Управление оборотным капиталом корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы управления оборотным капиталом в ОАО «Саранский завод «Резинотехника», а также разработка мер по его совершенствованию.
Основные задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические аспекты управления оборотным капиталом предприятия;
2) провести исследование системы управления оборотным капиталом в ОАО «Саранский завод «Резинотехника»;
3) разработать пути совершенствования системы управления оборотным капиталом на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты управления оборотным капиталом корпорации 5
2 Анализ управления оборотным капиталом (на примере ОАО «Саранский завод «Резинотехника») 17
3 Совершенствование системы управления оборотным капиталом (на
примере ОАО «Саранский завод «Резинотехника») 26
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая Управление оборотным капиталом корпорации.doc

— 409.00 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Корпоративные финансы»

 

на тему: Управление оборотным капиталом корпорации

 

 

Выполнила студентка

3 курса гр.211

направления 080109.65, экономика, (профиль   Бухгалтерский учет,

анализ и аудит»)

Хайретдинова И.И.

 

Руководитель: доцент

Рунова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Казань

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3                                                                                                                    

1 Теоретические аспекты управления  оборотным капиталом корпорации 5      

2 Анализ управления оборотным капиталом (на примере ОАО «Саранский    завод «Резинотехника»)         17                                                                                         

3 Совершенствование системы управления  оборотным капиталом (на

примере ОАО «Саранский завод «Резинотехника»)     26

Заключение                                                                     32                                               

Список использованных источников                                 34                                         

Приложения           36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях формирования рыночной экономики положение хозяйствующих субъектов принципиально меняется по сравнению с тем, которое они занимали ранее в командно-административной системе. Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, и появление разнообразных форм собственности определили многообразие хозяйственного поведения экономических субъектов. Конечный результат их деятельности всегда сводится к получению прибыли и повышению рентабельности, что во многом зависит от объема и структуры капитала, авансированного в финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Результаты научных исследований свидетельствуют: недостаток оборотного капитала влечет за собой нарушение производственно-коммерческого цикла, потерю ликвидности и низкий уровень прибыли, а излишек – неоправданно завышенные размеры финансирования. В настоящее время на многих предприятиях этому вопросу не уделяется достаточного внимания, и проблема эффективности управления оборотным капиталом стоит особенно остро.

В данной связи чрезвычайно важным в настоящее время становится решение вопроса о разработке и реализации эффективного механизма принятия финансовых решений в области управления оборотным капиталом, так как именно наличие достаточного оборотного капитала, а также эффективное управление им является залогом успешного функционирования любого предприятия на рынке. Важно также разрабатывать и внедрять мероприятия, способствующие ускорению его оборачиваемости. Предприятие в случае эффективного  управления оборотным капиталом может добиться рационального экономического положения, сбалансированного по ликвидности и доходности.

Особую актуальность приобретает определение оптимального объема и структуры оборотного капитала для предприятий промышленности, поскольку именно в промышленности оборотный капитал проходит все стадии производственно-коммерческого цикла и отличается длительностью периода обращения.

В данной работе мы рассмотрим процесс управления оборотным капиталом в ОАО «Саранский завод «Резинотехника.

ОАО "Саранский завод "Резинотехника" - один из крупнейших производителей резинотехнических изделий в России, является частью холдинга ООО «Сибур – русские шины». По объему продаж завод занимает 4-е место среди предприятий отрасли. Его доля на российском рынке резинотехнических изделий составляет 8%. Предприятие комплектует все крупные автомобильные заводы России и стран СНГ, предприятия, выпускающие военную, авиационную и космическую технику. ОАО "Саранский завод "Резинотехника" предоставляет потребителю востребованный товар высокого качества и по конкурентной цене.

Целью  данной работы  является  изучение системы управления оборотным капиталом в ОАО «Саранский завод «Резинотехника», а также разработка мер по его совершенствованию.

Основные задачи курсовой работы:

1) изучить  теоретические аспекты управления оборотным капиталом предприятия;

2) провести исследование системы управления оборотным капиталом в ОАО «Саранский завод «Резинотехника»;

3) разработать пути совершенствования системы управления оборотным капиталом на предприятии.

 

1 Теоретические аспекты управления  оборотным капиталом корпорации

 

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются самые различные трактовки понятия «оборотный капитал». К числу наиболее устоявшихся и разделяемых представителями экономической науки и практики вариантов представления термина «оборотный капитал» можно отнести следующие:

1) оборотный капитал – это  средства, обслуживающие процесс  хозяйственной деятельности, участвующие одновременно в процессе производства и в процессе реализации;

2) оборотный капитал – это  стоимостная оценка совокупности  материально-вещественных ценностей, используемых в качестве предметов  труда и действующих в натуральной  форме, как правило, в течение одного производственного цикла;

3) оборотный капитал – это  совокупность имущественных ценностей  предприятия, обслуживающих текущий  процесс и полностью потребляемых  в течение одного операционного  цикла;

4) оборотный капитал – это  часть производительного капитала (затраты на сырье, материалы, рабочую силу), которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала.

Таким образом, на основе данных определений можно сформулировать наиболее полное определение оборотного капитала. Оборотный капитал – это денежные средства, авансированные в создание части производительного потенциала организации (в виде расходов на формирование необходимых запасов сырья, материалов, задела незавершенного производства, готовой продукции, средств в расчетах) с целью обеспечения непрерывности и единства процессов производства, реализации продукции, получения коммерческого дохода [27, С. 38-41].

