Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:34, курсовая работа
Для курсовой работы, была выбрана тема комплексного анализа управления на Иркутском авиационном заводе. В настоящее время Иркутский авиационный завод предоставляет более десяти тысяч рабочих мест для жителей Иркутска, Ангарска, Шелехово и близ лежащих городов. Система управления на предприятии функционирует с каждым днем все больше и больше, что позволяет не только качественно выполнять работу на предприятии, но и качественно её организовать.
Курсовая работа нацелена на предложение по совершенствованию управления на предприятия Иркутского авиационного завода.
Введение 3
Глава 1 Управление как неотъемлемая часть жизни предприятия 5
1.1 Понятие «управление» 5
1.2. Подходы к управлению 7
1.3 Основные функции управления 9
Глава 2 Анализ управления на Иркутском авиационном заводе 12
2.1 Исторические сводки Иркутского авиационного завода 12
2.2 Анализ Иркутского авиационного завода 15
2.3 Структура управления на Иркутском авиационном заводе 19
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления на Иркутском авиационном заводе 23
3.1 Корпоративная стратегия развития Иркутского авиационного завода 23
3.2 Проект: «Подготовка молодых, квалифицированны специалистов для своевременной замены старого руководства 25
Заключение 28
Список нормативно – правовых актов и литературы 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация производства»
Управление производственным процессом и направления его совершенствования
Исполнитель Мартынов Д.А
Руководитель
Иркутск 2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Управление как неотъемлемая часть жизни предприятия
1.1 Понятие «управление»
1.2. Подходы к управлению
1.3 Основные функции управления
Глава 2 Анализ управления на Иркутском авиационном заводе
2.1 Исторические сводки Иркутского авиационного завода
2.2 Анализ Иркутского авиационного завода
2.3 Структура управления на Иркутском авиационном заводе
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления на Иркутском авиационном заводе
3.1 Корпоративная стратегия развития Иркутского авиационного завода
3.2 Проект: «Подготовка молодых, квалифицированны специалистов для своевременной замены старого руководства
Заключение
Список нормативно – правовых актов и литературы
Иркутский авиационный завод – признанный лидер отечественного самолетостроения. За 75 лет работы предприятием было освоено производство более 20 видов самолетов, при этом каждый новый авиационный тип техники отличался конструкторскими и технологическими решениями, уникальными для своего времени.
Современные технологии, постоянная модернизация производства, развитие инновационной деятельности, отличная работа высокопрофессионального коллектива – все это позволило Иркутскому авиационному заводу стать одним из прогрессивных предприятий России, выпускающих высокотехническую продукцию. Гордость сегодняшнего дня – многоцелевой боевой самолет СУ-30 МКИ и многофункциональный самолет-амфибия Бе-200, не имеющие мировых аналогов.
В настоящее время Иркутский авиационный завод является мощной производственной площадкой корпорации «Иркут», но главная его ценность – коллектив, люди, интеллект и труд которых составляет славу предприятия.
Для курсовой работы, была выбрана тема комплексного анализа управления на Иркутском авиационном заводе. В настоящее время Иркутский авиационный завод предоставляет более десяти тысяч рабочих мест для жителей Иркутска, Ангарска, Шелехово и близ лежащих городов. Система управления на предприятии функционирует с каждым днем все больше и больше, что позволяет не только качественно выполнять работу на предприятии, но и качественно её организовать.
Стоит также заметить, что тема управления и развития на Иркутском авиационном заводе является актуальной в наши дни. Невольно возникает вопрос, почему? В августе 2009 года состоялся юбилей Иркутского авиационного завода. Более 6 тысяч самолетов было выпущено за 75 лет. С таким впечатляющим результатом подошел к своему юбилею ИАЗ, входящий в ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»». На торжественной части, посвященной данному юбилею, присутствовал заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов. Вручив сотрудникам завода высшие государственные награды, вице-премьер заявил, что не сомневается в успешной реализации на базе предприятия проекта, по производству пассажирского самолета нового поколения МС-21, призванного заменить популярный ТУ-154 и его западные аналоги уже в 2016 году. Это свидетельствует о том, что Иркутский авиационный завод является не только востребованным, но и делает большие шаги на пути модернизации авиастроения.
Объектом данной курсовой работы будет являться Иркутский авиационный завод. А предметом данного исследования – структура управления на Иркутском авиационном заводе.
Курсовая работа нацелена на предложение по совершенствованию управления на предприятия Иркутского авиационного завода. Достижение поставленной цели обусловлено решением ряда задач:
1. Дать определение термину «управление»;
2. Выявить основные подходы к изучению «управления»;
3. Изучить структура управления на Иркутском авиационном заводе;
4. Разработать программу по совершенствованию системы управления.
В курсовой работе будут использованы доступные статистические данные.
Иркутский авиационный завод прославляет не только авиапром России, не только множит страницы успеха нашей истории, он славит Иркутск и Иркутскую область, являясь фундаментом уверенного развития Приангарья на десятилетия вперед.
Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь. Поскольку, что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.
Теория управления — это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще.
Что же такое управление? В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.
1. С позиции классического менеджмента, управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и реализовать цель (цели) организации.
2. С позиции системного анализа, управление – это наука и искусство принятия решений. Процесс управления – это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения.
З. С позиции кибернетики, управление это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.
4. С позиции правоведения, управление – это государственное правовое регулирование с помощью законов.
5. С позиции политологии, управление – это управление обществом, страной, государством: недаром слово «политика» означало в древнегреческом языке искусство управлять гражданами, государством.
Существует немало других подходов, отражающих разнообразие отношения к управлению. К примеру, Ф.Тейлор – основатель школы научного управления – определял управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. П. Друкер считает, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. По мнению В.Н.Иванова, управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. В.И. Куценко определяет управление как процесс осознания и организации решения назревших проблем. Он считает, что к функциям управления должны быть отнесены такие, как усмотрение, осознание, осмысление назревшей проблемы, оценка сложившейся проблемной ситуации[1].
В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличие от менеджмента (management), связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.
Итак, управление – это процесс непрерывного и целенаправленного воздействия на объект с целью достижения необходимых результатов.
Далее, рассмотрим существующие подходы к управлению.
Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Процессный подход. Деятельность по выполнению функций является процессом требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к управлению позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс управления отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Качество выполнения предыдущего этапа – необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.
В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:
основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;
обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);
управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формирования условий для их достижения.
Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.
Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-Ренс, Э. Г. Юдин и др.
Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
Ситуационный подход к управлению. Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.
Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
Информация о работе Управление производственным процессом и направления его совершенствования