Управление кредитными рисками (на примере ОАО «Внешторгбанк» филиала в г. Сочи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:37, дипломная работа

Описание работы

В главе 1 рассматриваются теоретические аспекты деятельности банка по управлению кредитными рисками, в частности даются понятия: кредитного риска, методика определения его величины, наиболее распространенные методы снижения риска при кредитовании.
Вторая часть посвящена структуре управления коммерческим банком и видам оказываемых им услуг на примере Сочинского филиала ОАО «Межрегиональный Транспортный Коммерческий Банк».
В третьей главе рассматривается практика кредитования и особенности управления кредитными рисками в ОАО «Внешторгбанк» в г. Сочи.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Финансовый риск: сущность, разновидности, основные критерии степени кредитного риска. Методы их расчета.
1.1 Виды финансовых рисков, их сущность и разновидности
1.2 Факторы, учитываемые при оценке кредитоспособности
1.3 Методика анализа кредитного риска
Глава 2. Анализ кредитных операций, как ведущая составляющая финансового анализа
2.1 Характеристика филиала ОАО «Внешторгбанк» в г.
Сочи
2.2 Анализ финансового состояния Сочинского филиала
ОАО «Внешторгбанк»
Глава 3. Важнейшие инструменты управления кредитными
рисками и пути их сокращения
3.1 Факторы, повышающие и понижающие кредитный риск.
Основные элементы управления кредитным риском.
3.2 Страхование, как средство управления кредитными
рисками
3.3 Особенности управления кредитными рисками на
примере филиала ОАО «Внешторгбанк» в г. Сочи
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.rtf

— 1.43 Мб (Скачать файл)

2+194+1528=1724 млн.р.

Депозиты юридических лиц 2002г.

5179-3107=2072 млн.р.

Депозиты юридических лиц 2001г.

5776-1724= 2452 млн.р.

Доля платных ресурсов в привлеченных средствах в %:

2002г.=5179:61085 Ч 100 = 8% ;

2001г.=5776:24343 Ч 100 = 24%.

На 01.01.03г. собственные средства филиала составили 4415 млн.р., что на 1359 млн.р. больше по сравнению с 01.01.02г., темп роста 144% (см. приложение 5).

С учетом переданной Головному банку по итогам работы за отчетный год прибыли в сумме 1888 млн.р. и за соответствующий период прошлого года 545 млн.р., собственные средства на 01.01.03г. увеличились на 2702 млн.р., темп роста составил 175%. Привлеченные средства филиала в размере 61085 млн.р. на 01.01.03г. возросли в 2,5 раза по сравнению с 01.01.02г. при темпе роста рублевых средств ( 58710 млн.р.)- 248% и средств в инвалюте (2375 млн.р.) - 375%. Привлеченные средства на платной основе по состоянию на 01.01.03г. составили 5179 млн.р., что на 10% (597 млн.р.) меньше чем на 01.01.02г., в том числе депозиты юридических лиц- 2072 млн.р.(81,6%), депозиты физических лиц- 3107 млн.р. ( 180%).

В связи с планомерным уменьшением в течение 2002 г. ставки ЦБ филиалом последовательно проводилась работа по снижению процентных ставок по привлеченным ресурсам. Так, было произведено в одностороннем порядке уменьшение процентов по депозитам физических лиц по вновь заключаемым договорам с юридическими и физическими лицами. Устанавливалась минимальная процентная ставка. Если в 1 квартале 2002г. филиалом привлекались ресурсы от юридических лиц под 25-30% (срок до 3-х месяцев), а от физических лиц - 40-45 % (до 1 года), то в 4 квартале стоимость покупки ресурсов для филиала составляла около 1% при краткосрочном депозите (до 1 месяца) и 15-20% - 3-х месячных депозитах от юридических лиц и 18% по годовым депозитам от физических лиц. Средняя стоимость ресурсов в 2002 году на 43 пункта ниже, чем в 2001г., в том числе в 4 квартале 2002г. по сравнению с 4 кварталом 2001г.- на 40 пунктов. 

Доля платных ресурсов в общем объеме привлеченных средств составила 8%, что на 16% ниже по сравнению с прошлым годом (24%) . 92% ресурсов филиала привлечены на бесплатной основе. Это остатки на расчетных счетах клиентов в рублях и иностранной валюте.

