Управление качеством высокотехнологичной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить основные направления развития систем регулирования качества продукции, работ и услуг. Рассмотреть принципы совершенствования качества продукции на примере компании Toyota.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1.Понятие качества продукции 5
1.2. Роль управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции 9
1.3. Системы регулирования качества 13
Глава 2. Система регулирования качества продукции и процессов на примере автомобильной компании Toyota 16
2.1.14 основных принципов управления 16
2.2.Стандартизация — важнейший принцип совершенствования качества продукции в компании Toyota 24
2.3. Опыт российской компании, основанный на системе управления в корпорации Toyota 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая работа (1).docx

— 229.90 Кб (Скачать файл)

Проблема улучшения качества продукции и быстрота принятия управленческих решений особенно актуальна при  стремлении усилить позиции предприятия  в условиях высокой конкуренции. Российская и зарубежная наука преуспели  в разработке теоретических и  практических методов управления и  в создании эффективных систем обеспечения  качества высокотехнологичной продукции. По опыту таких стран, как например Япония, Германия, США можно судить об эффективности внедрения научных  методов управления качеством.10 Таким образом, совершенствование этих методов позволило им добиться значительного скачка в экономическом развитии. Главным методом исследования и разработки экономических процессов является рассмотрение объекта исследования (предприятия) в качестве системы. Используя системный подход, предприятие следует рассматривать как множество взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение поставленных целей, учитывая условия постоянно изменяющейся внешней среды. Цели формирует как сама система, так и внешняя среда. Последняя оказывает различное воздействие на процесс производства высокотехнологичной продукции (например, изменились цены на сырье, поставщики нарушили срок поставок сырья или полуфабрикатов, изменились условия сбыта продукции и т.д.). Результаты взаимодействия предприятия с внешней средой формируют действующую в настоящий момент форму хозяйствования, принципы ценообразования, кредитования, материально-технического обеспечения.

В условия существующей конкуренции  качество выпуска готовой высококачественной продукции преобладает над количеством.

1.3. Системы регулирования качества

Специфика продукции, особенно высокотехнологичной, является причиной особых требований к ее качеству. Согласно законам «О защите прав потребителей»11 и «О техническом регулировании»12 сертификаты качества, как правило, используют, покупая потребительские товары в розницу или мелким оптом. Развитые зарубежные страны используют сертификацию, имея дело с любыми трансакциями и контрактами, что гарантирует не только безопасность любого покупателя, но и высокую производительность, ограниченность эксплуатационных издержек, надежность и т.п.

Давно установлено, что на 95% качество готовой продукции зависит от эффективности организации процессов производства, а другие причины влияют только на оставшиеся 5%.13 Именно поэтому многие компании мира стремятся повысить качество готовой продукции с помощью организации процессов деятельности.

Система управления качеством  – это комплекс руководственной и управленческой деятельности, ориентирующий ее на выпуск высококачественной продукции. Данная система требует от организации выполнения процессов производства так, чтобы это привело к выходу качественного со стороны потребителя продукта.

В стандартах ISO 9000 содержится методика создания системы регулирования качества и возможности ее официальной сертификации. Но сама по себе сертификация не обеспечит гарантированное улучшение качества продукции, она только показывает остальным участникам рынка, что устроена согласно требованиям всех стандартов и эффективно действует, что обеспечивает постоянное высокое качество производимой продукции.

Сертификацией занимаются специальные организации, такие как, органы по сертификации систем управления качеством.

Так как в серии стандартов ISO 900014 имеется только один, содержащий требования к системе регулирования качества, ISO 9001, то и сертификацию проводят согласно ему (российский аналог - ГОСТ Р ИСО 9001).

