Управление собственным капиталом организации на примере ООО «АвтоАльянс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Введение
Развитие рыночной экономики и стремление предприятий к росту благосостояния в условиях полной хозяйственной самостоятельности способствует все большей концентрации внимания на управлении источниками финансирования коммерческой деятельности, в том числе такой их важной составляющей как собственный капитал. О повышении значимости данной составляющей напрямую свидетельствуют такие факты как существенные изменения в подходах к учету собственного капитала и усиление роли данного показателя в анализе финансово-хозяйственной деятельности организаций в последние годы.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

П-2 = стр. 610 + стр. 670     

П-3 - Долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и займы П-3 = стр. 590 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660     

П-4 - Постоянные пассивы - 1 раздел «Источники собственных средств» пассива баланса (+) стр. 640, 650, 660 (-) сч. 31 (-) сч. 19 (-) иммобилизация.      

П-4 = стр. 490 -стр. 390     

Баланс считается абсолютно  ликвидным, если имеют место следующие  соотношения:     

А-1 > П-1      

А-2 > П-2      

А-3 > П-3      

А-4 < П-4.     

Анализ ликвидности представлен в Таблице 3.8.      

Таблица 3.8. Анализ ликвидности за 2005 год, тыс. руб.     

 

АКТИВ

На начало года

На конец года

откло-

нения

ПАССИВ

На начало года

На конец года

откло-

нения

1. Наиболее ликвидные  активы

46 920

52 850

+ 5 930

1. Наиболее срочные обязательства

44 750

50 860

+ 6 110

2. Быстро реализуемые  активы

10 540

12 450

+ 1 910

2. Краткосрочные пассивы

0

0

0

3. Медленно реализуемые  активы

83 300

97 880

+ 14 580

3. Долгосрочные пассивы

28 000

35 000

+ 7 000

4. Трудно реализуемые  активы

16 680

25 680

+ 9 000

4. Постоянные пассивы

84 690

103 000

+ 18 310

БАЛАНС

157 440

188 860

+ 31 420

БАЛАНС

157 440

188 860

+ 31 420


 

      

В нашем случае, анализируя показатели 2005 года (см. Таблица 3.8.), получаем следующие  соотношения:     

А-1 > П-1 так как 52 850 тыс. руб. > 50 860 тыс. руб.     

А-2 > П-2 так как 12 450 тыс. руб. > 0     

А-3 > П-3 так как 97 880 тыс. руб. > 35 000 тыс. руб.     

А-4 < П-4 так как 25 680 тыс. руб. < 103 000 тыс. руб.     

Это свидетельствует об абсолютной ликвидности баланса ООО «АвтоАльянс» 2005 года.     

Данные таблицы 3.8. позволяют сделать  следующие выводы:     

Наибольший удельный вес приходится на медленно реализуемые активы, а  наименьший - на быстро реализуемые. По пассиву наибольший удельный вес  приходится на постоянные пассивы.     

Проведем анализ платежеспособности предприятия, рассчитав следующие  показатели:     

Общий показатель ликвидности. Нормативное  значение Lо > или = 1.     

Lо2005 = (А1 + 0,5 А2 + 0,3 А3) / (П1 + 0,5 П2 + 0,3 П3) = (52 850 + 0,5 * 12 450 + 0,3 * 97 880) / (50 860 + 0,5 * 0 + 0,3 * 35 000) = 88 439 / 61 360 = 1,44     

Lо2004 = (А1 + 0,5 А2 + 0,3 А3) / (П1 + 0,5 П2 + 0,3 П3) = (46 920 + 0,5 * 10 540 + 0,3 * 83 300) / (44 750 + 0,5 * 0 + 0,3 * 28 000) = 77 180 / 53 150 = 1,45     

Как показывают расчеты, общий показатель ликвидности соответствует нормативному значению. Что еще раз подтверждает тезис о достаточной ликвидности баланса предприятия. Следует отметить и настораживающий момент - наметилась тенденция к снижению общего показателя ликвидности, так по сравнению с 2004 годом в 2005 году он снизился на 0,01 пункта.     

Коэффициент абсолютной ликвидности - показывает, какая часть краткосрочных  заемных обязательств может быть погашена немедленно за счет высоколиквидных  активов.     

Нормативное значение коэффициента принято  считать в пределах 0,2 -0,3.     

Кла2004 = А1 / (П1+П2) = 46 920 / (44 750 + 0) = 46 920 / 44 750 = 1,05     

Кла2005 = А1 / (П1+П2) = 52 850 / (50 860 + 0) = 52 850 / 50 860 = 1,04     

Как видим, коэффициент абсолютной ликвидности в 2005 году соответствует нормативному значению. Но опять присутствует отрицательная динамика роста по сравнению с предыдущим годом.     

