Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 12:50, курсовая работа
Сейчас, 21 век и, можно с уверенностью сказать, что уже ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. Общеизвестно, что в одной и той же организации, в одном и том же отделе, при равных условиях организации трудовой деятельности, люди работают по – разному. Как понять то обстоятельство, что одни специалисты неохотно выполняют легкую работу, а другие выполняют сложную работу качественно и с удовольствием? Можно ли воздействовать на позицию работника? Сегодня этот ответ на вопрос является очень актуальным.
1. Теоретические основы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.1.
Понятие мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации и их развитие в современный период. . .
3
1.2.
1.2. Механизм управления системой мотивации персонала.
6
1.3.
Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . .
10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
13
2.1.
Краткая характеристика ОАО «Ирбитский молочный завод». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
2.2.
2.2. Мотивация на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
3. Задача 7.3.6.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
Факторы среды косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании: состояние экономики страны, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
3.На следующем этапе
следует построить модель, определив
возможность самопроизвольного
или намеренного изменения ее
параметров соответствии с
4.Затем необходимо выбрать
соответствующие методы
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности и т.д.
Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказания воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, в сознательный мотив человека.
5.На следующем этапе
следует выбрать
6.Далее следует выработать
принципиальные функции
7.На следующем этапе
рекомендуется выявить
8.На заключительном этапе
необходимо провести оценку
Мотивационный механизм управления персоналом призван создать условия достижения целей фирмы, формируя и закрепляя с помощью сочетания разнообразных методов воздействия необходимое для организации поведение сотрудников. «Выбор конкретных мер и средств управления персоналом обусловлен оценкой силы их мотивационного воздействия на поведение сотрудников и предполагает гибкое сочетание организационных, экономических и социально-психологических методов управления» [3, с. 89].
1.3. Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации труда.
Основная цель мотивации – стимулировать производственное поведение сотрудников организации, направив его на достижение стратегических задач, стоящих перед ней.
Эффективность мотивации будет зависеть от того, насколько реализуются стратегические цели организации за счет мотивированности персонала. В свою очередь мотивация работников будет определяться тем, насколько полно организация обеспечивает удовлетворение их основных потребностей. Следовательно, основное значение мотивации – соединить интересы работника со стратегическими задачами организации. Эффективность мотивации включает два основных понятия:
- организационно
- экономическая эффективность
- социально - психологическая эффективность мотивации.
Экономическая эффективность мотивации включает в себя решение задач стоящих перед организацией. Она будет зависеть от правильного и эффективного использования человеческих ресурсов. Мотивация должна ориентировать работников на действия, которые необходимы организации. Мотивация может решать следующие задачи организации: привлечение персонала в организацию; сохранение сотрудников в ней; стимулирование производственного поведения работников (производительности, творчества, преданности организации и т.п.); уменьшение затратных показателей. Эти и другие экономические показатели работы организации будут зависеть от эффективной мотивации.
Социально-психологическая эффективность включает в себя решение задач связанных с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. При этом активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику в организации. Чтобы добиться совместимости работников предприятия в духовно-странственном аспекте, следует формировать такой коллектив, в котором или все члены имеют высокий уровень нравственного развития (это идеальный практически недостижимый вариант), или оптимально сочетаются эгоисты и сознательные, добрые люди, нетактичные и терпимые к ним добродетельные и т. д.
Эффективное управление персоналом любой организации базируется на реализации научных основ целесообразного труда работников, практическое осуществление которых приведет к мотивированному управлению персоналом, ориентированному на достижение целей предприятия. Основными факторами эффективного целевого управления персоналом являются корпоративная культура целесообразной трудовой деятельности, организационно- экономические факторы на основе регламентов и оценочных технологий и социально-психологические факторы на базе биосоциальной совместимости работников, рассматриваемая в трех аспектах: духовно-нравственном, психологической совместимости характеров и совместимости социотипов.
