Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации рабочих мест персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить современные требования к организации рабочих мест персонала;
выявить и проанализировать факторы, определяющие требования к организации рабочих мест персонала отдела маркетинга и сбыта;
проанализировать существующее состояние организации рабочих мест и его влияние на эффективность использования персонала; обоснование требований к рабочему месту персонала отдела маркетинга и сбыта;
предложить и обосновать рекомендации по совершенствованию организации рабочих мест персонала.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

От деятельности менеджера  по продажам зависит сбыт продукции  и поступление за нее денежных средств на предприятие.

«Экострой» по численности работников является крупным предприятием, которое имеет в своем составе 40 менеджеров по продажам отдела маркетинга и сбыта, которые располагаются по 4-9 человек в кабинете.

Каждый кабинет оборудован системами отопления и приточно-вытяжной вентиляцией, что является необходимостью в помещениях с работой на компьютерах. Однако, также в помещениях с ПК должны находиться аптечка первой помощи и углекислотный огнетушитель, чего в данных кабинетах нет.

Высота помещений от пола до потолка равна 3,5 м, а площадь  на одно рабочее место составляет 7 м2. Это соответствует нормальной организации рабочего места, так как по нормам площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.

Поверхность пола ровная, покрытая линолеумом. Это оптимальное покрытие для таких помещений. Так как  линолеум нескользкий и обладает антистатическими свойствами.

Помещение имеет естественное и искусственное освещение. Естественное – за счет больших широких окон, которые выходят на запад, а искусственное – за счет люминесцентных ламп.

Срок эксплуатации некоторых  ламп подходит к концу, поэтому они  светятся оранжевый цветом. Однако такие лампы на предприятии не меняют до полного их перегорания. Это  снижает уровень освещенности кабинета до 250 лк, что дает дополнительную нагрузку на зрение сотрудников. Так как нормальным освещением рабочего помещения с  ПК является 300-500 лк, то это отрицательно влияет на работу и здоровье персонала.

В помещении стоят специальные  шкафы для хранения документов и  шкаф для верхней одежды.

На окнах весят жалюзи, которые спасают от ярких солнечных  лучей летом.

На стенах наклеены обои спокойного светлого цвета, которые  не отвлекают от работы. В каждом кабинете растут живые цветы в  горшках. Это положительно влияет на моральное состояние персонала.

Температура воздуха в  теплый период времени составляет 21-26 С, относительная влажность - около 40%. В связи с тем, что в помещениях нет кондиционеров и увлажнителей воздуха, то в некоторые дни бывает очень душно и сухо. Что неблагоприятно отражается на работе менеджеров. В холодный период времени температура воздуха составляет 14-18оС, так как в оконных рамах имеются небольшие щели. Поэтому в это время сотрудники вынуждены пользоваться обогревателями, что приводит к дополнительным расходам электроэнергии. Рекомендуемой температурой для нормальных условий труда является 18-22 С, а относительной влажностью - 60-80%. Из данных видно, что летом температура превышает норму, а зимой, наоборот, ниже нормы, а также относительная влажность ниже нормального уровня. Все это неблагоприятно сказывается на работе и самочувствии работников.

Влажная уборка помещения  проводится 2 раза в неделю, хотя по нормам должна проводиться ежедневно. Это отрицательно сказывается на влажности воздуха и чистоте  помещения, что напрямую связано  с самочувствием персонала.

Рабочее место менеджера  по продажам состоит из письменного  стола, стула и средств связи.

Высота стола составляет 730 мм, ширина – 1200 мм, глубина – 700 мм, что является нормой.

Стулья со спинкой, жесткие, нерегулируемые, что не очень удобно при длительной сидячей позе. На таких стульях работник быстрее  устает и тем самым снижается  его работоспособность. Чтобы этого  избежать необходимо использовать стулья с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников с регулируемой высотой сиденья.

На каждом столе менеджера  стоят по два телефона: один для  разговоров внутри предприятия и  звонков на мобильные телефоны; другой – станция – для городских  и междугородних звонков, а также  для быстрой связи со служащими  внутри отдела маркетинга и сбыта. К  сожалению, станции старые и не имеют  тонального набора, что значительно  замедляет процесс набора междугороднего номера. У каждого сотрудника имеется  телефонный справочник РУПП «Витязь», в котором находятся телефоны всех служб и подразделений предприятия. Также в кабинете имеются и  несколько факсов.

Оснащение рабочего места  персонала телефонами позволяет  быстро и оперативно связываться  с клиентами и необходимыми людьми, что способствует более быстрому оформлению документов.

На отдельных письменных столах кабинета стоят ПК.

Компьютеры оснащены объемными  мониторами с плоским экраном. Мониторы имеют частоту мерцания экрана 75 МГц, однако этого не достаточно для нормальной работы, так как при непрерывной работе за ПК свыше 10 минут устают глаза. Минимальной частотой мерцания монитора для нормальной работы за ПК является 85 МГц, при этом необходимо делать перерывы в работе через каждые 1,5-2 часа по 15-20 минут. Исходя из норм следует, что установленные мониторы с более низкой частотой не рекомендуется использовать.

В связи с тем, что столы  небольшие и не совсем предназначены  для работы на компьютерах, а мониторы занимают много места, то расстояние от экрана видеомонитора до глаз сотрудника примерно 400 мм, а должно быть не менее 500 мм. Это отрицательно влияет на здоровье и работу менеджеров.

Письменный стол не имеет  специальной рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы, для  клавиатуры и системного блока. Поэтому  системный блок стоит на столе, впритык  к монитору, а клавиатура располагается  перед видеомонитором на расстоянии 100-150 мм от края стола. Такая планировка не удобна для пользователя ПК и  приводит к быстрой утомляемости специалиста. По нормам клавиатуру следует  располагать на поверхности стола  на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. А системный  блок должен стоять от монитора не ближе  чем на расстоянии 100-150 мм.