Промежуточный коэффициент критической  ликвидности - показывает - сможет ли предприятие  в установленные сроки рассчитаться по своим краткосрочным долговым обязательствам.       

Кпл = (А1 + А2) / (П1 + П2)       

Кпл2004 = (46 920 + 10 540) / (44 750 + 0) = 1,2840     

Кпл2005 = (52 850 + 12 450) / (50 860 + 0) = 1,2839     

Достаточный критерий показатели по нормативам находится в диапазоне от 0,70 до 1 и выше. В нашем случае этот показатель выше. Отрицательный момент - снижение, хоть и незначительное, промежуточного коэффициента ликвидности по сравнению с предыдущим годом.     

Коэффициент текущей ликвидности - это практически расчет всей суммы оборотных активов на рубль краткосрочной задолженности. Этот показатель и принят в качестве официального критерия неплатежеспособности предприятия (организации). Его преимущество перед другими показателям платежеспособности в том, что он является обобщающим, учитывающим всю величину оборотных активов      

Клт = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)       

Клт2004 = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2) = (46 920 + 10 540 + 83 300) / (44 750 + 0) = 140 760 / 44 750 = 3,15     

Клт2005 = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2) = (52 850 + 12 450 + 97 880) / (50 860 + 0) = 163 180 / 50 860 = 3,21     

Необходимое значение - 1, но оптимальное  нормативное значение - не менее 2-х. Коэффициент текущей ликвидности  ООО «Мегастрой» соответствует  нормативному значению для рассматриваемой отрасли. Положительный момент содержится в повышении коэффициента текущей ликвидности в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 0,06 пунктов.     

Основанием для признания структуры  баланса неудовлетворительной, а  предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:      

Коэффициент текущей ликвидности  имеет значение менее 2-х.     

Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода - менее 0,1.      

В нашем случае, не наблюдается такой ситуации, а, значит, рассматриваемое предприятие можно признать платежеспособным и ликвидным, что свидетельствует об эффективности его функционирования.  

 

      Заключение

 

      

Повышение эффективности управления собственным капиталом стимулируется с одной стороны стремлением к улучшению финансовых результатов деятельности компании и росту благосостояния ее собственников, с другой стороны - зависимостью компании от внешнего экономического окружения, оценивающего ее деятельность со стороны и образующего систему хозяйственных взаимосвязей с нею.     

Если прямо отвечать на вопрос «Какова  роль собственного капитала в формировании капитала предприятия?» - можно прийти к выводу, что: собственные финансовые ресурсы для каждого предприятия, пусть и вложенные и в свободном состоянии, являются той жизненно необходимой частью, без которой невозможна ни работа, ни дальнейшее существование предприятия. Не зря, среди классификации общего капитала, именно деление на собственный и заемный капитал стоит на первом месте.     

Имеющиеся в наличии собственные  средства позволяют предприятию  использовать их как по своему усмотрению, так и в отдельных случаях  по законодательно установленным направлениям. Все зависит от источника такого финансирования за счет элементов собственного капитала.     

Критический обзор литературы позволил выполнить анализ структуры собственного капитала, произвести расчет цены и  стоимости собственного капитала изучаемого предприятия, проследить динамику состава  и структуры собственного капитала, также он позволил выявить влияние изменения различных факторов на изменение прибыли и рентабельности предприятия, оценить эффективность деятельности предприятия.      

В качестве объекта исследования было выбрано предприятие, осуществляющее оптовую и розничную реализацию автошин, дисков, комплектующих для автомобилей и сопутствующих им товаров.     

Анализ основных экономических  показателей предприятия свидетельствует  о положительной тенденции изменения  основных показателей деятельности предприятия в динамике с 2003 по 2005 год. выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 110 368 тыс. руб. или на 198,66%. В 2005 году рост выручки от реализации составил по сравнению с 2004 годом 241 187 тыс. руб. или 145,36%.     

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг ООО «АвтоАльянс» в 2003 году составила 49 046 тыс. руб., в 2004 году - 152 372 тыс. руб., в 2005 году - 367 656 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 103 326 тыс. руб. или 210,67% в 2004 году по сравнению с 2003 годом, на 215 284 тыс. руб. или 141,29% в 2005 году по сравнению с 2004 годом.     

Динамика показателей выручки  и себестоимости не преминула  отразиться на динамике показателя прибыли. Так, прибыль от реализации ООО «АвтоАльянс» в 2004 году возросла по сравнению с 2003 годом на 7 022 тыс. руб. или на 108,15%, а в 2005 году увеличилась по сравнению с 2004 годом на 25 903 тыс. руб. или на 191,12%.     

Как показывают произведенные расчеты  рентабельность продаж ООО «АвтоАльянс» наибольшего своего значения достигала в 2003 году - 11,72%. В 2004 году рентабельность продаж снизилась на 3,55%. Это связано с недолгим сроком существования фирмы на рынке и еще неоптимизированной структурой поставщиков.     