Анализ динамики состояния ресурсной базы филиала за 2001г. и 2002г. показал, что в среднем пассив баланса увеличился на 12128 млн.р. ( 137%), в том числе в 4 квартале на 10189 млн.р.(152%) в основном за счет увеличения рублевых средств за год на 8533 млн.р.( 138%) , в 4 квартале на 14579 млн.р. ( в 2 раза). Возросли среднегодовые остатки привлеченных средств на платной основе на 251 млн.р. ( 107%) , в т.ч. в 4 квартале на 957 млн.р. (132%). Основной рост произошел за счет увеличения среднегодовых остатков депозитов физических лиц на 640 млн.р. (143%), в т.ч. в 4 квартале на 943 млн.р. ( 187%). Одновременно наблюдается снижение средних остатков депозитов юридических лиц на 341 млн.р.( 81 %), в т.ч. в 4 квартале на 126 млн.р.( 92%). Доля платных ресурсов в общем объеме привлеченных средств в среднем уменьшилась на 4%, в т.ч. в 4 квартале на 2%.

 

 Анализ прибыльности и рентабельности филиала.

 

При анализе прибыльности деятельности коммерческого банка, прежде всего, следует определить основные показатели прибыльности, в качестве которых используются отношение прибыли к активам и капиталу банка. Показатель прибыльности активов (Кпа) характеризует эффективность использования всех ресурсов, которые получил банк в свое распоряжение, а показатель прибыльности капитала (Кпу)- доходность капитала участников- совладельцев. Показатель (Кпа) отражает внутреннюю политику банка, профессионализм его аппарата, поддерживающего оптимальную структуру активов и пассивов с точки зрения доходов и расход. Показатель (Кпу)- норма прибыли на капитал, является обобщающим показателем банковской деятельности.

Прибыль на 1 рубль в активах = Балансовая прибыль : Активы Ч 100 % .

Кпа 01.01.03г.=1888 : 73057 Ч 100% = 3%;

Кпа 01.10.02г.=941 : 71584 Ч100 %=1% ;

Кпа 01.07.02г. = 241: 51972 Ч 100% = 1%;

Кпа 01.04.02г.= 32 : 37691 Ч 100%= 0,08% = 0;

Кпа 01.01.02г. = 545 : 33331 Ч 100%= 2%.

Чистая прибыль на 1 рубль активов = Чистая прибыль: Активы Ч 100 %.

Кпа 01.01.03г.=1064: 73057 Ч 100% = 2%;

Кпа 01.10.02г.=454 : 71584 Ч 100% = 1% ;

Кпа 01.07.02г.= 203 : 51972 Ч 100% = 0,3 =0;

Кпа 01.04.02г.= 28 : 37691 Ч 100% = 0,07= 0;

Кпа 01.01.02г= 282 : 33331 Ч 100 % = 0,8=1%.

Рентабельность (Р) отражает “ отдачу” собственного капитала банка. Уровень 13- 16 % считается нормальным. Рассчитывается как отношение прибыли банка к среднему уровню собственного капитала.

 Р 01.01.03г.= 1064 : 4092 Ч 100 = 26% ;

Р 01.10.02г. = 454: 2522 Ч 100 = 18%;

Р 01.07.02г.= 203: 2538 Ч 100 = 8% ;

Р 01.04.02г. = 28 : 1400 Ч 100 = 2% ;

Р 01.01.01г.= 282 : 4700 Ч 100 = 6% .

Доля балансовой прибыли в доходах на :

01.01.03г. = 1888:9077 Ч 100 = 21% ;

01.10.02г. = 941: 5881 Ч 100 = 16% ;

01.07.02г.= 241 :3443 Ч 100 = 7% ;

01.04.02г. = 32 : 1600 Ч 100 = 2% ;

01.01.01г. = 545 :9083 Ч 100 = 6%.

Чистая прибыль на одного работника ( млн.р.) на :

01.01.03г. = 1064 : 71 =15 ;

01.10.02г.=454 : 77 = 6 ;

01.07.02г.=203: 68 = 3;

01.04.02г.=28 :76 = 0,4 = 0;

01.01.01г.=282 : 77 = 4.

