Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 12:50, курсовая работа
Сейчас, 21 век и, можно с уверенностью сказать, что уже ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. Общеизвестно, что в одной и той же организации, в одном и том же отделе, при равных условиях организации трудовой деятельности, люди работают по – разному. Как понять то обстоятельство, что одни специалисты неохотно выполняют легкую работу, а другие выполняют сложную работу качественно и с удовольствием? Можно ли воздействовать на позицию работника? Сегодня этот ответ на вопрос является очень актуальным.
1. Теоретические основы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.1.
Понятие мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации и их развитие в современный период. . .
3
1.2.
1.2. Механизм управления системой мотивации персонала.
6
1.3.
Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . .
10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
13
2.1.
Краткая характеристика ОАО «Ирбитский молочный завод». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
2.2.
2.2. Мотивация на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
3. Задача 7.3.6.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 | ||
|
1.1. |
Понятие мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации и их развитие в современный период. . . |
3 |
1.2. |
1.2. Механизм управления системой мотивации персонала. |
6 | |
1.3. |
Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . . |
10 | |
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
13 | ||
2.1. |
Краткая характеристика ОАО «Ирбитский молочный завод». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
13 | |
2.2. |
2.2. Мотивация на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14 | |
3. Задача 7.3.6.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 | ||
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Понятие мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации и их развитие в современный период
Сейчас, 21 век и, можно с уверенностью сказать, что уже ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. Общеизвестно, что в одной и той же организации, в одном и том же отделе, при равных условиях организации трудовой деятельности, люди работают по – разному. Как понять то обстоятельство, что одни специалисты неохотно выполняют легкую работу, а другие выполняют сложную работу качественно и с удовольствием? Можно ли воздействовать на позицию работника? Сегодня этот ответ на вопрос является очень актуальным.
Персонал предприятия является человеческим капиталом предприятия, который ожидает своевременное и достойное экономическое, психологическое и карьерное вознаграждение за продуктивную и высококачественную работу. Именно мотивация и стимулирование к труду, возможность реализовать себя как личность и специалиста способны удержать талантливых и перспективных работников на предприятии в конкурентных условиях.
Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена — издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия [5, с. 108].
Цель мотивации - достижение в процессе труда целей организации и (или) целей работника. В основе мотивации труда - мотивы и стимулы как связанные, так и не связанные с процессом труда. [2, с.25].
Задачи, которые может решать руководство с помощью мотивации:
- признание труда сотрудников,
добившихся высоких
- демонстрация одобрительного отношения фирмы к высоким результатам труда сотрудников;
- популяризация получивших
- применение различных форм признания заслуг;
- улучшение морального
- обеспечение процесса
При современном подходе к проблеме, мотивацию принято разделять на несколько видов. Виды мотивации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Виды мотивации1
Мотивация |
Элемент мотивации |
1 |
2 |
Материальная |
Реализуется через системы оплаты труда, дифференцированного учета видов и результативности труда, реализации за труд денежных средств. К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидий на питание, расходов на образование, страхование от несчастных случаев и т.п. |
Социальная (моральная) |
Основана на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности своего труда. К данной категории относятся также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе и др. |
Организационная (административ-ная) |
Опирается на закрепленное законом право администрации требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Основа этого вида мотивации – дисциплина труда, а ее результат - дисциплина-ная ответственность. Включает и меры поощрения, такие как объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком и т.п. |
Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует довольно значительное количество различных теорий, объясняющих заинтересованность сотрудников в своей работе разными потребностями индивидуума и его существования. Различают две группы таких теорий: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации (таб.2)
Таблица 2. Теории мотивации
Содержательные теории |
Процессуальные теории | |
1 |
2 |
3 |
Теории, авторы |
теория иерархии потребностей А. Маслоу; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; двухфакторная теория Герцберга |
теория ожиданий Виктора Врума; теория справедливости С. Адамса; теория постановки целей Э. Локка; комплексная теория Портера-Лоулера |
Основа |
основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе |
анализ того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения |
Недостатки |
в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов |
нет подробного изложения механизмов того, как определенные потребности и мотивы ведут к определенному поведению |
Основные положения теорий мотивации представлены в таблице 3.
Таблица 3. Основные положения теорий мотиваций2
Название теории, автор |
Принципиальные положения теории мотивации |
1 |
2 |
Теория потребностей Маслоу |
Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, и котором они располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. |
Двухфакторная теория Герцберга |
Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и Мак-Клелланда, активно воздействуют на поведение человека. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы. |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда |
Три потребности, мотивирующие человека — это потребности власти, успеха и принадлежности (социальная потребность). Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены |
Теория ожиданий В. Врума |
Базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Изучает и описывает взаимодействие этих трех блоков: 1) усилия - как следствие и даже результат мотивации, 2) исполнение - как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, 3) результат - как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа. |
Теория справедливости С. Адамса |
Основные постулаты: 1. Люди оценивают свои 2. Неэквивалентность вклада и
отдачи является источником 3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость. |
Теория постановки целей Э. Локка |
Центральным принципом целепостановочного подхода к мотивации является положение о целенаправленности человеческого поведения: люди ставят перед собой задачи и имеют мотивацию работать над их выполнением, поскольку достижение целей вознаграждается. |
Комплексная теория Портера-Лоулера |
Основана на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками полученного вознаграждения. Результативность труда порождает удовлетворенность размером вознаграждения. |
В целом каждая мотивационная теория, как правило, рассматривает лишь одну - две составляющих, которые влияют на поведение человека. Полной, комплексной модели, которая описывала бы поведение каждого отдельно взятого человека в отдельно взятый момент времени по отдельно взятой задаче, не существует.
1.2. Механизм управления системой мотивации персонала
Мотивационный механизм предприятия - это комплексная система применяемых инструментов и способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики. В основе содержания мотивационного механизма лежит представление о сущности мотивации и закономерностях поведения людей в организации.
Персонал - это один из ресурсов компании, который, наравне с другими ресурсами, необходим для достижения цели. Цель системы мотивации персонала – обеспечение максимальной производительности при минимальных затратах. Поэтому мотивационный механизм должен строиться с учетом особенностей персонала, работающего в организации, включающих в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентации работников.
Алгоритм построения мотивационного механизма может быть следующим (рис.1):
Рисунок 1. Технология создания мотивационного механизма в организации[7].
1.На первом
этапе необходимо выявить
2.Далее следует
Основные элементы внутренней среды.
Производство: объем, структура, темпы производства, номенклатура продукции, местонахождение производства, наличие социальной инфраструктуры, контроль качества и т.д.
Персонал: структура, потенциал, квалификация, численность, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников и т.д.
Организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, стиль руководства, организационная культура, престиж и имидж фирмы, организация системы внутрифирменных коммуникаций и т.д.
Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность фирмы, прибыльность, рентабельность и т.д.
Основные элементы внешней среды. Внешнюю среду подразделяют на среду прямого и косвенного воздействия.
Факторы среды прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации: поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования (Трудовой кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), профсоюзы, потребителей и конкурентов.