Некоторые системные блоки  создают повышенный шум за счет имеющихся  у них дешевых вентиляторов. Это  отвлекает менеджеров от работы и  способствует повышенной утомляемости.

К каждому компьютеру подключен  принтер, а к некоторым еще  и сканер. В нескольких кабинетах  отдела находятся копировальные  устройства. Все это облегчает  и ускоряет прием-передачу данных между  сотрудниками предприятия и клиентами.

В связи с тем, что в  помещении, где работает менеджер по продажам, не совсем благоприятные  климатические условия труда, то это приводит к повышению уровня заболеваемости людей, который к 2008 году увеличился и составил 15% от численности  работающих в отделе маркетинга и  сбыта, что видно из таблицы 2.

 

Таблица 2 – Анализ уровня заболеваемости персонала отдела маркетинга и сбыта за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012г.

Абсолютное изменение 2012г.

       

к 2010 г.

к 2011 г.

Среднесписочная числен-ность персонала отдела маркетинга и сбыта, чел

305

298

243

- 62

- 55

Среднее количество неявок на работу персонала отдела маркетинга и сбыта по причине заболевания, чел

27

15

36

5

17

Уровень заболеваемости персонала  отдела маркетинга и сбыта, %

9

5

15

6

10


Источник: табеля посещаемости отдела за 2010 - 2012 г.

 

Мероприятия по совершенствованию  организации рабочих мест позволят снизить уровень заболеваемости людей, так как большинство сотрудников  отдела уходят на больничный по причине неблагоприятных условий труда.

Анализируя и изучая основные аспекты деятельности менеджера  по продажам, можно сделать вывод  о том, что здесь нельзя четко  провести границу между отдельными элементами и определить время на их выполнение. Эта работа специфическая, поэтому невозможно точно подсчитать затраты времени на каждый элемент  и операцию в отдельности. Более четко можно определить нормативы на конкретный вид затрат рабочего времени, то есть определить затраты отдельно на подготовительно-заключительную работу, отдельно на основную, и по полученным данным произвести расчет показателей эффективности использования рабочего времени (таблица 3).

 

Таблица 3 – Фактический  и нормативный баланс рабочего времени

Индекс

Наименование затрат рабочеговремени

Фактичес-кие затраты

Норматив-ные затраты

Затраты, подлежа-щие увеличе-нию/ уменьше-нию

   

мин.

% к итогу

мин.

% к итогу

 

ПЗ

Подготовительно-заключительное

время

38

7,9

30

6,2

- 8 мин.

ОП

Оперативное время

407

84,8

430

89,6

+ 23 мин.

 

ОТЛ

Перерывы на отдых и  личные потребности

30

6,3

20

4,2

- 10 мин.

НТД

Нарушение трудовой дисциплины

5

1,0

-

-

- 5 мин.

 

ИТОГО

480

100

480

100

-


Источник: фотография рабочего дня менеджера по продажам.

Коэффициент использования  рабочего времени (Ки.р.в) рассчитывается по фрмуле: 
Ки.р.в = (Тпз + Топ + Тотл) / Тсм * 100 (1)

Ки.р.в = (38+407+30)/480*100 = 99%

Следовательно, рабочее время  данным исполнителем используется на 99%. Это довольно высокий показатель.

За счет совершенствования  организации рабочих мест и улучшения  трудовой дисциплины коэффициент использования  рабочего времени можно увеличить  до 100%.

Также, за счет устранения потерь, зависящих от рабочего, можно повысить производительность труда (П):

П = (Тнтд / Тсм) * 100 (2)

П = (5/480)*100 = 1%

Следовательно, за счет улучшения  трудовой дисциплины производительность труда повысится на 1%.

Производительность труда  персонала отдела маркетинга и сбыта  рассчитывается как отношение выручки  от реализации продукции к численности  персонала.

Анализ производительности труда за 2006-2008 гг. отображен в  таблице 4.

Таблица 4 – анализ производительности труда персонала отдела маркетинга и сбыта за 2010-2012 г.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012г.

Абсолютное изменение 2012г.

       

к 2010 г.

к 2011 г.

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

193911

228312

204807

10896

- 23505

Среднесписочная числен-ность персонала отдела маркетинга и сбыта, чел

305

298

243

- 62

- 55

Производительность труда, млн.руб/чел.

635,77

766,15

842,83

207,06

76,68


Источник: собственная разработка.

 
          Из таблицы 4 видно, что хотя выручка от реализации продукции и среднесписочная численность персонала отдела маркетинга и сбыта имеет тенденцию сокращения, но производительность труда растет.

Последняя аттестация рабочих  мест проходила в декабре 2011 года. По ее результатам был составлен план мероприятий на 2012-2013 г. по улучшению условий труда, который включает в себя:

  • замену отслужившей и морально устаревшей техники, механизмов и оборудования;
  • ремонт помещений;
  • замену старой мебели на новую специально приспособленную для удобной работы с персональным компьютером.

 

3. Предложения по совершенствованию рабочих мест персонала отдела маркетинга и сбыта 
 
Для улучшения условий труда и повышения работоспособности специалистов необходимо следующее:

  • оборудовать помещение системами кондиционирования и увлажнения воздуха для создания благоприятных климатических условий труда;
  • установить в каждом кабинете с ПК огнетушитель и аптечку;
  • заменять лампы, горящие оранжевым цветом, на новые. Это позволит снизить нагрузку на зрение и повысить уровень освещенности помещения;
  • установить на рабочих столах менеджеров светильники с возможностью их перемещения в соответствии с индивидуальными особенностями работника.

Информация о работе Управление персоналом