Управление оборотными средствами организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Оборотные активы обеспечивают бесперебойный кругооборот средств предприятия. Структура оборотных средств имеет значительные колебания в отдельных отраслях промышленности. Она зависит от состава затрат на производство, типа производства (единичное, серийное, массовое), длительности производственного цикла, периодичности и регулярности поставок материальных ценностей, условий реализации продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………….5
1.1. Оборотные средства организации: их классификация и источники образования………………………………………………………………………5
1.2. Нормирование оборотных средств – основа их рационального использования…………………………………………………………………..11
1.3. Анализ использования оборотных средств в организации……………….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ООО «ОПТИМУМ»……………………………………………………………..22
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия……22
2.2 Оценка оборотных средств предприятия ООО «Оптимум»……………23
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ООО «ОПТИМУМ»…………………….32
3.1 Рекомендации, направленные на совершенствование планирования потребности в оборотных средствах предприятия………………………….32
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий…………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая управление ОС.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

− постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;

− смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

 При составлении финансового  плана, рассчитанного на несколько лет, обычно стараются избежать ненужных деталей и идут по пути агрегирования инвестиций по нескольким (близким) товарам, рассматривая, таким образом, ряд мелких инвестиционных проектов как один. Например, в начале процедуры планирования руководство компании может попросить каждое производственное подразделение разработать и представить четыре альтернативных бизнес-плана (обычно сроком на 5 лет):      

Стратегия  агрессивного роста предусматривает большой объем капиталовложений, в том числе в разработку новых товаров, увеличение доли на рынке или выход на новый рынок.

Стратегия  нормального роста, согласно которой объемы производства будут расти вместе с рынком, но не за счет вытеснения конкурентов.

Стратегия  постепенного сворачивания операций, которая предлагает минимальные инвестиции, имея в виду постепенное сокращение операций и дальнейшую ликвидацию подразделения.

Стратегия  изъятия капиталовложений, предусматривающая  продажу или ликвидацию подразделения.

В этом случае каждый из четырех альтернативных стратегий  будет иметь свой план движения наличных денежных средств, и в принципе они могут рассматриваться как четыре исключающие друг друга, проекта. Однако обычное правило долгосрочного финансового планирования - не заниматься планированием инвестиций в конкретные проекты, а оценивать в целом инвестиционные возможности компании. Безусловно, бывают исключения, особенно когда речь идет о крупных проектах.

Внутреннее (за счет чистой прибыли) и внешнее (за счет кредитов и займов, а также эмиссии акций) финансирование тесно взаимосвязаны. Однако это не означает взаимозаменяемости источников средств. Так, внешнее долговое финансирование не должно подменять собой привлечения и использования собственных средств. В практической ситуации только собственные средства способны обеспечить возврат кредитов и займов. Однако на отдельных этапах жизненного цикла компании возникает потребность во внешнем заимствовании (например, у банков), задолженность смягчает возможный конфликт между руководством акционерной компании и ее собственниками, понижает акционерный риск. С другой стороны, задолженность обостряет конфликт, между собственниками и кредиторами. В рыночной экономике существует механизм нивелирования данных противоречий.

С учетом перечисленных факторов прогнозная  структура капитала предполагает решение трех  ключевых задач:

− установления приемлемых пропорций использования собственного и заемного капитала;

− обеспечения в случае необходимости привлечения внутреннего и внешнего капитала.

  Уровень задолженности служит для инвестора индикатором для оценки финансовой устойчивости эмитента. Высокий удельный вес заемных средств в пассиве баланса свидетельствует о повышении уровня риска банкротства заемщика.

Данные анализа показывают, что определенные меры должны быть приняты для повышения финансовой устойчивости и ликвидности, так как показатели рентабельности и деловой активности довольно низкие. Для этого необходимо добиться увеличения удельного веса основных источников формирования запасов и затрат в составе общей величины источников средств. [23. c. 95]

 Этого можно достичь  двумя  путями:

− увеличением размера собственных источников средств - осуществляется за счет увеличения размера уставного фонда, а также за счет прибыли (второй вариант, учитывая величину прибыли за анализируемый период, особых результатов дать не может);

− увеличением размера заемных источников средств - достигается путем привлечения долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов (учитывая современную экономическую ситуацию, предприятие в самом лучшем случае может надеяться на получение краткосрочных ссуд);

Самым желательным является осуществление второго варианта, так как получение заемных средств позволит практически до нуля снизить уровень кредиторской задолженности и тем самым повысить ликвидность ООО «Оптимум».

Таким образом, привлечение дополнительного заемного капитала целесообразно при условии, что уровень экономической рентабельности предприятия превышает стоимость заемных средств.

Построение   оптимизированной  структуры капитала  ООО «Оптимум» в 2014 – 2015 гг. должно  включать следующие мероприятия :

− увеличением размера заемных источников средств;

− поддержка наиболее ликвидной  части оборотных средств на уровне, достаточном для проведения ежедневных расчетов;

− сведение  к минимуму риск задержки важнейших платежей при изменении условий финансирования;

− создание  механизмов  контроля за действиями менеджеров, уполномоченных принимать решения по расходованию средств;

− своевременное обеспечение информацией о состоянии расчетов предприятия;

− исключение  образования избыточных остатков денежных средств на счетах и в кассе предприятия.

 

3.2 Оценка эффективности  разработанных мероприятий

 

Система оперативного управления финансами должна включать в себя следующие основные подсистемы и элементы:

Оперативное планирование поступлений и платежей. Инструментами служат заявки ответственных, платежный календарь и дневной план платежей.

