Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1 Классификация затрат
1.2 Этапы разработки системы управления затратами
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами
2.2 Типичные ошибки в управлении затратами
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

С развитием технологий, усложнением  организационных структур предприятий, совершенствованием организации управления доля прямых затрат снижается, поэтому  приоритетными направлениями учета  и управления затратами становятся вопросы правильного отнесения  затрат на себестоимость, выбора экономически обоснованных коэффициентов распределения  и расчета полной себестоимости  отдельных видов продукции.

Для решения принципиальных задач - сколько нужно продавать и  по какой цене, чтобы данный продукт  приносил компании прибыль - необходимо посчитать, во что обходится производство одной единицы продукции, т.е. посчитать  ее себестоимость.

Классический расчет себестоимости  единицы продукции предполагает прохождение трех шагов:

шаг - определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. Переменные расходы должны охватывать и налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.

шаг - выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции). Определение затрат на единицу продукции путем деления их абсолютной величины на объем производства данного вида продукции в натуральных единицах измерения.

шаг - суммирование всех прочих расходов, произведенных за период, и отнесение их к конкретным видам продукции (разделение накладных расходов по видам продукции). Классическими представителями таких «прочих расходов» являются расходы на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений, заработная плата административно-управленческого персонала, административные расходы.

Например, согласно «Основным положениям по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденным Министерством экономики  Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 19-12-397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 01-21-8, Министерством  финансов Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 3 и Министерством труда  Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (в редакции от 1 июля 2008 г.), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются: проценты по полученным ссудам, кредитам и займам (за исключением  процентов по просроченным ссудам, кредитам и займам, а также займам, связанным с приобретением основных средств и нематериальных активов  и иных внеоборотных (долгосрочных) активов) а также лизинговые платежи».

 

1.2 Этапы разработки системы управления затратами

 

Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами. Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:

- подразделения предприятия, связанные  с осуществлением затрат, отражением  их в учете, контролем;

- подчиненность этих подразделений;

- сфера их ответственности;

- взаимосвязь с другими подразделениями;

- функциональные обязанности для  каждой должности;

- документооборот, сопровождающий  хозяйственные операции [5, с.321].

Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической  службами, бухгалтерией, службой снабжения  и т.п.

Отдельно финансово-экономической  службе поручается разработка элементов, необходимых для функционирования системы:

- центров затрат - подразделений,  которые осуществляют расходы;

- ответственности - в т.ч. материальной;

- норм и нормативов расхода  сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;

- образцов первичных документов  по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету  рабочего времени и т.п.;

- регламента предоставления информации -порядок, сроки, получатели данных.

Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат. Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.

Этап 3. Планирование затрат. Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.

Этап 4. Оперативный  контроль расходов. Оперативный контроль расходов - это функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы. Для контроля над затратами необходимо организовать:

- фиксирование затрат на рабочих  местах в центрах затрат;

- сравнение фактических затрат  с нормативными (плановыми), выявление  отклонений;

- своевременную передачу данных  в подразделение, занимающееся  сбором и обработкой информации  о затратах (финансово-экономическую  службу).

Этап 5. Учет затрат. Данный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия.

Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого  учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических  и других требований.

Этап 6. Анализ затрат. Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.

Например, если предприятие решает провести «аттестацию» производимой продукции, целесообразно выполнить следующие  этапы.

1. Начать с маржинального анализа  - анализа соотношения цен реализации  и переменных затрат на производство  продукции. Этот этап позволяет выделить наиболее «полезные» продукты, с точки зрения получения прибыли (наибольший положительный ценовой коэффициент), и приносящие при любых обстоятельствах убыток (отрицательный ценовой коэффициент). Таким образом, продукция ранжируется с точки зрения потенциала получения прибыли. Наиболее выгодной, с точки зрения максимизации прибыли, является реализация продукции с максимальным ценовым коэффициентом [4, с.270].