Таким образом, мотивация носит двухстороннюю направленность. С одной стороны удовлетворяет потребности организации, с другой – работников. Следовательно, мотивация имеет как социальный, так и экономический характер.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Краткая характеристика ОАО «Ирбитский молочный завод»
«Ирбитский молочный завод» входит в число 10 крупнейших перерабатывающих предприятий молочной отрасли России.
Завод начал свою историю в 1925 году. В приспособленном помещении был открыт молокосборный пункт организации «Союзмолоко». Через четверть века, претерпев четыре реконструкции, пункт обрел статус завода, оставаясь, долгое время сырьевой базой для молочных заводов. Признание и слава предприятию пришла только в 1994 году.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 года № 392-ПП «О преобразовании государственного унитарного предприятия Свердловской области «Ирбитский молочный завод» в открытое акционерное общество», приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.12.2011 года № 2361 «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия Свердловской области «Ирбитский молочный завод» 01.02.2012 года государственное унитарное предприятие Свердловской области «Ирбитский молочный завод» преобразовано в открытое акционерное общество «Ирбитский молочный завод».
Вид хозяйственной деятельности. Деятельность ОАО «Ирбитский молочный завод» направлена на переработку молока и выпуск цельномолочной продукции.
Ирбитский молочный завод является одним из градообразующих предприятий дающих рабочие места и помогающих развитию города. На сегодняшний день, Ирбитский молочный завод — динамично развивающееся предприятие, проводящее подбор квалифицированных сотрудников и готовящее различные программы повышения квалификации.
Ассортимент молочной продукции на сегодняшний день насчитывает 56 наименований, причем он охватывает все существующие отрасли молочной промышленности: цельномолочную (питьевое молоко, сливки, кисломолочные напитки, сметана, творог), мороженое, сыродельную (сыры с чеддеризацией и термомеханической обработкой сырной массы, плавленые сыры), маслодельную (масло сливочное крестьянское и шоколадное) и молочноконсервную (сгущенные молочные консервы с сахаром, сухое молоко).
Среднесписочная численность работников за год - 918 человек, в том числе среднесписочная численность основного персонала 867 чел.
Численность работников списочного состава по состоянию на 1 января 2014 года составила 978 человек, в том числе: в основном производстве занято 923 человек, непромышленный персонал - 55 человек.
За год принято 139 человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места 24 человек, выбыло - 95 человек.
Среднемесячная заработная плата работников - 23145 рублей, рост к прошлому году на 10,6 % .
2.2. Мотивация на предприятии
Для того чтобы проанализировать и оценить мотивацию труда на ОАО «Ирбитский молочный завод», был проведен анкетный опрос, основным инструментом которого была анкета [1, с.72-74]. Респондентам предлагалось отметить соответствующий их видению ситуации вариант ответа. Опросом было охвачено 15 руководителей и специалистов и 25 рядовых работников. Всего – 40 человек. Данные опроса приведены в таблице 4 .