Работающие активы на 1 -го работника ( млн.р.) на:

01.01.03г. = 19069 : 71 = 268 ;

01.10.02г.= 33915 :77=440 ;

01.07.02г.= 21331 : 68 =314 ;

01.04.02г.=7475 : 76 = 98 ;

01.01.02г.= 13160 :77 = 171.

За 2002г. филиалом получена прибыль 1888 млн.р., что на 1343 млн.р. больше по сравнению с 2001г. ( см. приложение № 6).

Чистая прибыль составила 1064 млн.р. , т.е. на 782 млн.р. ( в 3,8 раза) больше, чем за соответствующий период прошлого года . Следствием явилась высокая рентабельность филиала 265 по сравнению с 6% прошлого года.

Соответственно улучшились показатели эффективности работы филиала: доля балансовой прибыли в доходах (21%) - в 3,5 раза , прибыль на рубль активов(3 руб)- в 1,5 раза, чистая прибыль на 1 рубль активов(1,5%) - в 1,9 раза, чистая прибыль на 1 работника( 15 млн.р.) в 3,8 раза, работающие активы на 1 работника( 268 млн.р.) в 2 раза.

Анализ динамики относительных показателей эффективности работы филиала показал, что основной рост прибыли и рентабельности произошел в результате выдачи вексельного кредита ПКФ “ Континент” в размере 5 млрд.р. Получена прибыль - 875 млн.р.

 

Глава 3. Важнейшие инструменты управления кредитными

 рисками и пути их сокращения

 

3.1 Факторы, повышающие и понижающие кредитный риск Основные элементы управления кредитным риском.

 

Кредитование традиционно является одним из важных и наиболее эффективных видов банковской деятельности. Кредитные организации в силу присущих им особенностей вправе осуществлять расчеты по обязательствам своих клиентов и заниматься привлечением денежных средств, а также проводить самостоятельную кредитную политику. В связи с этим банковский сектор представляет собой наиболее уязвимый с точки зрения возникновения финансовых рисков сектор экономики.

Очевидно, что такая политика банка, при которой кредиты предоставляются неплатежеспособным заемщикам без обеспечения либо имеющим сомнительное финансовое состояние, в конечном итоге приводит к возникновению риска невозврата, создающего ситуацию, опасную не только для интересов вкладчиков и акционеров, но и для самой банковской организации.

В ряде случаев кредитный риск может перерасти в риск системный, когда нарушение кредитных обязательств одним участником ведет к цепи неплатежей на финансовом рынке.

Поэтому вопросы управления кредитными рисками в рамках регулирования кредитной политики коммерческих банков все чаще стали рассматриваться как имеющие государственное значение .

Для уменьшения рисков необходимо проводить регулярный анализ как кредитоспособности клиентов так и собственной финансовой устойчивости банка.

К факторам, повышающим кредитный риск, можно отнести:

- значительный размер сумм ,выданных определенному кругу заемщиков или отраслей, (т.е. концентрация кредитов);

- либеральная кредитная политика (предоставление кредитов без предоставления необходимой информации должного санкционирования);

- неспособность получить соответствующее обеспечение для кредита;

- значительные суммы ,выданные заемщикам, взаимосвязанным между собой (родственникам и т.д.);

- нестабильная экономическая и политическая ситуация.

Факторами, снижающими кредитный риск, являются:

- консервативная политика управления кредитованием;

- скрупулезная процедура утверждения каждого кредита;

- установление максимального размера риска на одного заемщика;

- систематическое наблюдение и контроль за рисками со стороны руководства;

- эффективное обеспечение или страхование кредитов;

Важнейшими элементами управления кредитными рисками выступают информационные системы; методы оценки кредитоспособности клиентов и тщательное документирование, но в первую очередь - определение четкой политики и процедуры кредитования. Регламент по политике и процедуре кредитования, наряду с другими важнейшими для банка вопросами призван отражать следующие ключевые аспекты;

  • стратегия кредитования ( типы кредитов и клиентов на которые банк ориентируется; реакция на изменения экономических и политических условий в России; особенности подхода банка к рискам и определению цены кредита);
  • задачи управления кредитным портфелем ( целевые веса риска