Система ответственных распорядителей, в отношении которых устанавливаются лимиты расходования платежных средств.

Система приоритетов платежей, используемая для балансирования платежного календаря и ранжирования платежей в дневном плане.

Механизм согласования платежей и корректировки платежного календаря.

Процедуры контроля состояния лимитов ответственных распорядителей.

Система оперативного учета возникновения и погашения обязательств.

Таблица 7 - Оценка экономической эффективности   внедрения системы учета финансов

 

До усовершенствования

После усовершенствования СУФ

Коэффициент затрат рабочего времени на формирование планового бюджета финансовой службой в течение 3-х месяцев

0,8

0,7

Время, затрачиваемое сотрудниками ФС на формирование планового бюджета (мес.)

2,4

2,1

Коэффициент затрат рабочего времени финансовой службы на бюджетное управление в течении остальных 9-ти месяцев

0,5

0,4

Время, затрачиваемое сотрудниками ФС на систему ОУФ управление в течение остальных 9 месяцев (мес.)

4,5

3,6

Средняя заработная плата всех сотрудников финансовой службы (ФС) тыс. руб/мес.

90 000

90 000

Заработная плата, выплаченная сотрудникам ФС на бюджетное управление тыс. руб /год

621 000

513 000

Экономический эффект тыс. руб /год (С0-С1)

 

108 000

Единовременные затраты тыс. руб./год (К)

 

60 000

Эффективность затрат

 

1,54

Срок окупаемости (лет)

 

0,55 (6,67 мес.)


 

Одной из задач реформы предприятия ООО «Оптимум» является переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и др.).                                                                                    

Анализируя данные расчетов, можно сделать вывод о том, что данный проект является достаточно эффективным.

Рассчитаем общую экономическую эффективность внедрения данной программы в ООО «Оптимум»:

Предложенные мероприятия дадут следующий экономический эффект: Дополнительная прибыль в случае предоставления скидки за предоплату услуг составит 77,95 тыс. рублей. Экономический эффект от внедрения оперативной системы управления финансами 108,0 тыс. руб. Общий экономический эффект равен: 77,95 + 108,0 = 108,85 тыс. руб.

Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа, предприятие располагает достаточными резервами для существенного улучшения своего финансового стояния, Для этого  следует более полно и интенсивно использовать производственный потенциал предприятия, ускорить оборачиваемость капитала за счет интенсификации производства и сокращения дебиторской задолженности.

 

 

                                                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Функция оборотных средств состоит в платежно-расчетном обслуживании кругооборота материальных ценностей на стадиях приобретения, производства и реализации. В этом случае движение оборотных производственных фондов в каждый момент времени отражает оборот материальных факторов воспроизводства, а движение оборотных средств - оборот денег, платежей.

В ООО «Оптимум» коэффициент обеспеченности запасов  собственными оборотными средствами отрицателен и составил в 2011 г. -3,137, а к 2013 г. его отрицательное значение сокращается до -0,257. Динамика положительная, но ООО «Оптимум» не способно обеспечить себя запасами за счет чистого оборотного капитала. Коэффициент финансовой маневренности предприятия отрицателен, то есть собственные оборотные средства не способны приносить предприятию выручку по причине их отсутствия на предприятии.

Одной из задач реформы предприятия ООО «Оптимум» является переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и др.).                                                                                    

Анализируя данные расчетов, можно сделать вывод о том, что данный проект является достаточно эффективным.

Предложенные мероприятия дадут следующий экономический эффект: Дополнительная прибыль в случае предоставления скидки за предоплату услуг составит 77,95 тыс. руб.

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Конституция РФ / Федеральный  конституционный закон РФ от 12.12.1993г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2 / Федеральный закон РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 14.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №5. - Ст.410.

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации: [ федер. закон : принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.: по состоянию на 03 декабря 2011 г.] — М. : Норма, 2013. – 686 с.

4. Федеральный закон РФ  «Об обществах с ограниченной  ответственностью» от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 02.01.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 7 . - Ст.785.

5. О бухгалтерском учете: [федер. закон : принят Гос. Думой 21 ноября 1996 г. № 129-Ф, в редакции 1.06.2011] – М.: Эксмо-пресс, 2013. – 238 с.

6. Абдукаримов И.Т., Тен  Н.В. Эффективность и финансовые  результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 5-6. – С. 11 – 21.

7. Баснукаев И.Ш. Финансовый  анализ состояния предприятия: задачи  и методы оценки используемых ресурсов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. - № 45. – С. 43.

8. Бердникова Т.Б. Анализ  и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2011. - 224 с.

9. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с. 
10. Бутрин А.Г., Ковалев А.И. Управление оборотными средствами в цепи поставок промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - № 3. – С. 52 – 57.

11. Веретенникова О.Б., Лаенко  О.А. Оценка эффективности использования оборотного капитала хозяйствующих субъектов // Управленец. – 2011. - № 11-12. – С. 52 - 55.

11. Веретенникова О.Б., Лаенко  О.А. Сущность оборотного капитала  предприятия и его классификация // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2012. - № 2. – С. 178 – 183.

12. Васильева Л.С., Петровская  М.В. Финансовый анализ. – М.: Кнорус, 2010. – 880 с.

13. Воронченко Т.В. Совершенствование  механизма комплексного управления  финансами предприятия с помощью  аналитических инструментов // Экономические науки. – 2009. - № 60. – С. 91 – 98.

Информация о работе Управление оборотными средствами организации