Управление качеством высокотехнологичной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить основные направления развития систем регулирования качества продукции, работ и услуг. Рассмотреть принципы совершенствования качества продукции на примере компании Toyota.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1.Понятие качества продукции 5
1.2. Роль управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции 9
1.3. Системы регулирования качества 13
Глава 2. Система регулирования качества продукции и процессов на примере автомобильной компании Toyota 16
2.1.14 основных принципов управления 16
2.2.Стандартизация — важнейший принцип совершенствования качества продукции в компании Toyota 24
2.3. Опыт российской компании, основанный на системе управления в корпорации Toyota 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая работа (1).docx

— 229.90 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный  университет

Экономический  факультет

Кафедра экономики исследований и разработок

Учебная группа студентов  УИ-4, дневное отделение

Шульженко Елена Вячеславовна

 

Управление качеством  высокотехнологичной продукции на предприятии

 

Курсовая работа

 

 

                Научный руководитель:

ассистент, Павлова Диана Игоревна

 

Работа защищена ________ 

             Оценка  

 

 Санкт-Петербург 


  2011 г.


Оглавление

Введение 3

Глава 1.  Теоретические аспекты управления качеством продукции 5

1.1.Понятие качества продукции 5

1.2. Роль управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции 9

1.3. Системы регулирования качества 13

Глава 2. Система регулирования качества продукции и процессов на примере автомобильной компании Toyota 16

2.1.14 основных принципов управления 16

2.2.Стандартизация — важнейший принцип совершенствования качества продукции в компании  Toyota 24

2.3. Опыт российской компании, основанный на системе управления в корпорации Toyota 26

Заключение 31

Список использованной литературы 33

 

 

 


 

Введение


Качество – обширное понятие, требующее тщательного изучения. Для достижения наилучшего результата требуется опыт многих специалистов различной квалификации и необходимое техническое обеспечение. Совершенствование уровня качества возможно лишь только в том случае, если будут задействованы не только руководители и подчиненные производственных предприятий, но и федеральные органы управления и государство. Мнение потребителя не менее важно в процессе решения этой проблемы, так как именно они диктуют свои требования и запросы, касающиеся качества товаров и услуг.

Улучшение качества продукции необходимо для интенсивного и динамического развития экономики в стране, экономического роста, эффективности производственных процессов. В последнее время возросло значение комплексного управления  качеством продукции и эффективностью производства.

Каждое предприятие использует свою систему управления качеством для повышения эффективности производства. Но, несмотря на это, все-таки существуют  общие признаки этих систем, а также методы и принципы, подходящие для применения в любой компании.

Актуальность  темы: экономические отношения в России, как и в других странах, изменяются, возникают разнообразные формы собственности, развивается предпринимательская деятельность. Все это тем или иным образом оказывает влияние на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг. 

Цель исследования: определить основные направления развития систем регулирования качества продукции, работ и услуг. Рассмотреть принципы совершенствования качества продукции на примере компании Toyota.

Для постоянного роста  эффективности работы на производстве необходимо своевременное повышение уровня технического обеспечения  и совершенствование качества выпускаемой продукции. Продукция высокого качества во всех странах мира, в том числе и в России, высоко ценится и пользуется спросом у потребителей. Поэтому для успешной стратегии предпринимательства необходимо понимать важность высококачественной продукции на производстве. Только добившись идеального качества, возможна эффективная борьба с конкурентными отраслями, снижение издержек на производстве и соответствие запросам потребителей. А добиться такого уровня качества возможно лишь разработав эффективную систему регулирования качеством.

Поиск подходящих принципов  и методов регулирования качества и подбор максимально удачного их сочетания – самый творческий процесс в ходе создания системы управления качеством, так они оказывают влияние на сотрудников, участвующих в производственных процессах предприятия, т.е. на привлечение человеческих ресурсов.

 

Глава 1.  Теоретические аспекты управления качеством продукции


1.1.Понятие качества продукции

Чтобы лучше понять значение слова «качество», необходимо для начала изучить различные определения этого понятия. Для этого воспользуемся словарем термином и стандартами ИСО. Также об этом понятии написано огромное количество статей, в которых подробно описаны концепции качества. Рассмотрим некоторые из них.

    • ГОСТ 15467-79: «качество продукции – совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»1
    • Дж.Джуран: «качество – пригодность для определений цели и использования»2
    • Стандарт ИСО 8402-94: «качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности»3
    • Э. Деминг: «качество нацелено на требования потребителя, настоящие и будущие»4
    • Американский специалист по качеству А. Фейгенбаум: «качество – обобщенные комплексные характеристики рыночного исследования, производства и обслуживания, в результате которых определяется степень соответствия произведенной продукции или услуги ожиданиям потребителя»5
    • Американский экономист Ф. Кросби: «качество – согласованность с требованиями» 6

Ф. Энгельс двояко характеризовал качество продукции. Прежде всего любое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению. Но также присутствуют "...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и притом бесконечно многими качествами"7.

С точки зрения экономики  понятие "качество продукции" основывается на том, что качество продукции складывается в процессе ее производства. Именно поэтому если рассматривать качество продукции как экономическую  категорию, то его можно обозначить как овеществленный продукт производственной деятельности людей.

Вся продукция создается  с целью удовлетворения различных  потребностей, как отдельного человека, так и общества в целом. Такое предназначение продукции можно полностью отнести и к их качеству и обозначить его как экономическую категорию, в соответствии с социальным значением качества.

