Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 12:50, курсовая работа
Сейчас, 21 век и, можно с уверенностью сказать, что уже ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. Общеизвестно, что в одной и той же организации, в одном и том же отделе, при равных условиях организации трудовой деятельности, люди работают по – разному. Как понять то обстоятельство, что одни специалисты неохотно выполняют легкую работу, а другие выполняют сложную работу качественно и с удовольствием? Можно ли воздействовать на позицию работника? Сегодня этот ответ на вопрос является очень актуальным.
1. Теоретические основы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.1.
Понятие мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации и их развитие в современный период. . .
3
1.2.
1.2. Механизм управления системой мотивации персонала.
6
1.3.
Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации труда. . . . . . . . . . . . . .
10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
13
2.1.
Краткая характеристика ОАО «Ирбитский молочный завод». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
2.2.
2.2. Мотивация на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
3. Задача 7.3.6.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
17. Отметьте, кто Вы? | ||
1 |
Руководитель или специалист отдела, подразделения |
37,5 |
2 |
Рядовой работник |
62,5 |
Благодарим за участие в опросе.
В целом данные опроса свидетельствуют о том, что управление персоналом, и непосредственно мотивацией труда персонала является достаточно эффективным. Система мотивации данного предприятия направлена на удовлетворение потребностей работников и тем самым побуждает их дорожить выполняемой работой и выполнять ее как можно лучше.
На ОАО «Ирбитский молочный завод» применяется ряд стимулов для мотивации работников предприятия:
1. Наказание и поощрение как средства мотивации работников. На одних предприятиях предпочитают больше наказывать, в других — больше поощрять, а на данном предприятии нашли «золотую середину»: поощрение стимулирует работника к более эффективному и качественному выполнению своих обязанностей, в то же время работник должен понимать, что он несет ответственность за результаты своей работы. Уровень наказания зависит в первую очередь от целей воздействия. Основная цель наказания — это недопущение действий, которые могут принести вред. На предприятии сформирована шкала наказаний, нижней границей которой является обычное замечание. За более серьезную провинность или же за повторное нарушение требований применяется выговор или строгий выговор. Далее по шкале следуют материальные формы ответственности — лишение премии и снижение оклада. Одна из самых серьезных форм взыскания — беседа с предупреждением. И, наконец, «высшая мера» — увольнение.
2. Денежные
выплаты за выполнение
3. Один раз
в конце года производятся
выплаты к заработной плате
для стимулирования здорового
образа жизни работников. Это
выплаты в виде денежного
4. Социальная
политика организации — также
важнейший инструмент
5. Совершенствование системы организации труда и управления. Улучшение координации и взаимодействия между сотрудниками организации, правильное распределение служебных обязанностей, четкая система продвижения по службе, утверждение духа взаимопомощи и поддержки.
Путем разграничения полномочий, прав и обязанностей достигается личная ответственность каждого работника за качество выполняемой деятельности. Каждый сотрудник предприятия имеет персональную должностную инструкцию. Очень верный шаг поставить роль должностной инструкции на такой высокий уровень, что это считается не просто формальностью, а практическим приложением к выполнению предоставленной работы. Здесь важно, чтобы ответственность, возлагаемая на сотрудника, была соизмерима с его оплатой труда, и при этом, чтобы сотрудник не терял ощущения важности ответственности.
Каждый работник предприятия может рассчитывать на признание собственных успехов и достижений администрацией и руководством. Кроме ежегодной, достижению этой цели служит трудовое соперничество, организованное на заводе с целью улучшения производственных показателей, достижения высокого качества продукции, повышение технологической и трудовой дисциплины. Итоги соперничества подводятся ежеквартально. Подразделения и работники завода борются за звание: «Лучшая бригада», «Лучший рабочий по профессии», «Лучший мастер завода», «Лучший специалист завода», «Лучший молодой специалист завода». Победители соперничества награждаются денежными премиями и туристическими путевками.
6. Специальные
индивидуальные вознаграждения
— это специальные
Таким образом, предприятие создало свою систему мотивации труда, которую и реализует, по сей день.
На предприятии разработаны нормативно- методические документы системы мотивации трудовой деятельности. Их анализ представлен в таблице 5.
Таблица 5. Анализ основных нормативно-методических документов системы мотивации
Форма документа |
Основное содержание |
(+)/(-) в практике использования |
1 |
2 |
3 |
Положение о материальном вознаграждении работников предприятия |
Принципы начисления, регламент |
(+) является эффективным |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
Положение об оплате труда |
Принципы формирования системы оплаты труда; критерии оценки труда персонала; регламент |
(+) документ, который поддерживает
стабильность отношений в (-) после утверждения, часто требует изменений, о которых нужно всегда предупреждать весь коллектив |
Положение о предоставлении дополнительного свободного времени |
Принципы выделения работникам свободного времени, регламент |
(+) является эффективным (-) принципы не всегда являются справедливыми |
Положение о предоставлении работникам бесплатных путевок |
Принципы предоставления бесплатных путевок, регламент |
(+)является эффективным (-) критерии очень высоки |
Шкала наказаний |
Формы ответственности |
(+)поощрение стимулирует работника к более эффективному и качественному выполнению своих обязанностей, в то же время работник понимает, что он несет ответственность за результаты своей работы |
Анализ мотивации трудовой деятельности предприятия показал, что в рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников. К ним относятся система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы, условия и содержательность труда, отношения в коллективе, интересная работа, жесткие внешние команды и внутренняя культура.
