Управление мотивацией труда персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, 21 век и, можно с уверенностью сказать, что уже ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. Общеизвестно, что в одной и той же организации, в одном и том же отделе, при равных условиях организации трудовой деятельности, люди работают по – разному. Как понять то обстоятельство, что одни специалисты неохотно выполняют легкую работу, а другие выполняют сложную работу качественно и с удовольствием? Можно ли воздействовать на позицию работника? Сегодня этот ответ на вопрос является очень актуальным.

Содержание работы

1. Теоретические основы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3


1.1.
Понятие мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации и их развитие в современный период. . .

3

1.2.
1.2. Механизм управления системой мотивации персонала.
6

1.3.
Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . .

10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
13

2.1.
Краткая характеристика ОАО «Ирбитский молочный завод». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


13

2.2.
2.2. Мотивация на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
3. Задача 7.3.6.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23

Файлы: 1 файл

кадровая политика предприятия.docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

Факторы среды косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании: состояние экономики страны, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

3.На следующем этапе  следует построить модель, определив  возможность самопроизвольного  или намеренного изменения ее  параметров соответствии с условиями  развития производственной системы.

4.Затем необходимо выбрать  соответствующие методы воздействия  на мотивацию работников с  учетом их разумного комплексного  сочетания.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности и т.д.

Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказания воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, в сознательный мотив человека.

5.На следующем этапе  следует выбрать соответствующий  комплекс инструментов, воздействующих  на трудовое поведение персонала. Так, если на предыдущем этапе были выбраны экономические методы воздействия на работников, то в данном случае нужно определить способы материального (денежного и неденежного) и нематериального стимулирования и выбрать из их многообразия такие, которые наилучшим образом подойдут для удовлетворения потребностей работников, работающих в данной организации.

6.Далее следует выработать  принципиальные функции данного  комплекса методов и инструментов, т.е. определить, на достижение какого  мотивационного эффекта направлены  конкретные мероприятия(увеличение  производительности труда работников, снижение текучести кадров, повышение  удовлетворенности трудом, рост  эффективности труда и т.п.).

7.На следующем этапе  рекомендуется выявить мотивационные  ресурсы, дающие возможность эффективного  управления персоналом (методы научной  организации труда и нормирования  труда, внедрение в жизнь принципов  социального партнерства, определение  возможностей и конкретных мер, проводимой социальной политики  предприятия, формирование организационной  культуры).

8.На заключительном этапе  необходимо провести оценку эффективности  проводимой мотивационной политики  предприятия. Если в ходе анализа  результатов выясняется, что они  не удовлетворяют поставленным  целям формирования мотивационного  механизма, то необходимо внести  корректировки в модель и изменить  выбранные методы и инструменты.

Мотивационный механизм управления персоналом призван создать условия достижения целей фирмы, формируя и закрепляя с помощью сочетания разнообразных методов воздействия необходимое для организации поведение сотрудников. «Выбор конкретных мер и средств управления персоналом обусловлен оценкой силы их мотивационного воздействия на поведение сотрудников и предполагает гибкое сочетание организационных, экономических и социально-психологических методов управления» [3, с. 89].

1.3. Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации труда.

Основная цель мотивации – стимулировать производственное поведение сотрудников организации, направив его на достижение стратегических задач, стоящих перед ней.

Эффективность мотивации будет зависеть от того, насколько реализуются стратегические цели организации за счет мотивированности персонала. В свою очередь мотивация работников будет определяться тем, насколько полно организация обеспечивает удовлетворение их основных потребностей. Следовательно, основное значение мотивации – соединить интересы работника со стратегическими задачами организации. Эффективность мотивации включает два основных понятия:

- организационно - экономическая эффективность мотивации 

- социально - психологическая эффективность  мотивации.

Экономическая эффективность мотивации включает в себя решение задач стоящих перед организацией. Она будет зависеть от правильного и эффективного использования человеческих ресурсов. Мотивация должна ориентировать работников на действия, которые необходимы организации. Мотивация может решать следующие задачи организации: привлечение персонала в организацию; сохранение сотрудников в ней; стимулирование производственного поведения работников (производительности, творчества, преданности организации и т.п.); уменьшение затратных показателей. Эти и другие экономические показатели работы организации будут зависеть от эффективной мотивации.