Конкретная вещь может  удовлетворять личные и общественные потребности в различной степени  в зависимости от ее свойств. В  то время как ее качество определяется совокупностью свойств вещи. В  связи с этим, качество - техническая  категория, изучаемая техническими дисциплинами.

Качество как множество свойств продукции, удовлетворяющих определенные потребности, можно рассматривать относительно потребительной стоимости. Но это не одинаковые категории, а всего лишь взаимосвязанные.

Потребительская стоимость  определяется полезностью товара, его способностью удовлетворять потребности общества – отдельных личностей или производства. Любой продукт имеет множество свойств. Но его потребительную стоимость составляют только те, которые объясняют полезность и таким образом удовлетворяют определенные человеческие потребности.

Вступая в товарно-денежные отношения, покупатель тщательно изучает потребительские свойства продукта и выбирает из них те, которые удовлетворяют его потребности, таким образом, оценивая полезность этой вещи.

Из этого следует, что  потребительная стоимость является целостной совокупностью различных свойств продукции, благодаря которым она способна удовлетворить определенные потребности, то есть определяет полезность данной продукции, а категория качества подразумевает степень, в которой данная потребительная стоимость способна удовлетворить определенные потребности, то есть показывает меру полезности данной потребительной стоимости.

В случае, если потребительная стоимость показывает полезность вещи в общем, то качество подразумевает меру, в какой она объективно способна удовлетворить конкретные общественные потребности.

Проанализировав мнения различных  экономистов, следует отметить, что  на данный момент, они все больше склоняются к определению качества как степени соответствия продукции требованиям потребителя. Некоторые из них утверждают, что сейчас компании на первый план ставят удовлетворение требований потребителей, а достижение прибыли уходит на последнее место. Сама цель капиталистического производства не меняется, но вот стратегия ее достижения изменилась. Чтобы получить прибыль, необходимо продать товар, сбыт которого все больше зависит от качества.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что качество на современном этапе развития рассматривается как средство достижения прибыли. Также принимается во внимание эффективность повышения качества, то есть соотношение расходов на качество и прибыли от его совершенствования.

 

1.2. Роль управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции

Требования к уровню технического обеспечения, качеству производимой продукции  и темпам ее усовершенствования постоянно  возрастают. Предприятия ориентируются  на максимальное удовлетворение непрерывно растущих требований потребителей, учитывая экономичные методы управления, в  соответствии с принципами хоз. самостоятельности и конкуренции. Все это требует значительного повышения эффективности и объясняет необходимость проведения мероприятий с целью принятия решений, касающихся повышения качества продукции, в том числе и высокотехнологичной.

Чтобы лучше понять важность управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции необходимо рассмотреть понятие самой высокотехнологичной продукции. Оно подразумевает любой продукт, в процессе производства которого участвовали разнообразные передовые технологии и разработки.

Рассматривая характеристики высокотехнологичного продукта8, остановимся на пяти, наиболее важных:

  1. Сложные технологии.

При производстве высокотехнологичной  продукции используются новейшие научные достижения в области передовых технологий. В качестве примера сложных технологий можно привести синтез белка, использование плазмы, переработка ядерного топлива. И хотя названные технологии еще в процессе разработки, но они уже на данном этапе привели к созданию действительно высокотехнологичной продукции, а именно, интерферона, суперминикомпьютеров и т.п. 

  1. Постоянное совершенствование.

Разработка продукции  high-tech не стоит на месте, продукты заменяют друг друга, что приводит к еще большей их сложности.

  1. Инновативность.

Высокотехнологичный продукт  обязательно должен быть инновационным, он должен радикально изменить существующий рынок, сместив старые продукты новым.

  1. Большие инвестиции в исследования и разработки.

Высокотехнологичный продукт  требует значительных инвестиций в  исследования и разработки. Соотношение  затрат на НИОКР к общим объемам продаж компании является более важным показателем, чем обычный уровень затрат. Крупные западные компании тратят в среднем около 5% от всего объема продаж на исследования и разработки.

  1. Вмешательство правительства.

Разные страны могут быть заинтересованы в приобретении высоких  технологий, так как они могут  быть опасным оружием в конкурентной борьбе наций. Таким образом, заинтересованность со стороны правительства является не менее важной характеристикой  высокотехнологичной продукции.

Организация экономического сотрудничества и развития все отрасли продукции разделила на 4 группы по степени технологической интенсивности9:

Высокие технологии (High -technology) 

  • Аэрокосмические 
  • Компьютерные 
  • Электронные коммуникации 
  • Фармацевтика 

Средне -высокие технологии (Medium -high -technology)

  • Научное приборостроение 
  • Технологии наземного транспорта 
  • Электрооборудование 
  • Химические технологии 
  • Другое транспортное оборудование 
  • Неэлектрическое оборудование (Non -electrical machinery) 

Средне - низкие технологии (Medium -low -technology) 

  • Изделия из резины и пластика 
  • Судостроение 
  • Другое производство 
  • Цветные металлы 
  • Неметаллические минеральные продукты 
  • Металлургия 
  • Нефтепереработка 
  • Черная металлургия

Низкие технологии (Low -technology) 

  • Бумажная промышленность и полиграфия 
  • Текстиль и одежда 
  • Еда, напитки и табак 
  • Деревообработка и мебельное производство

Улучшение системы управления качеством продукции при производстве высокотехнологичной продукции  необходимо рассматривать как важнейший  аспект повышения эффективности  системы координирования предприятием в целом. Решения, принятые на данном этапе и эффективность их результатов повлияют в дальнейшем на успешность производственно-хозяйственную и финансовую деятельность высокотехнологичного предприятия.

Информация о работе Управление качеством высокотехнологичной продукции