Нет работника – нет работы, нет труда – нет стимула, нет стимула – нет мотивации. Вот важнейший вывод, предусмотренный мотивированной деятельностью.
3. Задача 7.3.6. Анализ подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих.
Таблица: Динамика подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Показатель |
Период |
Изменение |
Доля каждой формы в общем объеме (стр.5/стр.2; стр.5/стр.3) | |||
Базисный |
Отчетный |
Абсолют-ное |
Отчет к базе, % |
Базис |
Отчет | |
1. Численность рабочих, чел. |
908 |
887 |
-21 |
97,69 |
||
2. Численность рабочих, прошедших подготовку, переподготовку и обучение вторым профессиям В том числе по формам обучения: |
79 |
80 |
1 |
101,27 |
10,52 |
10,53 |
-курсовой |
40 |
43 |
3 |
107,5 |
5,33 |
5,66 |
-индивидуальной |
39 |
37 |
-2 |
94,87 |
5,19 |
4,87 |
Из общего числа прошедших подготовку обучены: |
||||||
-впервые |
14 |
15 |
1 |
107,14 |
1,86 |
1,97 |
-в порядке переподготовки |
26 |
28 |
2 |
107,69 |
3,46 |
3368 |
-вторым профессиям |
39 |
37 |
-2 |
94,87 |
5,19 |
4,87 |
3. Численность рабочих, повысивших квалификацию, чел. В том числе: |
672 |
680 |
8 |
101,19 |
89,48 |
89,47 |
-на производственно- |
58 |
50 |
-8 |
86,21 |
7,72 |
6,58 |
-в школах бизнеса |
441 |
451 |
10 |
102,27 |
58,72 |
59,34 |
-на курсах целевого назначения |
106 |
107 |
1 |
100,94 |
14,12 |
14,08 |
-в школах по изучению |
58 |
60 |
2 |
103,45 |
7,72 |
7,89 |
-на курсах бригадиров |
9 |
12 |
3 |
133,33 |
1,2 |
1,58 |
4. Сумма средств, истраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров, млн. руб. |
0,54 |
5,59 |
5,05 |
1035,19 |
- |
- |
5. Всего прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации |
751 |
760 |
9 |
101,2 |
100 |
100 |
Определить: Динамику показателей по всем формам и видам подготовки, переподготовки и повышения квалификации, долю каждой формы обучения в общем объеме подготовки, переподготовки и повышения квалификации; затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации в расчете на 1 человека.
Результаты расчетов привести в таблице, дать анализ организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на предприятии. Выявить приоритетные формы подготовки и повышения квалификации.
Изменение абсол = 887 - 908 = -21 чел.
Изменение относит = 887/908·100 = 97,69%
Доля каждой формы обучения в общем объеме прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации (базисный)= 79/751·100 = 10,52%
Доля каждой формы обучения в общем объеме прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации (отчетный)= 80/760·100 = 10,53%
Зна 1 чел(базисный)=540000/908=594,
Зна 1 чел(отчетный)=5590000/887=
Вывод: По данным таблицы динамика всех прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации увеличилась на 9 человек (1,2%) и составила 760 человек (101,2%) по сравнению с базисным периодом. Это может быть связано с увеличением суммы средств, истраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров на 5,05 млн. руб. (1035,19%) с 0,54 до 5,59 млн. руб.
Уменьшилось число рабочих прошедших обучение вторым профессиям по индивидуальной форме обучения на 2 человека (5,13%) и составила 37 человек (94,87%), а также число рабочих повысивших квалификацию на производственно-технических курсах на 8 человек (13,79%) и составила 50 человек (86,21%) по сравнению с базисным периодом. Это уменьшение может быть обусловлено снижением численности рабочих на 21 человека (2,31%), которая составила 887 человек (97,69%), а не 908 как в базисном периоде.
Приоритетной формой подготовки является курсовая форма подготовки в порядке переподготовки и повышение квалификации в школах бизнеса.
Список использованных источников
1. Волгина
О.Н., Пушкарев Н.Ф., Матвеев А.А. Мотивация
труда персонала предприятия. Учебное
пособие для слушателей
2. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И.; Основы менеджмента/ О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин и др. - М.,2006-298с.
3. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. - СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2006. - 169 с.
4. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент: курс лекций. – К.: МАУП, 2001. – 168 с.
5. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. 5-е изд. М.: Дело, 2003. 272 с.