый как:
Kи.м.=
где:
Qm — суммарный вес материала в изделии;
Qизд — общий вес материала в изделии;
в) удельная трудоемкость (qm), определяемая по формуле:
q1=
где:
Т— общая трудоемкость производства;
В — основной показатель качества продукции (показатель, имеющий наибольшее значение, вес).
Следует отметить, что коэффициент сборности изделия также характеризует простоту монтажа изделия. В тех случаях, когда составные части существенно отличаются друг от друга по весу или по стоимости, определяют коэффициент сборности соответственно отношением веса специфицируемых составных частей к общему весу изделия или стоимости специфицируемых составных частей к стоимости изделия в целом.
Коэффициент использования рациональных материалов позволяет определить, в какой степени в конструкции объекта применены технически и экономически выгодные виды материалов.
Удельные показатели трудоемкости производства показывают удельную трудоемкость производства, относящуюся к одному из основных параметров, входящих в состав показателей назначения.
4. Эргономические показатели.
Эргономические показатели
характеризуют систему «
а) гигиенические показатели — характеризуют соответствии объекта гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека;
б) антропометрические показатели — характеризуют соответствие объекта размерам и форме человеческого тела;
в) физиологические и психофизиологические показатели —характеризуют соответствие объекта физиологическим свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств;
г) психологические показатели
— характеризуют соответствие
объекта психологическим особенностям
человека.
Обычно приходится оценивать, как решаются в объекте проблемы и общей компоновки рабочего места оператора, и исполнения отдельных органов управления. Очевидно, это нужно учитывать при оценке уровней качества объектов, для которых эргономические свойства существенны.
5. Эстетические показатели.
Эстетические показатели
характеризуют
Основной закон
а) Информационная выразительность.
Данный показатель характеризует следующие свойства объекта:
возможность объекта
отражать в форме различные социально-
наличие в форме изделия
совокупности признаков, обусловливающих
его отличие, непохожесть на подобные
изделия, но в то же время подчиненных основному композиционному замыслу
(оригинальность);
отражение в форме
устойчивых черт, определяющих соответствие
изделия современному уровню общественного
и культурного
развития или конкретному функциональному
комплексу (стилевое соответствие);
выявленность в форме отдельных признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня (соответствие моде).
б) Рациональность формы.
Характеризует выявление в форме объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).
в) Целостность композиции.
Показатель характеризует рациональность использования композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и т.п.). Целостность композиции включает следующее:
выяснение логики построения
формы объекта в соответствии
с его назначением (организованность объёмно-пространственной
структуры);
выявление в форме объекта его реальной структуры и закономерностей конструктивного решения (тектоничность);
обеспечение выразительности формы с помощью нюансировки ее частей и целого (пластичность);
• характерность очертания формы объекта в целом и деталях, а также элементов знаковой информации (графическая прорисован-ность формы);
•взаимосвязь и сочетание цветов (цветовой колорит).
г) Совершенство производственного исполнения объекта.
Данный показатель характеризует его товарный вид и определяется качеством выполнения видимых элементов формы, качеством покрытий, отделкой поверхностей, чистотой выполнения сочленений, округлений и сопряжений, а также их соответствием художественно-конструкторскому замыслу, четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов.
6. Показатели стандартизации и унификации.
Показатели стандартизации
и унификации характеризуют удельный
вес стандартных и
Составные элементы в изделии могут быть следующими:
1) стандартными, создаваемыми
на основе международных,
унифицированными, создаваемыми на основе стандартов фирм;
оригинальными, создаваемыми только для одного изделия;
заимствованными,
спроектированными как
конкретного изделия и примененными в
двух и более изделиях.
Основные показатели для оценки уровня стандартизации и унификации следующие:
а) Коэффициент унификации (показывает удельный вес стандартных унифицированных и заимствованных элементов):
Кy= (4-18)
где:
— количество стандартных элементов в объекте;
∑Gун— количество унифицированных элементов в объекте;
∑Gз — количество заимствованных элементов в объекте;
∑Gj — общее количество элементов в объекте.
б) Коэффициент применяемости (показывает, какова доля наименований унифицированных (∑Hун), стандартных (∑Нст) и заимствованных (∑Нз) элементов в общем количестве наименований (∑Нj элементов в изделии):
Кпр=
в)Коэффициент повторяемости:
(4-20)
Кповт=
где:
G—общее количество элементов в объекте;
H— общее количество
наименований элементов в
Ky= (4-21)
где:
Gi— количество стандартных i-х элементов в объекте;
Ci — стоимость i-го элемента;
п -— общее число стандартных элементов объекта;
Gj— количество унифицированных g-x элементов в объекте;
Cj — стоимость j-гo элемента;
т — общее число унифицированных элементов в объекте;
Gt — количество заимствованных элементов в объекте;
Сt — стоимость л-го элемента;
s — общее число
заимствованных элементов в
7. Патентно-правовые показатели.
Патентно-правовые показатели делятся на показатели патентной защиты и показатели патентной чистоты.
Показатель патентной
защиты (Ппз) характеризует количество
и весомость новых
Ппз=Ппз1+Ппз2 (4-22)
где:
Ппз1 — показатель защиты объекта авторскими свидетельствами России;
Ппз2 — показатель защиты объекта патентами за рубежом, принадлежащими российским ученым и организациям.
Ппз1=
где:
Кi— коэффициент весомости i-и составной части объекта, защищенной авторскими свидетельствами России;
n-число составных частей,
защищенных авторскими
Ni— количество i-x составных частей объекта;
N—общее количество составных частей объекта.
Ппз2=Кв (4-24)
где:
Кв — коэффициент весомости, зависящий от числа стран, в которых получены патенты, и важности этих стран для экспорта объекта или продажи лицензий;
Kj.— коэффициент весомости j-й составной части объекта, защищенной принадлежащими ученым и организациям России патентами за рубежом;
т — число составных частей, защищенных принадлежащими ученым и организациям России патентами за рубежом;
Nj — количество j-x составных частей;
Ki, Kj и Kв, определяются экспертным методом.
Показатель патентной чистоты (Ппч) характеризует возможность беспрепятственной реализации объекта на рыках сбыта.
Ппч=Кв (4-25)
где:
Nt— количество t-x составных частей объекта, подпадающих под действие патентов в данной стране (по t-й группе значимости) и незащищенных приобретением этих патентов;
Кt— коэффициент значимости t-тых составных частей объекта;
S— общее число
t-x составных частей объекта (
значимости).
8. Экономические показатели.
Экономические показатели могут быть разделены на две группы. Первую назовем условно-внутренними для фирмы, вторую — условно-внешними (рис. 2.7).
Условно-внутренние экономические показатели качества продуктов включают в себя показатели, связанные с экономикой предприятия: себестоимость оцениваемых продуктов, рентабельность, экономический эффект и эффективность их создания и реализации, срок окупаемости и т.п.
Условно-внешние экономические показатели качества продуктов включают в себя показатели, связанные с потребителем, его первоначальными затратами на приобретение, транспортировку, установку и наладку объекта, а также все виды затрат потребителей при его использовании по назначению. Отметим, что мы рассматриваем все возможные виды таких затрат. Для конкретных продуктов они могут быть представлены значительно меньшим набором показателей.
Информация о работе Управление качеством, как объект управления