Безусловно, вопрос формирования «продуктового  портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и  рыночный спрос. Например, желание увеличить  объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться  с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула  идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом  коэффициенте и отсутствии ограничений  по росту объемов производства.

2. Затраты, не вошедшие в состав  переменных, распределить на разные  виды продукции в соответствии  со степенью их «участия» при  производстве этих видов продукции.

Распределенные затраты прибавляются к переменным, и получается искомая  себестоимость. Сравнивая себестоимость  с ценой реализации, производится оценка факта - приносит ли конкретное изделие прибыль либо убыток.

В результате появляется возможность  сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня  приносит убыток, но цена покрывает  переменные затраты, увеличение объемов  продаж позволит в дальнейшем сделать  продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный  результат. Такой случай требует  решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой  овцы» из рядов производимой продукции.

Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.

При управлении затратами необходимо придерживаться классификации, принятой в традиционном бухгалтерском учете.

1) Производственные (коммерческие) затраты. Расходы, необходимые для реализации товаров, услуг, привязанные к номенклатуре. В основном это переменные расходы, зависящие от объемов реализации: себестоимость товаров, заработная плата производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные затраты, маркетинговые расходы, направленные на продвижение конкретных товаров и услуг (с ожидаемым эффектом в краткосрочной перспективе), командировочные расходы.

Общепроизводственные  расходы. Отличаются от производственных тем, что не привязаны к какому-то конкретному виду реализуемой номенклатуры. Они также зависят от объемов реализации и необходимы для ее осуществления. К таким расходам относятся: заработная плата прочего производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные расходы (большинство из них входят именно в эту статью затрат) и т.д.

3) Управленческие  расходы. Содержание управленческого звена, расходы на управление персоналом, имиджевый маркетинг, ведение учета и все остальное, связанное с управлением подразделениями и предприятием в целом.

4) Общехозяйственные расходы (электроэнергия, тепло, вода, чай, кофе и пр.).

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами

 

Ключевыми элементами операционного  анализа являются: операционный рычаг, порог рентабельности и запас  финансовой прочности предприятия.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется  в том, что любое изменение  выручки от реализации всегда порождает  более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов  деятельности предприятия при изменении  объема производства. Чем больше уровень  постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага [13, с.11].

В практических расчетах для определения  силы воздействия операционного  рычага используют следующую формулу:

 

Сила воздействия операционного  рычага = Валовая маржа/Прибыль (2.1)

 

Сила воздействия операционного  рычага возрастает, когда выручка  от реализации снижается. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.

При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка  самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного  рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и  меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в  общей их сумме снижается). На небольшом  удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь  начнет убывать и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с  преодолением нового порога рентабельности.

Сила воздействия операционного  рычага показывает, сколько процентов  изменения прибыли дает каждый процент  изменения выручки, и тем самым  указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия  операционного рычага, тем больше предпринимательский риск [18, с.192].

Связанные с предприятием риски  имеют два основных источника:

1. Неустойчивость спроса и цен  на готовую продукцию, а также  цен сырья и энергии, не всегда  имеющаяся возможность уложиться  себестоимостью в цену реализации  и обеспечить нормальную массу,  норму и динамику прибыли, само  действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного  веса постоянных затрат в общей  их сумме и предопределяет  степень гибкости предприятия  – все это вместе взятое  генерирует предпринимательский риск. Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.

Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в  период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном  виде продукции, характерна высокая  степень предпринимательского риска.

2. Неустойчивость финансовых условий  кредитования, неуверенность владельцев  обыкновенных акций в получении  достойного возмещения в случае  ликвидации предприятия с высоким  уровнем заемных средств, по  существу, само действие финансового  рычага генерирует финансовый  риск. Как предпринимательский и  финансовый риски неразрывно  связаны между собой, так и  самым тесным образом сцеплены  операционный и финансовый рычаги. Но который из двух рычагов  играет ведущую роль?

Информация о работе Управление затратами на предприятии