Кафедра
«Управление персоналом»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Основы
теории управления»
на тему:
«Управление
по результатам».
Содержание
Введение…………………………………………………………………...……...3
Теоретическая часть
1.История возникновения концепции
управления по результатам………………………………………………………………...……...5
2.Сущность управления по результатам………………………………………...9
3.Базовые принципы системы управления
по результатам…………………...12
4. Методы управления и руководства
в строительстве……………………….15
5.Пути повышения конкурентоспособности
фирмы при управлении по результатам …………………………………………………………………….21
Практическая часть
Организация управленческого
труда и оценка его эффективности на примере
общеобразовательной школы…………………..……….28
Организационно-экономическая
характеристика…………………………….32
Анализ организации управления……………………………………………….35
Заключение …………………………………………………………………….41
Список использованной
литературы ………………………………………43
Приложение ……………………………………………………………………44
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях
мирового финансового кризиса система
государственного управления находится
в постоянной динамике. Повышение эффективности
деятельности органов государственной
власти и качества принимаемых государственных
решений, процессы распределения ресурсов
на достижение целей основных программ,
оценка их эффективности и управление
конечным результатом является наиболее
актуальной проблемой современной российской
экономики. Проведение реформ государственного
управления, а также формирование единых
механизмов эффективного функционирования
органов государственной власти является
необходимой предпосылкой для создания
элементов контроля и оценки распределяемых
ресурсов и оперативной реакции на возможные
отклонения от достигаемого результата.
Несмотря на значительную критику
со стороны многих экспертов, управление
по результатам (УПР) легло в основу проведения
многих реформ государственного управления
в зарубежных странах, позволивших укрепить
экономику данных государств.
Исходя из вышесказанного, создание
единого механизма управления по результатам,
а также разработка необходимой нормативной
правовой базы, формирующей основы и технологический
базис концепции управления по результатам,
является наиболее актуальной в текущий
момент экономического развития. Использование
механизмов управления по результатам
в деятельности органов государственной
власти позволит наиболее успешно преодолеть
условия динамики внешней среды, создающие
негативный экономико-политический фон
для эффективной деятельности системы
государственного управления.
Объектом исследования является система
государственного управления. Предметом исследования
является система управления по результатам
как форма и основной механизм функционирования
государственного управления и повышения
эффективности деятельности органов государственной
власти.
Основная цель работы заключается в уточнении
сущности управления по результатам, определении
возможностей и границ ее применения в
современных условиях.
В соответствии с поставленной
целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить понятие
технологии управления по результатам.
2. Изучить современное
состояние развития технологии
управления по результатам в
органах государственной власти.
3. Выявить основные возможности
и границы внедрения и применения
технологии управления по результатам
в органах государственной власти.
4. Определить механизмы
функционирования управления по
результатам, которые могли бы
составить основу для создания
единого процесса работы органов
государственной власти на основании
технологии управления по результатам.
Управление по результатам.
История возникновения концепции управления
по результатам
Существует много определений
управления по результатам, вот некоторые
из них:
Управление по результатам
- это систематический и организованный
подход, позволяющий менеджменту фокусироваться
на достижении целей и добиваться наилучшего
результата с помощью доступных ресурсов.
Управление по результатам
- это работа менеджмента по формулировке
целей организации, донесения их до сотрудников,
обеспечения их необходимыми ресурсами,
а также распределение ролей и ответственности
за достижение поставленных целей.
Теория и практика управления
по результатам (Management By Objectives) возникли
около пятидесяти лет назад как ответ
бизнеса на те управленческие проблемы,
с которыми после второй мировой войны
столкнулись практически все страны с
развитой рыночной экономикой. Основная
задача, которую должна была решить система
Management By Objectives — повышение маневренности
бизнес-организации. В послевоенном мире
проблема маневренности бизнеса стала
одной из ключевых в связи с интенсификацией
социальных и технологических изменений,
повлекших резкое ускорение рыночной
динамики. Компании, действующие участники
рынка того времени, в большинстве своем
сформировались в эпоху стабильной бизнес-среды.