Социально-психологическая эффективность включает в себя решение задач связанных с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. При этом активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику в организации. Чтобы добиться совместимости работников предприятия в духовно-странственном аспекте, следует формировать такой коллектив, в котором или все члены имеют высокий уровень нравственного развития (это идеальный практически недостижимый вариант), или оптимально сочетаются эгоисты и сознательные, добрые люди, нетактичные и терпимые к ним добродетельные и т. д.

Эффективное управление персоналом любой организации базируется на реализации научных основ целесообразного труда работников, практическое осуществление которых приведет к мотивированному управлению персоналом, ориентированному на достижение целей предприятия. Основными факторами эффективного целевого управления персоналом являются корпоративная культура целесообразной трудовой деятельности, организационно- экономические факторы на основе регламентов и оценочных технологий и социально-психологические факторы на базе биосоциальной совместимости работников, рассматриваемая в трех аспектах: духовно-нравственном, психологической совместимости характеров и совместимости социотипов.

Таким образом, мотивация носит двухстороннюю направленность. С одной стороны удовлетворяет потребности организации, с другой – работников. Следовательно, мотивация имеет как социальный, так и экономический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Краткая характеристика ОАО «Ирбитский молочный завод»

«Ирбитский молочный завод» входит в число 10 крупнейших перерабатывающих предприятий молочной отрасли России.

Завод начал свою историю  в 1925  году. В приспособленном помещении был открыт молокосборный пункт  организации «Союзмолоко». Через четверть века, претерпев четыре реконструкции, пункт обрел статус завода, оставаясь, долгое время сырьевой базой для молочных заводов. Признание  и слава предприятию пришла только в  1994 году.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 года № 392-ПП «О преобразовании государственного унитарного предприятия Свердловской области «Ирбитский молочный завод» в открытое акционерное общество», приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.12.2011 года № 2361 «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия Свердловской области «Ирбитский молочный завод» 01.02.2012 года государственное унитарное предприятие Свердловской области  «Ирбитский молочный завод» преобразовано в открытое акционерное общество «Ирбитский молочный завод».

Вид хозяйственной деятельности. Деятельность ОАО «Ирбитский молочный завод» направлена на переработку молока и выпуск цельномолочной продукции.

Ирбитский молочный завод является одним из градообразующих предприятий дающих рабочие места и помогающих развитию города. На сегодняшний день, Ирбитский молочный завод — динамично развивающееся предприятие, проводящее подбор квалифицированных сотрудников и готовящее различные программы повышения квалификации.

Ассортимент молочной продукции  на сегодняшний день насчитывает 56 наименований, причем он охватывает все существующие отрасли молочной промышленности: цельномолочную (питьевое молоко, сливки, кисломолочные напитки, сметана, творог), мороженое, сыродельную (сыры с чеддеризацией и термомеханической обработкой сырной массы, плавленые сыры), маслодельную (масло сливочное крестьянское и шоколадное) и молочноконсервную (сгущенные молочные консервы с сахаром, сухое молоко).

Среднесписочная численность работников за год - 918 человек, в том числе среднесписочная численность основного персонала 867 чел. 

Численность работников списочного состава по состоянию на 1 января 2014 года составила 978 человек, в том числе: в основном производстве занято 923 человек,   непромышленный персонал - 55 человек.

За год  принято 139 человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места 24 человек, выбыло - 95 человек.  

Среднемесячная заработная плата работников - 23145 рублей,  рост к прошлому году на 10,6 % .

2.2. Мотивация на предприятии

Для того чтобы проанализировать и оценить мотивацию труда на ОАО «Ирбитский молочный завод», был проведен анкетный опрос, основным инструментом которого была анкета [1, с.72-74]. Респондентам предлагалось отметить соответствующий их видению ситуации вариант ответа. Опросом было охвачено 15 руководителей и специалистов и 25 рядовых работников. Всего – 40 человек. Данные опроса приведены в таблице 4 .

Таблица 4. Результаты опроса, проведенного на предприятии по вопросам мотивации труда работников

Варианты ответов

В % к итогу

1

2

3

      1. Удовлетворены ли Вы своей  работой?

1

Да

60

2

Не совсем

12,5

3

Нет

12,5

4

Затрудняюсь ответить

15


 

 

Продолжение таблицы 4

1

2

3

     2. Если не удовлетворены, то, что  Вас не устраивает в Вашей  работе?