В 2005 году по сравнению с 2004 годом  рентабельность продаж ООО «АвтоАльянс» возросла на 1,52%.     

В целом, деятельность ООО «АвтоАльянс» за период 2003 - 2005 гг. характеризуется  ростом выручки от продаж, балансовой прибыли, увеличением фондоотдачи, снижением периода оборачиваемости оборотных средств предприятия, ростом производительности труда. Вместе с тем за анализируемый период темпы роста заработной платы опережают темпы роста производительности труда. Поэтому, несмотря на положительную тенденцию изменения отдельных показателей, характеризующих организационно - экономическую деятельность, нельзя сделать однозначный вывод о повышении или снижении эффективности деятельности предприятия.     

Анализ показателей структуры  пассивов показывает, что предприятие повысило свою финансовую устойчивость. Удельный вес собственного капитала к концу года увеличился на 0,75 процентных пункта (с 53,79 до 54,54%). Одновременно на ту же величину снизился удельный вес заемного капитала. Плечо финансового рычага также сократилось, тем самым, увеличивая привлекательность предприятия для кредиторов.     

Анализ данных предприятия показывает, что за последние годы наблюдается  увеличение источников формирования собственных  средств за счет увеличения уставного  капитала (+50%) и добавочного капитала (+25%).      

Анализ структуры собственного капитала ООО «АвтоАльянс» свидетельствует  о том, что наибольшим удельным весом  в структуре собственного капитала ООО «АвтоАльянс» обладает резервный  капитал - около половины всего собственного капитала. На втором месте по удельному весу находится добавочный капитал. 12%-15% в структуре собственного капитала 2004 года занимает уставной капитал и только 3% - нераспределенная прибыль.     

В нашем случае наблюдается ситуация, при которой темпы роста уставного капитала, такие же, как темпы роста добавочного капитала, выше темпов роста нераспределенной прибыли и резервного капитала. Что заставляет задуматься об оптимальности действующей на предприятии структуры собственного капитала.     

Цена собственного капитала ООО «АвтоАльянс» в 2005 году составила 0,17, что по сравнению с предыдущим периодом выше на 0,03 пункта.      

В нашем случае наблюдается отрицательный  эффект финансового рычага, в результате чего происходит «проедание» собственного капитала. Предприятию следует срочно увеличить свою экономическую рентабельность, иначе последствия могут быть для него разрушительными.     

Доля чистой прибыли в выручке  предприятия имеет устойчивую положительную  динамику. В 2005 году темп рост данного  показателя на 33% выше, чем в предыдущем году, но несколько ниже, чем темп роста динамики прибыли от реализации в выручке предприятия того же года. Последний факт объясним незначительным увеличением уровня внереализационных расходов.     

Результаты расчетов показывают, что план прибыли в 2005 году превышен в основном за счет увеличения объема продаж на 2 080 тыс. рублей и за счет увеличения среднереализационных цен на 1 000 тыс. рублей.     

Изменение структуры товарной продукции  способствовало снижению суммы прибыли на 480 тыс. рублей. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 520 тыс. рублей.     

Анализируя распределение прибыли  за три года, можно говорить об увеличении распределяемой чистой прибыли в  фонды. Сравнивания 2005 год с 2003 годом сумма отчислений в фонды увеличилась на 8 219 тыс. рублей. Это связано с ростом чистой прибыли.     

Рентабельность собственного капитала увеличилась, по сравнению с прошлым  годом на 6,21%. Внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов, возросли по сравнению 2004 г. на 0.03. Внутренние темпы роста увеличиваются, пусть и незначительно, значит политика распределения прибыли на ООО «АвтоАльянс» выбрана правильно.      

Проведенная оценка эффективности  деятельности ООО «АвтоАльянс» позволила сделать выводы:     

Баланс изучаемого предприятия  является абсолютно ликвидным.     

Общий показатель ликвидности в 2005 году равен 1.44, что соответствует  нормативам.     

Коэффициент абсолютной ликвидности  в 2005 году равен 1,04, что также соответствует нормативным значениям данного коэффициента.      

Промежуточный коэффициент критической  ликвидности равен 1,28.     

Коэффициент текущей ликвидности  ООО «АвтоАльянс» соответствует  нормативному значению для рассматриваемой  отрасли. Положительный момент содержится в повышении коэффициента текущей ликвидности в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 0,06 пунктов.     

Если говорить об эффективности  системы управления собственным  капиталом на исследуемом предприятии, то в целом, управление собственным  капиталом на данном предприятии можно считать эффективным, учитывая недолгий срок существования фирмы на рынке. Но руководству предприятия необходимо критически подойти к оценке оптимальности существующей структуры собственного капитала и к проблеме увеличения экономической рентабельности предприятия. 

Информация о работе Управление собственным капиталом организации на примере ООО «АвтоАльянс