Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа
Цель исследования: определить основные направления развития систем регулирования качества продукции, работ и услуг. Рассмотреть принципы совершенствования качества продукции на примере компании Toyota.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1.Понятие качества продукции 5
1.2. Роль управления качеством в разработке и производстве высокотехнологичной продукции 9
1.3. Системы регулирования качества 13
Глава 2. Система регулирования качества продукции и процессов на примере автомобильной компании Toyota 16
2.1.14 основных принципов управления 16
2.2.Стандартизация — важнейший принцип совершенствования качества продукции в компании Toyota 24
2.3. Опыт российской компании, основанный на системе управления в корпорации Toyota 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Принцип 10, Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие философию компании.
Если бы российские компании подходили к процессу подбора персонала настолько тщательно и серьезно, как Тойота, работать в коллективе было бы намного комфортнее. При найме на работу новых сотрудников в первую очередь нужно думать о формировании корпоративной культуры. Это положительно повлияет не только на самих работников, но и на развитие компании в целом. Например, на заводе Тойота в Джорджтауне сотрудники предложили 80 000 рационализаторских нововведений, 99% которых были внедрены. 17
Принцип 11. Уважай своих партнеров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться.
Принцип 12. Чтобы разобраться в ситуации,
надо увидеть все своими глазами.
Принцип 13. Принимай решение, не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты; внедряя его, не медли.
Принцип 14. Станьте обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования.
Принципы, описанные Д. Лайкером в своей книге, могут быть применимы в любой отрасли, в том числе и на предприятии высокотехнологичной продукции. Но необходимо понимать, что для того, чтобы некоторые из них дали результат, может потребоваться не один год.
Стандартизации в понимании сотрудников компании Toyota предполагает унификацию различных заданий, требующихся для выполнения всех рабочих процессов, которые выполняют цеховые служащие. Все работники знают это и стремятся к четкому следованию стандартов. В любой стране мира на заводах этой автомобильной компании происходят идентичные процессы. Помимо этого компания использует стандарты в разработке промышленного оборудования.
Как сказал Масааки Имаи «невозможно заниматься совершенствованием процесса, пока он не стандартизирован»18. Если в процессе выполнения операции необходимо переместить что-нибудь с одной позиции на другую, любое улучшение этого процесса будет подразумевать еще один способ его выполнения, который чаще всего упускается из виду. Постоянное улучшение нуждается в использовании стандартов, которые будут стабилизировать все производство в целом. Например, для того, чтобы научиться играть в бильярд, необходимо научиться основному удару. Затем нужно долго практиковаться, чтобы этот удар стал таким, как надо, т.е. стабилизировать свой навык. До тех пор пока это движение не будет идеальным, невозможно улучшить свои результаты в бильярде.
Стандартизация существенно
облегчает встраивание
В Toyota лист с установленным стандартом выполнения работ висит на видном месте, но на некотором расстоянии от рабочего. Рабочий во время стажировки может им пользоваться, но по ее завершению должен выполнять свою работу автоматически, не заглядывая в стандарты. Они остаются на виду лишь для того, чтобы руководитель при проверке качества выполнения работ смог убедиться в соблюдении стандартов. 19
Любой хороший руководитель, контролирующий качество продукции в своей компании, понимает, что без стандартизации, стабилизирующей процесс, невозможно добиться высокого качества. Зачастую при возникновении проблем с качеством продукции роль менеджера состоит в поиске нарушителя стандартов. Сотрудникам же компании Toyota предоставляется возможность разрабатывать и изменять стандарты самостоятельно. Все процессы, обеспечивающие качество продукции должны легко и просто применяться в повседневной работе.
Научно-производственное объединение «МИР»
Один из лидирующих поставщиков технологий автоматизации энергосбережения в Сибири, на Дальнем Востоке и в Республике Казахстан. НПО создает системы автоматизированного учета энергоресурсов, системы управления энергообъектами, производит измерительные приборы.
Для повышения качества обслуживания
Заказчиков, а также для эффективного
использования ресурсов и исключения
потерь на предприятии в 2008 году начато
внедрение элементов
Внедряя элементы Бережливого производства, компания старалась максимально адаптировать методы производственной системы TOYOTA к исконно российскому производству. Были созданы специальные группы, занимающиеся рассмотрением всех сфер деятельности, начиная подготовкой производства, и заканчивая мотивацией сотрудников. В состав групп входили как руководители, так и работники функциональных подразделений. Они анализировали и тщательно изучали предлагаемые решения, составляли краткосрочные и долгосрочные графики развития, в которых фиксировали план основных мероприятий, с помощью реализации которых возможно решение определенных проблем. В процессе обсуждения этих проблем и поиска путей их решения были выявлены новые лидеры, которые в будущем положительно повлияли на процесс производства.
Организация сбыта продукции также претерпела некоторые изменения. Благодаря специалистам японской автомобильной корпорации Toyota российские предприниматели переосмыслили значение маркетинга во внутрифирменном управлении качеством продукции.
Таким образом, все названные японские
методы организации производства, примененные
на НПО «Мир», существенно повысили
эффективность труда и
Рис.1. Производственная система Toyota20
Рис.2. Аналогичная система «МИР»21
Внедрение Бережливого производства возглавляет Директор завода Коротков А.В. Бережливое производство стало одним из основных методов борьбы с потерями.
Достигнутые результаты:
К несчастью, в процессе улучшения TPS, многие российские организации, подражая западу, просто копируют производственную систему и не понимают философскую суть преобразований, в которой главную роль выполняет человек. Фразу «быть быстрым и грубым лучше, чем медленным и тщательным» воспринимают слишком буквально. Это приводит к изменениям производственной структуры предприятия, сокращению сотрудников, продаже «лишних» производственных площадей и тому подобное. В рабочее время зачастую происходят организационные мероприятия, не связанные с обязательным выполнением производственного плана. Занимаясь этой работой, людям ничего не объясняют и они до конца не понимают, зачем они это делают. В результате процесс перестройки структуры затягивается. И лишь только жесткие методы руководителей заставляют процесс двигаться. Но такие методы неблагоприятно влияют на производственную среду и отношения в коллективе.
Однако самой проблемной областью является система оплаты труда персонала. Руководители увеличивают объем работ, не изменяя прежней заработной платы.
Если персонал будет готов к восприятию инноваций, поймет цель модернизации производства и важность участия каждого сотрудника в ней, процесс внедрения новой или модернизация старой TPS существенно облегчится.
К сожалению, большинство персонала на российских предприятиях не понимают философию японской производственной системы, но не говорят об этом.
Все это порождает конфликтные ситуации, организационную неразбериху, которая приводит к низкому уровню дисциплины. В результате, понижается производительность труда и бесцельно тратится рабочее время, что увеличивает себестоимость продукции и в итоге, снижается конкурентоспособность предприятия.
Только человек, достигший определенного уровня духовной самореализации, которая позволит раскрыть его творческий потенциал, сможет качественно выполнить свою работу. Это применимо и к предприятию. Духовный прогресс необходим для успешного внедрения любой производственной системы, даже самой совершенной.
Проанализировав опыт внедрения производственной системы Toyota в российских компаниях, можно сделать выводы:
Информация о работе Управление качеством высокотехнологичной продукции