1

Работа не интересная

40

2

Работа не престижная

40

3

Работа низко оплачивается

-

4

Работа не соответствует полученной специальности

-

5

Другое

20

     3. Соответствует ли выполняемая  Вами работа Вашей квалификации?

1

Моя квалификация выше, чем этого требует работа

5

2

Моя квалификация вполне соответствует требованиям работы

75

3

Моя квалификация ниже. Чем этого требует работа

10

4

Затрудняюсь ответить

10

     4. Как Вы оцениваете психологический  климат в Вашем коллективе?

1

Очень хороший

12,5

2

Нормальный

50

3

Удовлетворительный

25

4

Неудовлетворительный

5

5

Затрудняюсь ответить

7,5

      5. Какие стороны профессиональной  деятельности наиболее привлекательны  для Вас?

1

Возможность приносить пользу обществу

5

2

Возможность творчески работать

10

3

Возможность руководить коллективом

10

4

Возможность реализовать себя в данной области

15

5

Возможность широкого общения с людьми (коллегами и клиентами)

20

6

Возможность работать без ущерба для здоровья

7,5

7

Возможность служебного роста

12,5

8

Стремление выполнять высокооплачиваемую работу

17,5

9

Другое (напишите)

2,5

     6. Устраивает ли Вас тот размер  заработка, который Вы получаете?

1

Да

17,5

2

Нет

30

3

Когда как

37,5

4

Затрудняюсь ответить

15

     7. Зависит ли заработная плата  от фактических результатов Вашего  труда?

1

Да

10

2

Нет

37,5

3

Зависит премия

37,5

4

Затрудняюсь ответить

15

     8. Всегда ли Вы точно знаете, за какие дополнительные результаты  получаете премии?

1

Да, всегда знаю

65

2

Знаю иногда

15

3

Не знаю никогда

20

     9. В полной ли мере Вы реализуете  свои способности на работе?

1

Да, в полной мере

20

2

Частично, более 50% имеющегося потенциала

55

3

Частично, менее 50% имеющегося потенциала

10

4

Затрудняюсь ответить

15


 

 

Продолжение таблицы 4

1

2

3

    10. Если Вы не в полной мере  реализуете свои способности  на работе, то почему?

1

Низкий оклад

12,5

2

Нет связи между размером оплаты труда и результатами работы, моей квалификацией и профессионализмом

 

7,5

3

Нет моральной заинтересованности (продвижения по должности, самореализации и т.д.)

 

25

4

Нет необходимости использовать в полной мере мои интеллектуальные и физические способности на работе

 

30

5

Другое (напишите)

5

     11. В какой мере Вы удовлетворены  системой морального стимулирования 

1

Вполне

25

2

В основном

70

3

Не удовлетворен

5

    12. Оцените, пожалуйста, созданные в  Вашем подразделении условия  для дальнейшего 

    продвижения

1

Хорошие

25

2

Удовлетворительные

50

3

Плохие

15

4

Затрудняюсь ответить

10

    13. Имеют ли место в Вашей  работе такие факторы, как:

1

Монотонность, однообразность

30

2

Неравномерная загруженность в течение дня (месяца, года)

17,5

3

Высокая степень ответственности за принимаемые решения

20

4

Боязнь совершить ошибку

5

5

Частые конфликтные ситуации

2,5

6

Длительная работа на компьютере

12,5

7

Частая работа в режиме сверхурочного времени

7,5

8

Другие негативные факторы (напишите)

5

    14. Как Вы оцениваете условия  Вашего труда (комфорт, техническая  оснащенность,

    обеспечение физической  и психологической защищенности  и т.д.)?

1

Очень хорошо

12,5

2

Нормально

37,5

3

Удовлетворительно

40

4

Неудовлетворительно

7,5

5

Затрудняюсь ответить

2,5

     15. Часто ли Вы ощущаете негативные  психические состояния (стресс, сильное 

     утомление, раздражительность  и т.д.), связанные с Вашей работой?

1

Достаточно часто

17,5

2

Иногда

47,5

3

Редко

22,5

4

Практически никогда

7,5

5

Затрудняюсь ответить

5

     16. Укажите Ваш возраст:

 

18–25 лет

5

 

26–40 лет

65

 

41–55 лет

25

 

старше 55 лет

5

Информация о работе Управление мотивацией труда персонала