 для кредитного портфеля в отраслевом и географическом разрезе; 

 максимальная концентрация риска по отраслям промышленности

 и по клиентам; целевой уровень доходности; цели, связанные с

 расширением или сокращением портфеля);

  • минимальные критерии для кредитования (прочность финансового вложения, требования к предоставлению удовлетворяющей банк финансовой информации; источники погашения задолженности; требования к обеспечению; ставки процента (комиссионных); приемлемые посредники);
  • обеспечение кредита (предпочитаемые банком виды активов; определение случаев, когда требуется профессиональная или независимая оценка обеспечения; наличие инструкций по исчислению чистой стоимости реализации обеспечения на основании данных учета; уровня величины обеспечения по видам кредитов);
  • санкционирование (определение функций Кредитного комитета; пределы полномочий комитетов и отдельных сотрудников по санкционированию операций; минимальное содержание оценок предоставления кредитов, передаваемых в Кредитный комитет; требования по распределению обязанностей);
  • надзор (порядок проведения регулярных проверок служащими кредитного отдела); требования по составлению и анализу периодических обзоров (например, ежегодных) и проверок документации, обеспечения и кредитоспособности заемщиков; периодические проверки и анализ кредитного портфеля (отделом внутреннего аудита);
  • классификация кредитов (модель классификации кредитов в соответствии с их качеством);
  • политика резервов по сомнительным долгам (инструкция по созданию резервов по сомнительным долгам);
  • гарантии и поручительства, которые берет на себя банк.

 

3.2. Страхование как средство управления кредитными рисками

 

Одним из способов защиты от возникающего в ходе банковской деятельности риска является страхование. С помощью страхования покрываются две основные категории рисков: экономические и политические.

По своей сути страхование кредитов позволяет уменьшить или устранить кредитный риск. Объектами страхования кредитов, как правило, служат коммерческие кредиты, банковские ссуды поставщику или покупателю, обязательства и поручительства по кредиту, долгосрочные инвестиции и др.

Защита интересов банка- кредитора заключается в том, что в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по другим причинам, погашение задолженности по представленному кредиту берет на себя страховая организация.

Страхование осуществляется на добровольной основе в 2-х формах:

· Страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов;

· Страхование риска непогашения кредита;

Наиболее существенным моментом в страховании является:

· размер ответственности, принимаемый страховщиком;

· определение страхового случая;

· порядок возмещение убытков;

· размер страхового тарифа и премии.

Условия соблюдения каждого из перечисленных моментов оговариваются индивидуально.

Однако, слабость страхового надзора в России приводит к появлению различного рода злоупотреблений. Чрезмерно высокие страховые премии приводят к получению страховыми организациями " незаработанной" прибыли; повышение издержек производства за счет страховых платежей вызывает необоснованное повышение цен на товары и услуги.

И самое главное обязательство заключается в том, что коммерческие банки не могут сегодня без опасений для себя использовать страхование кредитов как одну из форм защиты от возникающих рисков в ходе банковской деятельности.

Практическое отсутствие страхового аудита и широкого освещения в печати балансов страховых обществ ставит под сомнение платежеспособность последних. С учетом этих недостатков процесс страхования кредитов развивается в России чрезвычайно медленно.

 

3.3 Особенности управления кредитными рисками на примере  филиала ОАО «Внешторгбанка» в г. Сочи

 

Сочинский филиал предоставляет кредиты предприятиям - юридическим лицам (имеющим Устав, где это указано, баланс и расчетный счет в банке), а также физическим лицам.

Кредиты предоставляются банком предприятиям на условиях, предусмотренных кредитным договором, на срок, необходимый предприятию для осуществления кредитуемой сделки, но не более 12 месяцев. Выдача кредита производится банком в пределах имеющихся свободных кредитных ресурсов с учетом выполнения нормативов максимального риска на одного клиента, “крупного” кредита, устанавливаемых инструкцией №1 ЦБ РФ от 01.10.97г. и решением кредитного комитета банка.

Информация о работе Управление кредитными рисками (на примере ОАО «Внешторгбанк» филиала в г. Сочи)