Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:40, курсовая работа
С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1 Классификация затрат
1.2 Этапы разработки системы управления затратами
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами
2.2 Типичные ошибки в управлении затратами
Заключение
Список литературы
ФГОУ ВПО
Камчатский государственный технический университет
Кафедра бухгалтерского учета и финансов
Финансовый менеджмент
Курсовая работа
Тема «Управление затратами на предприятии»
Петропавловск-Камчатский 2010 г.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1 Классификация затрат
1.2 Этапы разработки системы управления затратами
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Приемы и методы операционного
менеджмента, используемые в
2.2 Типичные ошибки в управлении затратами
Заключение
Список литературы
Введение
С переходом экономики нашей
страны на рыночные отношения повышается
самостоятельность предприятий, а
также их экономическая и юридическая
ответственность. Резко возрастают
значение финансовой устойчивости субъектов
хозяйствования, а также повышение
их конкурентоспособности. Умение эффективно
хозяйствовать становится условием
выживания предприятия в
Острая конкурентная борьба заставляет
предприятия проявлять
Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности снижение себестоимости выпускаемой продукции, поэтому организация и управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия.
Практически на каждом предприятии
имеются резервы для снижения
затрат до рационального уровня, что
и позволяет добиваться роста
экономической эффективности
В последние годы наблюдается тенденция
к росту издержек производства в
связи с удорожанием стоимости
сырья, материалов, топлива, энергии, а
также роста процентных ставок за
пользование кредитом, роста расходов
на рекламу, представительских расходов
и т.д. Становление рыночных отношений
требует совершенствования
Эффективное управление затратами подразумевает:
- управление затратами на всех
стадиях жизненного цикла
- органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;
- умение обеспечить максимально
высокий уровень отдачи от
использования ресурсов
- организацию системы
- сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;
- вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;
- оперативность получения информации о затратах и ее анализа и др.
- широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
- повышение заинтересованности
производственных
Цель работы - изучение техники управления затратами, которая предполагает выполнение следующих задач:
- определить этапы разработки системы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- рассмотреть типичные ошибки в управлении затратами.
Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство продукции. Предметом исследования является процесс управления затратами.
Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1 Классификация затрат
На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. В отличие, например, от вопроса управления компанией, где из года в год возникают новые тенденции (сегодня - инновации, вчера - объединения и поглощения и т.д.), в учете затрат из года в год банально повторяется один вопрос: как правильно их посчитать?
В последнее время многие руководители
приходят к выводу, что период получения
сверхприбыли без должного контроля
затрат завершился. Конкуренция усиливается,
все больше предприятий применяют
современные технологии и оборудование,
совершенствуют качество управления.
Получать прибыль, просто увеличивая цены,
стало невозможно. На первый план выходят
неценовые факторы завоевания рынка:
улучшение качества продукции, развитие
гарантийного и послегарантийного
обслуживания, предоставление дополнительных
услуг. Именно снижение затрат при сохранении
качества выпускаемой продукции
дает предприятию возможность
В условиях ограниченности ресурсов, когда предприятие не может постоянно увеличивать производственную базу, и с развитием конкуренции, когда компании не могут бесконечно поднимать цены, вопрос «Что лучше: меньше тратить или больше зарабатывать?» однозначно решается в пользу оптимизации затрат и поиска резервов их снижения.
Теоретически существуют 3 варианта действий, позволяющих увеличить прибыль: повышать цены, наращивать объемы продаж или снижать затраты. При первом варианте компания может получать прибыль, увеличивая объем продаж и не очень заботясь об эффективности. При втором - рынок начинает насыщаться и рост продаж прекращается. Возникает необходимость заниматься повышением эффективности за счет наведения порядка в компании, т.е. оптимизировать затраты - третий вариант. Тем не менее на некоторых вещах, например, рабочем инструменте, экономить нельзя. Техническое обеспечение не должно подводить. Если оборудование сломается, денег не заработать.
Однако снижение затрат не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где установлена сдельная система оплаты труда сотрудников, поставленная в зависимость от процента выполненного объема (ателье, спортклубы, салоны красоты и т.п.), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать затраты, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.
Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.
1. Эффективные и неэффективные затраты. С точки зрения эффективности и влияния на результаты принимаемых решений, затраты делятся на:
- эффективные - связанные с получением
доходов от реализации
- неэффективные - связанные с
потерями и отсутствием
Разумеется, неэффективные (непроизводительные) затраты необходимо снижать в первую очередь. Для этого нужно определить допустимый уровень технологических потерь и установить ответственность за его превышение.
Определить непроизводительные расходы
позволяет нормирование использования
трудовых, материальных и финансовых
ресурсов. Для ресурсов, имеющих
в структуре затрат предприятия
значительный удельный вес, необходимо
устанавливать нормы и
Другое возможное направление
сокращения затрат - это анализ эффективности
вспомогательных работ на предприятии
и привлечение сторонних
В отдельных случаях предприятию,
наоборот, выгоднее создать вспомогательные
структуры или новые
2. Релевантные
и нерелевантные затраты. Руков
- релевантные - затраты, на которые принимаемое решение оказывает влияние;
- нерелевантные - затраты, которые не зависят от принимаемого решения.
К примеру затраты прошлых
На примере уже описанной выше типографии рассмотрим такую ситуацию. Планируя расширить спектр услуг, типография купила полиграфическое оборудование и выделила помещение для организации нового вида деятельности. Однако ситуация на рынке резко ухудшилась и спрос на эти услуги существенно снизился. Руководителю предприятия нужно принять решение о запуске нового производства (для этого надо приобрести еще оборудование и нанять дополнительный персонал) или отказе от него. В данном случае затраты на станок будут нерелевантными, т.к. предприятие их уже понесло и принятое решение их не изменит. А площади, выделенные под новую деятельность, можно использовать иначе. Например, сдать в аренду. Сумма арендной платы при этом должна рассматриваться в качестве альтернативных, т.е. релевантных издержек (выгода, от которой отказывается типография в случае запуска проекта).
3. Постоянные и переменные затраты. В зависимости от изменения объема производства (или продаж) затраты делятся на:
- переменные, которые прямо пропорциональны объемам производства;
- постоянные, которые не зависят от объема производства;
- смешанные, которые содержат в себе как постоянную, так и переменную части.
Это разделение помогает оптимизировать затраты, особенно постоянные, когда определяется их структура, выявляются излишние постоянные затраты. Например, в производственной компании при проведении анализа постоянных затрат было выявлено, что значительные средства тратятся на аренду склада, который большую часть времени не используется даже на 50%. Было принято решение об аренде склада меньшей площади. В практике данная классификация не слишком популярна, что иногда приводит к отрицательным последствиям.
Например, в одной книжной сети,
в состав которой входили несколько
магазинов и аппарат
Классификация затрат на переменные
и постоянные является основой операционного
анализа «затраты - объем - прибыль»,
который позволяет находить критический
объем продаж, или точку безубыточности,
в которой суммарный объем
выручки равен суммарным
4. Прямые и косвенные затраты. По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на:
- прямые - это расходы, которые
можно непосредственно отнести
на конкретный вид продукции,
работы, услуги. К ним относятся
затраты на сырье и материалы,
заработную плату основных
- косвенные - это расходы, которые
не имеют прямой связи с
конкретным видом продукции. К
косвенным затратам относятся
затраты на управление и
Если предприятие производит один продукт, то все затраты на его производство и реализацию будут прямыми. Важно понимать, что распределение на прямые и косвенные расходы не соответствует разделению на постоянные и переменные затраты [8, с.255].