На данный момент сертифицированная  система регулирования качества не обязательна для большинства  организаций. Но ее наличие зачастую может дать неоспоримое преимущество перед конкурентами. Например:

  • Улучшение качества и как следствие конкурентоспособности готовой продукции. При условии, что остальные параметры одинаковы, потребитель выберет более качественную продукцию.
  • Уменьшение себестоимости продукции. Полное соответствие стандартам ISO 900015 позволит предупредить возникновение брака, обнаружить его на ранней стадии производства и, таким образом, минимизировать расходы организации на ликвидацию брака.
  • Рост доходов. За более качественный товар потребитель готов заплатить более высокую цену.
  • Широкий охват рынков сбыта. Конкурируя с продукцией развивающихся зарубежных стран, эффективным средством защиты будут являться стандарты ISO 9000. Перечень продукции, производители которой имеют ограничения сертификации и обязаны соответствовать требования ISO 9000, постоянно увеличивается.
  • Участие в тендерах и конкурсах. Учредители тендеров и конкурсов в последнее время все чаще ставят обязательным условие , подтверждающее наличие сертифицированной системы регулирования качества.
  • Возможность получения заказа на поставку продукции от предприятия, предъявляющего специфические требования к поставщику. На данный момент в России довольно много предприятий, требующих сертифицированной системы регулирования качеством от поставщиков. Такими предприятиями являются предприятия, связанные с автомобильной промышленностью, топливно-энергетическим комплексом, и другие, которые имеют или только внедряют систему регулирования качества.
  • Выполнение некоторых видов деятельности. Чтобы осуществлять определенные виды деятельности предприятия обязаны иметь систему регулирования качества, соответствующую стандартам ISO 9000. Такие жесткие ограничения устанавливает Федеральное законодательство и органы местного самоуправления.
  • Заявление о соответствии продукции всем стандартам. Согласно Закону о техническом регулировании декларирования соответствии стандартам продукции возможно использование сертификата соответствия системы регулирования качества всем требованиям ISO 9000

 

 

Глава 2. Система регулирования качества продукции и процессов на примере автомобильной компании Toyota


2.1.14 основных принципов управления

Компания Toyota добилась успеха благодаря уникальному подходу к сотрудникам, подразумевающим развитие, обучение и воспитание персонала. Именно квалифицированный, хорошо организованный и сплоченный коллектив позволит любой компании достичь уровня компании Toyota. Автомобили данной марки отличаются надежностью и качеством. Поэтому, чтобы разобраться в эффективных системах управления качеством продукции и процессов, рассмотрим подробнее опыт этой автомобильной компании.

Джеффри Лайкер в своей книге «Дао Toyota»16 тщательно анализирует причины успеха автомобильной компании. Главная из них – это уникальная философия бизнеса, заключающаяся в 14 основных принципов управления. Проанализируем каждый из них:

 

Принцип 1. Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.

  • При постановке любой цели необходимо использовать как системный, так и стратегический подходы, которым следует подчинить все оперативные решения.
  • Каждый сотрудник понимает, что он играет важную роль в компании и поэтому старается поднять ее на более высокий уровень. Работая в организации, он изменяет и улучшает ее, что приведет к высшему позиционированию компании среди конкурентов, а это гораздо важнее, чем получение прибыли на данном этапе. Глубокое понимание своего предназначения — основа всех остальных принципов.
  • Задача любого работника компании — создавать ценность для потребителя, общества и всей экономики в целом. Занимаясь любым видом деятельности в компании, следует учитывать, решает ли она эту задачу.
  • Ответственность. Необходимо постоянно совершенствовать свои производственные навыки, верить в свои силы и способности, быть готовым ответить за свою работу.

На протяжении всей книги  прослеживается именно эта философия  долгосрочной перспективы, а остальные  принципы как будто совсем и не важны. Понимание первого принципа и стремление к нему важно при  создании крупной компании, которая, по мнению владельца, создается очень надолго, навечно. К сожалению, на начальном этапе создания бизнеса никто об этом не задумывается.

 

Принцип 2. Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.

  • Технологический процесс должен быть устроен таким образом, чтобы создавался непрерывный поток, который эффективно обеспечивал бы добавление ценности. Время, в течение которого незавершенная работа стоит на месте, должно быть сокращено до минимума.
  • Связи между людьми и процессами производства должны быть идеально налажены, а поток движения изделий или информации доведен до автоматизма. Это позволит выявлять любую проблему немедленно.

 

Принцип 3. Используй систему вытягивания, чтобы избежать перепроизводства.