Таблица 4. Результаты опроса, проведенного на предприятии по вопросам мотивации труда работников
№ |
Варианты ответов |
В % к итогу |
1 |
2 |
3 |
1. Удовлетворены ли Вы своей работой? | ||
1 |
Да |
60 |
2 |
Не совсем |
12,5 |
3 |
Нет |
12,5 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
2. Если не удовлетворены, то, что Вас не устраивает в Вашей работе? | ||
1 |
Работа не интересная |
40 |
2 |
Работа не престижная |
40 |
3 |
Работа низко оплачивается |
- |
4 |
Работа не соответствует полученной специальности |
- |
5 |
Другое |
20 |
3. Соответствует ли выполняемая
Вами работа Вашей | ||
1 |
Моя квалификация выше, чем этого требует работа |
5 |
2 |
Моя квалификация вполне соответствует требованиям работы |
75 |
3 |
Моя квалификация ниже. Чем этого требует работа |
10 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
4. Как Вы оцениваете | ||
1 |
Очень хороший |
12,5 |
2 |
Нормальный |
50 |
3 |
Удовлетворительный |
25 |
4 |
Неудовлетворительный |
5 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
7,5 |
5. Какие стороны | ||
1 |
Возможность приносить пользу обществу |
5 |
2 |
Возможность творчески работать |
10 |
3 |
Возможность руководить коллективом |
10 |
4 |
Возможность реализовать себя в данной области |
15 |
5 |
Возможность широкого общения с людьми (коллегами и клиентами) |
20 |
6 |
Возможность работать без ущерба для здоровья |
7,5 |
7 |
Возможность служебного роста |
12,5 |
8 |
Стремление выполнять высокооплачиваемую работу |
17,5 |
9 |
Другое (напишите) |
2,5 |
6. Устраивает ли Вас тот размер заработка, который Вы получаете? | ||
1 |
Да |
17,5 |
2 |
Нет |
30 |
3 |
Когда как |
37,5 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
7. Зависит ли заработная плата
от фактических результатов | ||
1 |
Да |
10 |
2 |
Нет |
37,5 |
3 |
Зависит премия |
37,5 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
8. Всегда ли Вы точно знаете,
за какие дополнительные | ||
1 |
Да, всегда знаю |
65 |
2 |
Знаю иногда |
15 |
3 |
Не знаю никогда |
20 |
9. В полной ли мере Вы | ||
1 |
Да, в полной мере |
20 |
2 |
Частично, более 50% имеющегося потенциала |
55 |
3 |
Частично, менее 50% имеющегося потенциала |
10 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
10. Если Вы не в полной мере реализуете свои способности на работе, то почему? | ||
1 |
Низкий оклад |
12,5 |
2 |
Нет связи между размером оплаты труда и результатами работы, моей квалификацией и профессионализмом |
7,5 |
3 |
Нет моральной заинтересованности (продвижения по должности, самореализации и т.д.) |
25 |
4 |
Нет необходимости использовать в полной мере мои интеллектуальные и физические способности на работе |
30 |
5 |
Другое (напишите) |
5 |
11. В какой мере Вы удовлетворены
системой морального | ||
1 |
Вполне |
25 |
2 |
В основном |
70 |
3 |
Не удовлетворен |
5 |
12. Оцените, пожалуйста, созданные в Вашем подразделении условия для дальнейшего продвижения | ||
1 |
Хорошие |
25 |
2 |
Удовлетворительные |
50 |
3 |
Плохие |
15 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
13. Имеют ли место в Вашей работе такие факторы, как: | ||
1 |
Монотонность, однообразность |
30 |
2 |
Неравномерная загруженность в течение дня (месяца, года) |
17,5 |
3 |
Высокая степень ответственности за принимаемые решения |
20 |
4 |
Боязнь совершить ошибку |
5 |
5 |
Частые конфликтные ситуации |
2,5 |
6 |
Длительная работа на компьютере |
12,5 |
7 |
Частая работа в режиме сверхурочного времени |
7,5 |
8 |
Другие негативные факторы (напишите) |
5 |
14. Как Вы оцениваете условия Вашего труда (комфорт, техническая оснащенность, обеспечение физической
и психологической | ||
1 |
Очень хорошо |
12,5 |
2 |
Нормально |
37,5 |
3 |
Удовлетворительно |
40 |
4 |
Неудовлетворительно |
7,5 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
2,5 |
15. Часто ли Вы ощущаете утомление, раздражительность и т.д.), связанные с Вашей работой? | ||
1 |
Достаточно часто |
17,5 |
2 |
Иногда |
47,5 |
3 |
Редко |
22,5 |
4 |
Практически никогда |
7,5 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
16. Укажите Ваш возраст: | ||
18–25 лет |
5 | |
26–40 лет |
65 | |
41–55 лет |
25 | |
старше 55 лет |
5 |