Они были эффективны и прибыльны в стабильных
условиях, когда единожды построенная
и заведенная «машина бизнеса» могла проработать
не одно десятилетие.
Но эпоха
стабильности закончилась — и
бизнесы вынуждены были расставаться
с таким наследием довоенных
времен как бюрократизация, неповоротливость,
неспособность перестраиваться
и оперативно реагировать на
рыночные изменения. Система Management
By Objectives (МВО) несла с собой новую философию,
новый взгляд на бизнес, новый принцип
управления. В условиях жесткой
конкурентной борьбы и быстро меняющейся
ситуации фирмы должны не только концентрировать
внимание на внутреннем состоянии дел,
но и вырабатывать долгосрочную стратегию
поведения, которая позволяла бы им поспевать
за изменениями, происходящими в их окружении.
Русский перевод
термина Management By Objectives1 как «управление
по результатам» точно передает основной
смысл этой системы управления: речь идет
об управлении движением (компании в целом,
подразделения или отдельного сотрудника)
к тем бизнес-результатам, которые на данном
этапе развития компании имеют для нее
первостепенное значение. По аналогии,
управление бизнесом в традиционной, «машинной»
парадигме — можно было бы назвать «управлением
по отклонениям», поскольку управляющее
вмешательство требуется здесь лишь в
том случае, когда в работе того или иного
подразделения или сотрудника обнаружилось
отклонение — от установленных норм производительности,
от принятых способов работы и т.д. Управление
по отклонениям обеспечивает исправное
функционирование всех звеньев функциональной
структуры организации не обеспечивая
при этом ни адекватного реагирования
на внешнюю ситуацию, ни адекватных изменений
в самой функциональной структуре.
За истекшие
полвека система управления по
результатам доказала свою эффективность
и получила широкое распространение
во всем мире. Однако, если на
уровне теории и идеологии
МВО и «управление по отклонениям»
резко противопоставлялись, то в
реальной практике управления
оба подхода оказались необходимыми
и взаимодополняющими. Любому бизнесу
присущи не только процессы
изменения, но и «зашитые» в
функциональную структуру компании
процессы воспроизводства. Компании,
которые могли бы обойтись
без системы «управления по
отклонениям», в которых уникальные
задачи решаются ежедневно, а
стабильно воспроизводящиеся функции
отсутствуют — скорее экзотика, чем общее
правило. Смысл управленческой революции
послевоенного времени заключался, таким
образом, не в смене типа управления организациями,
а в формировании дополнительного типа
и дополнительного контура управления.
МВО, как эволюционно более позднее приобретение,
— не замещало систему управления по отклонениям,
а как бы «надстраивалось» над ней.
Российские
бизнес-организации возникали на историческом
разломе, в условиях глубокой дестабилизации
экономики и всех общественных институтов.
Наш бизнес — дитя риска, хаоса и героических
усилий — с самого своего рождения жил
и продолжает жить в условиях низкой предсказуемости,
быстрых изменений раскладов на рынках,
постоянной смены правил игры с государством.
Даже сегодня, в эпоху относительной стабилизации
бизнес-среды, темпы ее изменений значительно
превосходят те, что имели место в период
послевоенного размораживания экономик
США и Западной Европы, когда появилось
управленческая технология МВО.
В силу этих
причин российским бизнесменам
— особенно тем, кто сумел преодолеть
кризис 98 года — изначально были
присущи чуткость к происходящему
вокруг, стремление прогнозировать
события, быстрая и точная реакция
на изменения. Опыт консалтинговой
работы с бизнес-организациями свидетельствует:
большинство владельцев и руководителей
бизнесов воспринимали и воспринимают
идею МВО как близкую и понятную, а в управленческих
процедурах МВО — видят органичный и полезный
инструмент, отвечающий задачам управления
растущими компаниями. В то же время, идея
бизнеса как циклично функционирующей
машины, в которой «зарегламентирован
каждый чих» — в целом оказалась менее
близкой и привлекательной для создателей
и лидеров российских компаний.