  • Рабочий, принимающий незавершенную продукцию должен получать то, что ему необходимо, в нужный момент и в нужном объеме. Система «точно вовремя» подразумевает пополнение запасов изделий только по мере их потребления, что сводит к минимуму незавершенное производство и складирование запасов. Таким образом, запасы нужно содержать в небольшом количестве и пополнять их по мере того, как их забирает внутренний потребитель.
  • Следует обращать внимание на колебания потребительского спроса. Они могут дать гораздо больше информации, чем компьютерные системы и графики, и помочь избежать потерь при скоплении лишних запасов.

 

Принцип 4. Распределяй объем работ равномерно.

  • Бережливое производство предполагает устранение потерь, устранение перегрузки людей и оборудования и сглаживание неравномерности графика производства. Зачастую 2 последних пункта не учитывают компании, пытающиеся применять принципы бережливого производства. Для массового производства важно равномерно распределять нагрузки во всех процессах.

 

Принцип 5. Сделай остановку производства с целью решения проблем частью производственной культуры, если того требует качество.

  • Оборудование должно уметь самостоятельно распознать проблемы и при необходимости (если выявлен дефект) остановиться. Также должна быть разработана система, оповещающая руководителя процесса о том, что произошел сбой. Преимуществом для организации будет  система поддержки, которая могла бы своевременно решать возникающие в ходе производства проблемы и принимать корректирующие действия. Останавливая или замедляя процесс, продукция необходимого высокого качества получается «с первого раза», исключая вариант брака. Организация рабочих процессов указанным способом повысит  в будущем производительность компании.

Исходя из этого принципа, можно сделать только один вывод: в основе принципов улучшения  качества и процессов лежит простота и логичность.

 

Принцип 6. Стандартные задачи — основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам.

  • В процессе производства следует использовать стабильные, проверенные временем, методы работы. Это поможет повысить слаженность работы, а результат будет более предсказуем. Знания, накопленные в ходе выполнения рабочих процессов необходимо учитывать и, при необходимости, вносить изменения на основе этих знаний в стандарты. Это качественно улучшит стандартизацию процессов в компании и позволит передачу опыта старых сотрудников новым.

При прочтении этой главы  формируется четкое определение  для стандарта. Это наилучший способ выполнения работы на сегодняшний день. То есть если завтра найдется более совершенный, быстрый и дешевый способ, то стандарт придется изменить. Это меняет представление о неизменности стандартов.

 

Принцип 7, Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.

  • Визуальные средства призваны помочь работникам быстро определять уровень своей работы, соответствует она стандарту или далека от него. Поэтому они должны быть просты в использовании.
  • Отчет должен быть небольшим по объему (до одного листа), даже если это очень важный отчет. Это упростит визуальное его восприятие.

Этот принцип характеризует  Тойоту, как компанию, уважающую своих сотрудников, стремящуюся облегчить принятие решения за счет сокращения требуемой информации до минимума. В компании все уверены, что «в меньшем можно выразить большее». Это тоже своеобразное проявление культуры.

 

Принцип 8. Используй только надежную, испытанную технологию.

  • Использование новых технологий может привести к сбою на потоке производства из-за их ненадежности. Поэтому в некоторых случаях лучше использовать известный, проверенный процесс, а не вводить инновации в рабочий процесс.
  • Перед тем, как задействовать новое оборудование в технологии производства необходимо испытать его.
  • Но, несмотря на все вышесказанное, не стоит забывать новые технологии, если необходимо найти новые способы производства продукции. Нужно немедленно внедрять проверенные технологии и оборудование, прошедшие испытания и которые сделают процесс производства эффективнее.

К примерам автора, приведенных  в этой главе, можно добавить только то, что необходимо пилотное внедрение технологий, на основании которого могут быть внесены изменения в первоначальный вариант проекта.

 

Принцип 9. Воспитывай лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.

  • Всегда лучше вырастить и переквалифицировать своих специалистов, чем приобрести их за пределами компании.
  • Руководитель должен как выполнять поставленные перед ним задачи, так и иметь навыки общения с людьми на высоком уровне. Ему следует показывать образец отношения к делу и заинтересованность в работе новым сотрудникам на личном примере.
  • Хороший руководитель обязан знать повседневную работу досконально. Только тогда он сможет исповедовать философию компании и научить этому других.

Информация о работе Управление качеством высокотехнологичной продукции