Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа
Цель исследования: определить основные направления развития систем регулирования качества продукции, работ и услуг. Рассмотреть принципы совершенствования качества продукции на примере компании Toyota.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1.Понятие качества продукции 5
1.2. Роль управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции 9
1.3. Системы регулирования качества 13
Глава 2. Система регулирования качества продукции и процессов на примере автомобильной компании Toyota 16
2.1.14 основных принципов управления 16
2.2.Стандартизация — важнейший принцип совершенствования качества продукции в компании Toyota 24
2.3. Опыт российской компании, основанный на системе управления в корпорации Toyota 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Санкт-Петербургский
Экономический факультет
Кафедра экономики исследований и разработок
Учебная группа студентов УИ-4, дневное отделение
Шульженко Елена Вячеславовна
Управление качеством высокотехнологичной продукции на предприятии
Курсовая работа
Научный руководитель:
ассистент, Павлова Диана Игоревна
Работа защищена ________
Оценка
Санкт-Петербург
2011 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1.Понятие качества продукции 5
1.2. Роль управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции 9
1.3. Системы регулирования качества 13
Глава 2. Система регулирования качества продукции и процессов на примере автомобильной компании Toyota 16
2.1.14 основных принципов управления 16
2.2.Стандартизация — важнейший принцип совершенствования качества продукции в компании Toyota 24
2.3. Опыт российской компании, основанный на системе управления в корпорации Toyota 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение
Качество – обширное понятие,
требующее тщательного
Улучшение качества продукции необходимо для интенсивного и динамического развития экономики в стране, экономического роста, эффективности производственных процессов. В последнее время возросло значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.
Каждое предприятие использует свою систему управления качеством для повышения эффективности производства. Но, несмотря на это, все-таки существуют общие признаки этих систем, а также методы и принципы, подходящие для применения в любой компании.
Актуальность темы: экономические отношения в России, как и в других странах, изменяются, возникают разнообразные формы собственности, развивается предпринимательская деятельность. Все это тем или иным образом оказывает влияние на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.
Цель исследования: определить основные направления развития систем регулирования качества продукции, работ и услуг. Рассмотреть принципы совершенствования качества продукции на примере компании Toyota.
Для постоянного роста эффективности работы на производстве необходимо своевременное повышение уровня технического обеспечения и совершенствование качества выпускаемой продукции. Продукция высокого качества во всех странах мира, в том числе и в России, высоко ценится и пользуется спросом у потребителей. Поэтому для успешной стратегии предпринимательства необходимо понимать важность высококачественной продукции на производстве. Только добившись идеального качества, возможна эффективная борьба с конкурентными отраслями, снижение издержек на производстве и соответствие запросам потребителей. А добиться такого уровня качества возможно лишь разработав эффективную систему регулирования качеством.
Поиск подходящих принципов
и методов регулирования
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции
Чтобы лучше понять значение слова «качество», необходимо для начала изучить различные определения этого понятия. Для этого воспользуемся словарем термином и стандартами ИСО. Также об этом понятии написано огромное количество статей, в которых подробно описаны концепции качества. Рассмотрим некоторые из них.
Ф. Энгельс двояко характеризовал качество продукции. Прежде всего любое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению. Но также присутствуют "...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и притом бесконечно многими качествами"7.
С точки зрения экономики понятие "качество продукции" основывается на том, что качество продукции складывается в процессе ее производства. Именно поэтому если рассматривать качество продукции как экономическую категорию, то его можно обозначить как овеществленный продукт производственной деятельности людей.
Вся продукция создается с целью удовлетворения различных потребностей, как отдельного человека, так и общества в целом. Такое предназначение продукции можно полностью отнести и к их качеству и обозначить его как экономическую категорию, в соответствии с социальным значением качества.
Конкретная вещь может
удовлетворять личные и общественные
потребности в различной
Качество как множество свойств продукции, удовлетворяющих определенные потребности, можно рассматривать относительно потребительной стоимости. Но это не одинаковые категории, а всего лишь взаимосвязанные.
Потребительская стоимость определяется полезностью товара, его способностью удовлетворять потребности общества – отдельных личностей или производства. Любой продукт имеет множество свойств. Но его потребительную стоимость составляют только те, которые объясняют полезность и таким образом удовлетворяют определенные человеческие потребности.
Вступая в товарно-денежные отношения, покупатель тщательно изучает потребительские свойства продукта и выбирает из них те, которые удовлетворяют его потребности, таким образом, оценивая полезность этой вещи.
Из этого следует, что
потребительная стоимость является
целостной совокупностью
В случае, если потребительная стоимость показывает полезность вещи в общем, то качество подразумевает меру, в какой она объективно способна удовлетворить конкретные общественные потребности.
Проанализировав мнения различных экономистов, следует отметить, что на данный момент, они все больше склоняются к определению качества как степени соответствия продукции требованиям потребителя. Некоторые из них утверждают, что сейчас компании на первый план ставят удовлетворение требований потребителей, а достижение прибыли уходит на последнее место. Сама цель капиталистического производства не меняется, но вот стратегия ее достижения изменилась. Чтобы получить прибыль, необходимо продать товар, сбыт которого все больше зависит от качества.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что качество на современном этапе развития рассматривается как средство достижения прибыли. Также принимается во внимание эффективность повышения качества, то есть соотношение расходов на качество и прибыли от его совершенствования.
Требования к уровню технического обеспечения, качеству производимой продукции и темпам ее усовершенствования постоянно возрастают. Предприятия ориентируются на максимальное удовлетворение непрерывно растущих требований потребителей, учитывая экономичные методы управления, в соответствии с принципами хоз. самостоятельности и конкуренции. Все это требует значительного повышения эффективности и объясняет необходимость проведения мероприятий с целью принятия решений, касающихся повышения качества продукции, в том числе и высокотехнологичной.
Чтобы лучше понять важность управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции необходимо рассмотреть понятие самой высокотехнологичной продукции. Оно подразумевает любой продукт, в процессе производства которого участвовали разнообразные передовые технологии и разработки.
Рассматривая характеристики высокотехнологичного продукта8, остановимся на пяти, наиболее важных:
При производстве высокотехнологичной продукции используются новейшие научные достижения в области передовых технологий. В качестве примера сложных технологий можно привести синтез белка, использование плазмы, переработка ядерного топлива. И хотя названные технологии еще в процессе разработки, но они уже на данном этапе привели к созданию действительно высокотехнологичной продукции, а именно, интерферона, суперминикомпьютеров и т.п.
Разработка продукции high-tech не стоит на месте, продукты заменяют друг друга, что приводит к еще большей их сложности.
Высокотехнологичный продукт обязательно должен быть инновационным, он должен радикально изменить существующий рынок, сместив старые продукты новым.
Высокотехнологичный продукт требует значительных инвестиций в исследования и разработки. Соотношение затрат на НИОКР к общим объемам продаж компании является более важным показателем, чем обычный уровень затрат. Крупные западные компании тратят в среднем около 5% от всего объема продаж на исследования и разработки.
Разные страны могут быть заинтересованы в приобретении высоких технологий, так как они могут быть опасным оружием в конкурентной борьбе наций. Таким образом, заинтересованность со стороны правительства является не менее важной характеристикой высокотехнологичной продукции.
Организация экономического сотрудничества и развития все отрасли продукции разделила на 4 группы по степени технологической интенсивности9:
Высокие технологии (High -technology)
Средне -высокие технологии (Medium -high -technology)
Средне - низкие технологии (Medium -low -technology)
Низкие технологии (Low -technology)
Улучшение системы управления
качеством продукции при
Информация о работе Управление качеством высокотехнологичной продукции