Управление рисками в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение наиболее распространенных и общепринятых способов и приемов уменьшения рисков в инновационной деятельности, а также оценки инновационных проектов для правильного подбора способов и приемов уменьшения рисков.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
Выявление сущности рисков в инновационной деятельности;
Освящение наиболее широко распространенных способов и методов анализа и оценки рисков инновационных проектов;
Анализ и оценка существующих методов снижения рисков в инновационной деятельности;
Освещение возможного риск-анализа инвестиционного проекта.

Содержание работы

Введение
……………….
2
1.
Особенности рисков в инновационной деятельности

1.1.
Понятие риска в инновационной деятельности
……………….
4
1.2.
Виды рисков в инновационной деятельности
……………….
7
2.
Оценка и анализ инновационных проектов

2.1.
Методы оценки рисков
……………….
11
2.2.
Алгоритмы проведения анализа риска инновационного проекта

……………….

18
3.
Способы снижения риска

3.1.
Диверсификация инновационной предпринимательской деятельности

……………….

20
3.2.
Передача рисков
……………….
21
3.3.
Страхование
……………….
24
3.4.
Создание системы резервов
……………….
27
4.
Пример риск-анализа инвестиционного проекта предприятия «Техинэко»

……………….

33
4.1.
Риск-анализ инвестиционного проекта методом сценариев
……………….
34
4.2.
Анализ рисков с построением дерева решений
……………….
36

Заключение
……………….
40

Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление рисками в инновационной деятельности 1.docx

— 108.54 Кб (Скачать файл)

2. риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем  финансирования включают в себя:

  • риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта)
  • риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств  в силу_ невыполнения  организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта)
  • риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста  на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов)
  • риск при использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация использует одновременно несколько источников (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);
  1.        маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные материалы, которые, также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:
    • риск недостаточной сегментации рынка,  который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качестве и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий
    • риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.
    • риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю
    • риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;
  1.   риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:
  • риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера)
  • риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные  контракты на выгодных условиях)
  • риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами), невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением  графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта

• риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей  среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта;

5. риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

6. риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие:

  • утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами
  • несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах
  • замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров
  • недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции)
  • появление на рынке "производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей
  • выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли,  в которой действует данная организация
  • появление новых  местных организаций-конкурентов
  • экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров;

7.   риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;

8.   риски, связанные  с обеспечением прав Собственности  на инновационный проект, возникают  по различным причинам:

  • риск необеспечения условий патентования, технических, дизайнерских и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий
  • риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения - это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случае  несоответствия охраняемого объекта промышленной собствённости условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей)

• риски легальной и нелегальной имитации_ конкурентами запатентованных  организацией инноваций возникают обычно, в первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому, что организации- 
патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск - две взаимосвязанных категории.

 

  1. Оценка и анализ инновационных проектов

 

2.1. Методы оценки рисков  

 

Метод корректировки нормы дисконта

Достоинства этого метода — в простоте расчетов, а также в понятности и доступности.

Вместе с тем метод имеет существенные недостатки. [11]

Метод корректировки нормы дисконта означает обыкновенное дисконтирование по более высокой норме, но не дает никакой информации о степени риска. При этом полученные результаты существенно зависят только от величины надбавки за риск. Он также предполагает увеличение риска во времени с постоянным коэффициентом, что вряд ли может считаться корректным, так как для многих проектов характерно наличие рисков в начальные периоды с постепенным снижением их к концу реализации. Таким образом, прибыльные проекты, не предполагающие со временем существенного увеличения риска, могут быть оценены неверно и отклонены. Данный метод не несет никакой информации о вероятностных распределениях будущих потоков платежей и не позволяет получить их оценку. Обратная сторона простоты метода состоит в существенных ограничениях возможностей моделирования различных вариантов, которое сводится к анализу зависимости критериев NPV(IRR,PI и др.) от изменений только одного показателя — нормы дисконта. Несмотря на отмеченные недостатки, метод корректировки нормы дисконта широко применяется на практике.  

 

Метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности)

 

 В отличие от предыдущего метода в этом случае осуществляют корректировку не нормы дисконта, а ожидаемых значений потока платежей CF путем введения специальных понижающих коэффициентов (аt)  для каждого периода реализации проекта.  

 

 

        аt= CCFt / RCFt                                                                                                         

где: CCFt – величина чистых поступлений от безрисковой операции в период t;

RCFt  - ожидаемая (запланированная) величина чистых поступлений от реализации проекта в период t;

t – номер периода. 

 

Тогда достоверный эквивалент ожидаемого платежа может быть определен как: 

 

CCFt = аtRCFt                                                                              

где аt<=1 

 

Таким образом, осуществляется приведение ожидаемых поступлений к величинам платежей, получение которых практически не вызывает сомнений и значения которых могут быть определены более или менее достоверно либо точно.

Однако на практике для определения значений коэффициентов чаще используется метод экспертных оценок. В этом случае коэффициенты отражают степень уверенности специалистов-экспертов в том, что поступление ожидаемого платежа осуществится.

После того, как значения коэффициентов определены, осуществляется расчет критерия NPV:

n

NPV = S (at*CFt)/(1+r)t – I0                                       

1  

 

где: CFt - суммарный поток платежей в период t;

r - используемая ставка процента;

at - корректирующий множитель; 

I0 - начальные инвестиции; 

n - срок проекта. 

Предпочтение отдается тому проекту, по которому величина NPV больше. [3]  

 

Анализ чувствительности

Анализ чувствительности показателей широко используется в практике финансового менеджмента. В общем случае он сводится к исследованию зависимости некоторого результирующего показателя от вариации значений показателей, участвующих в его определении. Другими словами, этот метод позволяет получить ответы на вопросы вида: что будет с результирующей величиной, если изменится значение некоторой исходной величины? Отсюда его второе название - анализ "что будет, если".

Как правило, проведение подобного анализа предполагает выполнение следующих шагов.

1. Выбираются факторы (исходные  показатели), относительно которых  разработчик инновационного проекта  не имеет однозначного суждения (т. е. находится в состоянии неопределенности). Типичными являются следующие факторы:

-          капитальные затраты и вложения в оборотные средства,

-          рыночные факторы - цена товара и объем продажи,

-          компоненты себестоимости продукции,

-          время строительства и ввода в действие основных средств.

Информация о работе Управление рисками в инновационной деятельности