Управление качеством в экономически развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции, и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги.

Содержание работы

Введение.
Экономическая эффективность повышения качества продукции
Управление качеством в экономически развитых странах
2.1. Опыт управления качеством в США
2.2. Опыт управления качеством в Японии
2.3. Европейский опыт управления качеством
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

сТАТИСТИКА.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.1. Опыт управления качеством в США

 

Промышленная революция  в Америке положила конец ремесленничеству. Ремесленник контролировал процесс  производства с начала до конца. Он был и инспектором по качеству, сам закупал сырье, торговал и выполнял функции управляющего. Работа для него стала предметом гордости, и, кроме того, он мог осуществлять контроль за конечной продукцией. В XIX веке в результате перехода к серийному производству потребовался новый тип рабочего. Для фабрик были необходимы рабочие, согласные выполнять в известной последовательности простые повторяющиеся операции. От таких рабочих не требовалось высокого уровня подготовки и профессиональных навыков. Стиль управленческой работы базировался на том, что рабочий не имел оборудования, рабочих навыков, не стремился к общению и не был заинтересован в труде. Отсюда и враждебные отношения между рабочими и руководящим составом. Рабочий делал то, что ему говорили. Если он был плохим работником, его увольняли.

В Америке эта система работала хорошо, ибо позволяла производить больше товаров при меньших расходах. После второй мировой войны, когда большая часть глобального промышленного потенциала была уничтожена, во всех странах переживали острый недостаток в товарах широкого потребления. Территория США не подвергалась бомбардировке и не была ареной сухопутных сражений. Промышленность США начала быстро и, как казалось, в неограниченном количестве производить холодильники, телевизоры, автомобили и радиоприемники, чтобы удовлетворить потребности, возросшие во всем мире в результате возвращения бывших солдат домой. В 40-е и 50-е годы качество товаров, производимых в Америке, было низкое. Единственный вопрос, над которым задумывались, касался лишь объемов возможного производства.

 Серьезной проблемой  для промышленности США являлись  огромные затраты вследствие  низкого уровня качества. 20 - 25 процентов  всех текущих затрат типичного  американского предприятия шло  на обнаружение и устранение  дефектов продукции. Иными словами,  до одной четверти всех работников предприятия ничего не производили - они лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30 и более процентов от издержек производства.

Многие специалисты  США считали низкое качество главным  тормозом роста производительности труда и конкурентоспособности  американской продукции. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше - другой альтернативы для американской промышленности не существовало. Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти в различных протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы повышения качества отодвигались на второй план.

Администрация США по требованию американских предпринимателей приняла ряд протекционистских  мер по защите американских производителей автомобилей, стали, бытовой электроники, мотоциклов и т. д. Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей. Вместе с тем наиболее трезвомыслящие управляющие фирм США поняли, что надо повышать качество американских товаров. Какие же меры предлагались для этого?

Было решено уделить  внимание развитию таких проблем, как:

  • мотивация рабочих
  • кружки качества
  • статистические методы контроля
  • повышение сознательности служащих и управляющих
  • учет расходов на качество
  • программы повышения качества
  • материальное стимулирование

 

В США в начале 80-х  годов управление качеством сводилось  к планированию качества, и это  было прерогативой службы качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям - планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такого управления качеством создавал не планы, а проблемы.

 Для 80-х годов характерна массированная кампания по обучению прямо на рабочих местах как способ повышения качества и обнаружения дефектов. Поставщики тоже предприняли попытки обучить качеству свой персонал.

 В этот же период  в США были изданы две книги  Э. Деминга: "Качество, производительность и конкурентоспособность" и "Выход из кризиса". В этих монографиях изложена философия Деминга, знаменитые "14 пунктов", которые легли в основу всеобщего качества.

В США стали четче  представлять проблему качества. У  американской промышленности есть ресурсы, потенциал, амбиции и хорошо оплачиваемое руководство высшего звена. Огромные капиталовложения в новую технологию и разработку новых видов продукции, а также новые отношения между рабочими и управляющими, строящиеся на общей заинтересованности в повышении качества продукции и работы, создают предпосылки для новой технической революции в США.

 Специалисты США  возлагают большие надежды на  совершенствование управления качеством,  которое должно означать, по их  мнению, радикальную перестройку сознания руководства, полный пересмотр корпоративной культуры и постоянную мобилизацию сил на всех уровнях организации на поиск путей к непрерывному повышению качества американской продукции.

 По выражению видного  американского специалиста А.  Фейгенбаума, "качество - это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни".

 Новым тенденциям  в США наибольшее сопротивление  оказывают руководители среднего  звена. Для многих из них  управленческая политика, основанная  на качественном подходе, представляется угрозой их авторитету и даже их должностному положению. Производственные рабочие, как правило, готовы взять на себя ответственность за качество своей работы.