Оборотный капитал - мобильные активы предприятия, возобновляемые для обеспечения текущей деятельности предприятия, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение одного производственного цикла. По материально-вещественному признаку в состав оборотного капитала включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т. д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах. Оборотный капитал обеспечивает непрерывность текущей деятельности предприятия и при этом в любой момент времени находится в каждой стадии кругооборота (рисунок 1.1).


           3-я  фаза 1-я фаза          


 


2-я фаза


 

 

Рисунок 1.1 – Схема кругооборота оборотного капитала

 

Оборотный капитал по составу подразделяется на две составляющие: оборотные фонды и фонды обращения. Объединение оборотных фондов и фондов обращения в единую систему оборотного капитала обеспечивает бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм авансированной стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную, снова в товарную и денежную. Таким образом, возникает объективная необходимость авансирования средств для обеспечения непрерывного движения тех и других в целях создания необходимых производственных запасов, задела незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации. Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда и орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Эти фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного цикла.

Фонды обращения хотя и не участвуют непосредственно в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. Фонды обращения состоят из готовой продукции в сфере реализации и денежных средств предприятия, куда входит имеющая особое значение дебиторская задолженность. Движение оборотных производственных фондов и фондов обращения носит одинаковый характер и составляет единый процесс. Это дает возможность объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие - оборотный капитал.

Оборотный капитал принято подразделять на:

1) постоянный оборотный капитал - та часть текущих активов денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла;

2) переменный оборотный капитал - та часть текущих активов, потребность в которых возникает лишь в пиковые моменты операционного цикла или необходима в качестве страховки. Например, потребность в дополнительных производственно-материальных запасах может быть связана с поддержкой высокого уровня продаж во время сезонной реализации. В то же время по мере реализации возрастает дебиторская задолженность. Добавочные денежные средства необходимы для оплаты поставок сырья и материалов, а также трудовой деятельности, предшествующих периоду высокой деловой активности.

Оборотный капитал типичной компании составляет большую часть всех ее активов. Контроль за состоянием товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности как составляющими оборотного капитала является необходимым условием успешной работы фирмы. Это особенно важно для быстро растущих компаний, так как вложения в такие активы могут быстро выйти из под контроля. Управление денежными средствами, дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования - прямая обязанность финансистов предприятия. Принятие решений по вопросам, связанным с оборотным капиталом, является непрерывным процессом, поэтому финансовому руководству необходимо уделять ежедневное внимание этим вопросам.

В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация отдельных элементов оборотного капитала [29, С.14-17].

Предприятие покупает сырье и материалы, производит продукцию, затем продает ее, часто в кредит, в результате образуется дебиторская задолженность, которая через некоторый промежуток времени превращается в денежные средства (рисунок 1.2).







Рисунок 1.2 – Кругооборот оборотного капитала

Для анализа состава и структуры оборотного капитала целесообразно классифицировать его по следующим признакам: сферы оборота; группы баланса. По сферам оборота оборотный капитал подразделяется на находящийся в сфере производства и в сфере обращения. По группам баланса - денежные средства, запасы, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность. Одним из основных элементов оборотного капитала являются товарно-материальные запасы предприятия, которые могут быть сгруппированы следующим образом: сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и прочие запасы.

Для финансового руководства запасы - это иммобилизованные средства, т. е. средства, извлеченные из оборота. Естественно без такой иммобилизации не обойтись, но также естественно минимизировать косвенные потери, которые при прочих равных условиях можно приравнять к доходу при инвестировании соответствующей суммы к доходу в альтернативный проект. Но с другой стороны, большие запасы готовой продукции могут снизить возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Поэтому задачей финансистов в отношении товарно-материальных запасов является расчет и поддержание необходимого уровня запасов.

Денежные средства - это наиболее ликвидная часть оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных, валютных и депозитных счетах в банках. Они необходимы предприятию для закупки сырья и материалов, оборудования, оплат услуг, выплаты заработной платы, погашения кредиторской задолженности и т. д. В отношении денежных средств финансовые службы должны решать вопрос об оптимальном уровне денежных средств, так как иммобилизация финансовых ресурсов в виде денежных средств связана с потерями упущенной выгоды от участия в каком-либо инвестиционном проекте. В связи с этим любое предприятие должно выбрать одну из двух взаимоисключающих стратегий: либо поддерживать текущую платежеспособность, либо получать дополнительную прибыль от инвестирования свободных денежных средств.

Дебиторская задолженность - это общая сумма средств, находящихся в конкретный момент на счетах дебиторов. Дебиторы - это юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием. Дебиторская задолженность может включать расчеты: с покупателями и заказчиками; по векселям к получению; с дочерними и зависимыми обществами; с учредителями по взносам в уставной капитал; по выданным авансам; с прочими дебиторами. Задача финансового руководства в отношении расчетов с дебиторами состоит в определении степени риска неплатежеспособности покупателей, снижении издержек организации, возникающих из-за того, что увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано, принятии решений о предоставлении покупателям скидки с цены товара, продажи в кредит или предоплаты. При кредитовании покупателей предприятие фактически делится с ними частью своего дохода.

Информация о работе Управление оборотным капиталом корпорации