История становления
российских бизнес-организаций, их
внутреннее устройство, особенности окружающей
их рыночной среды — все это накладывает
печать своеобразия и обуславливает немало
отличий наших компаний от их аналогов
в странах, где история бизнеса насчитывает
не одно столетие. Приведем небольшое
сравнение эмпирически установленных
параметров «МВО по-русски» с теми, что
предписываются «классическими» представлениями
об МВО.
Сущность управления
по результатам
Последнее десятилетие XX века
было для России весьма трагичным. Системный
кризис поразил все сферы жизнедеятельности
российского общества. Одна из главных
причин кризиса - развал системы государственного
и производственного управления. Потеря
управляемости экономики обернулась глубоким
спадом производства, деловой активности
и жизненного уровня населения.
Деятельность любой организации,
как в период кризиса, так и после него
требует управления, без которого невозможно
не только ее эффективное функционирование
и развитие, но и само существование. Более
того, управление организацией предопределяет
отношение к ней со стороны других организаций
и в известной мере влияет на их ответные
управленческие решения. Это означает,
что с управлением связаны интересы множества
людей, как в самой организации, так и за
ее пределами.
В условиях рыночных отношений
меняются взгляды на природу, роль, сущность
и значение труда руководителя. На первое
место выдвигается самостоятельность,
инициатива, предприимчивость, творческое
мышление, готовность к разумному риску.
Особенностью современного
управления является его направленность
на эффективное ведение хозяйства в условиях
дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение
регулирования производства административными
методами, интенсификацию производства.
Современное управление должно способствовать
развитию рынка, товарно-денежных отношений
в оптовой торговле средствами производства,
конвертируемости денег, стабилизации
рыночных цен.
Управление есть элемент и одновременно
функция организованных систем различной
природы (биологических, социальных, технических
и др.), обеспечивающая сохранение их структуры,
поддержание режима деятельности, реализацию
программы и цели деятельности.
Под управлением понимают совокупность
процессов, обеспечивающих поддержание
системы в заданном состоянии и (или) перевод
ее в новое более жизненное состояние
организации путем разработки и реализации
целенаправленных воздействий.
Основная идея управления по
результатам заключается в осознании
того, что ни одна организация сама по
себе не представляет никакой ценности,
но вместе с тем она представляет упорядоченную
форму, объединяющую людей, для достижения
определенных результатов.
Само понятие «управление по
результатам» можно определить как систему
управления и развития, с помощью которой
достигаются результаты, которые определены
и согласованы всеми членами организации.
Управление по результатам
предполагает, что изначально перед коллективом
ставятся реальные, обеспеченные всеми
ресурсами для исполнения цели. К таким
ресурсам относятся люди, время, финансы,
материально-техническая база, технологии,
методики и др. При управлении по результатам
каждый участник процесса должен уметь
увязать свое участие в общем деле с другими
членами коллектива. Результативное мышление
предполагает, что руководитель и подчиненный
определяют результат, а затем исполнитель
сам выбирает способы достижения, т.е.
время, технологии и другие ресурсы.
В условиях управления по результатам
инициативный и творческий коллектив
- ценнейший ресурс. Руководитель же создает
атмосферу уважения, доверия, успеха каждому
участнику образовательного процесса.
Однако при этом задача руководителя состоит
в осуществлении информационного обеспечения,
анализа, целеполагания, планирования,
исполнения, контроля и коррекции.
Руководитель должен четко
владеть ситуацией и быть проводником
нового. Руководитель, проявляющий уважительное
отношение к личности каждого члена коллектива
учитывающий склонности, интересы, возможности
в сочетании с разумной требовательностью,
добивается значительно больших результатов,
чем тот, который жестко придерживается
авторитарных методов управления. Один
из наилучших способов повысить интерес
к работе и создать слаженную команду
- это уважение к людям и делегирование
им ответственности и полномочий.