Сердцевиной революции  в области качества является удовлетворение требований заказчиков (потребителей). Каждый рабочий на конвейере является потребителем продукции предыдущего, поэтому задача каждого рабочего состоит в том, чтобы качество его работы удовлетворяло последующего рабочего.

 Внимание со стороны  законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции - новое явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач общенациональной кампании за повышение качества - добиться реализации на деле лозунга "Качество - прежде всего!". Под этим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) - ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее в настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов. Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный День Качества.

Анализируя американский опыт в области качества, можно  отметить следующие характерные  его особенности:

  • жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики
  • внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов
  • совершенствование управления фирмой в целом

 

Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили сказаться на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Опыт управления качеством в Японии

Опыт Японии убедительно  показывает, что повышение качества - работа, которая никогда не кончается.

 В 1945 году Япония  лежала в руинах; ее промышленность  была полностью разрушена. Об  отсталости японской техники  в тот период дает следующее  сопоставление.

 Имеющий большое значение в современной радиотехнике трансформатор низкой частоты для усилителей, изготовляемый в Японии, весил 250 г., в то время как вес этого аппарата конструкции США - всего 30 г.

 Будучи погружен  в воду, японский трансформатор  выходил из строя в течение 15 минут, американский же - полностью герметичен и непроницаем.

 Однако в конце  40-х - начале 50-х годов японские  специалисты, пройдя обучение  у авторитетных американских  ученых по управлению качеством  Э. Деминга и Дж. Джурана, стали  успешно применять эти знания в промышленности Японии.

Был внедрен так называемый цикл Деминга, связанный с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов  изменениями для повышения уровня качества - цикл РВСА "планирование - выполнение - проверка - корректирующее воздействие" ("plan - do - check - action").

 Активно использовались  контрольные карты для управления  технологическим процессом. Авторский  гонорар от книги лекций Деминга  был использован для учреждения  премий его имени. Золотые медали Деминга присуждаются с 1951 г. для отдельного лица и для предприятия. Все это создало атмосферу, в которой управление качеством рассматривается как орудие руководства. На передовых фирмах Японии с наибольшей полнотой и последовательностью внедрены комплексный подход и принципы системного управления качеством. Опыт подобных фирм тщательно изучается, анализируется, и делаются попытки его заимствования в США и в странах Западной Европы.

Считается, что японский подход к управлению качеством имеет ряд отличительных черт, однако сравнительный анализ показывает, что теоретические положения имеют универсальный характер и в этом смысле они интернациональны. Системы управления качеством тех прогрессивных зарубежных фирм, где эти концепции нашли наиболее полную и правильную практическую реализацию, сходны по своему характеру, сам механизм внедрения и развития систем также универсален по своей сути.

 Отличительными элементами  японского подхода к управлению  качеством являются:

  • ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях
  • ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции
  • ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов
  • тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей
  • культивирование принципа: "Твой потребитель - исполнитель следующей производственной операции"
  • полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем
  • активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: "Нормальному человеку стыдно плохо работать"

 

Основная концепция "японского  чуда" - совершенная технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы.

 Характерной особенностью  разработки системы управления  качеством в последние годы  является то, что в ее состав  включают систему связи с потребителем  и систему связи с поставщиками.

 Пути решения проблемы  дальнейшего повышения качества  руководители фирм видят только в сотрудничестве, взаимном доверии поставщиков, производителей и потребителей.

Главное они видят  в обязательном установлении причин ненадлежащего качества, независимо от того, где они будут обнаружены у поставщика или потребителя, и реализации совместных мероприятий по устранению выявленных причин в максимально короткие сроки.

Заслуживает внимания практика целенаправленного создания собственной  субподрядной сети, которая работает с заказчиком на долгосрочной основе. Японским фирмам удалось доказать, что даже в условиях свободной конкуренции подобный принцип оказывается более эффективным, чем практикуемый на Западе ежегодный конкурс субподрядчиков.

 Создание собственной  сети поставщиков накладывает  на заказчика и серьезные обязательства. Они связаны с организацией на субподрядных предприятиях действенных подсистем обеспечения качества, оказанием финансового, технического и организационного содействия им в налаживании контроля качества продукции, в модернизации производственных мощностей и т. д.

 С этой целью  разрабатываются специальные программы,  предусматривающие изучение состояния  дел у поставщиков в области  качества продукции, изучение  их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, разработку и реализацию других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции.

При наличии доверительных  отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске путей повышения  качества продукции, обеспечивается переход  на распространенную в Японии систему  доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.

Японские специалисты  считают, что нужно начинать с  фактов и с их анализа, а не с  защиты логики обязанностей и ответственности. Нужны совместные усилия, коллективные решения.

Информация о работе Управление качеством в экономически развитых странах