Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:40, курсовая работа
С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1 Классификация затрат
1.2 Этапы разработки системы управления затратами
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами
2.2 Типичные ошибки в управлении затратами
Заключение
Список литературы
С развитием технологий, усложнением
организационных структур предприятий,
совершенствованием организации управления
доля прямых затрат снижается, поэтому
приоритетными направлениями
Для решения принципиальных задач - сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль - необходимо посчитать, во что обходится производство одной единицы продукции, т.е. посчитать ее себестоимость.
Классический расчет себестоимости единицы продукции предполагает прохождение трех шагов:
шаг - определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. Переменные расходы должны охватывать и налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.
шаг - выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции). Определение затрат на единицу продукции путем деления их абсолютной величины на объем производства данного вида продукции в натуральных единицах измерения.
шаг - суммирование
всех прочих расходов, произведенных за
период, и отнесение их к конкретным видам
продукции (разделение накладных расходов
по видам продукции). Классическими представителями
таких «прочих расходов» являются расходы
на содержание и ремонт оборудования,
зданий, сооружений, заработная плата
административно-
Например, согласно «Основным положениям
по составу затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг)»,
утвержденным Министерством экономики
Республики Беларусь от 26 января 1998 г.
№ 19-12-397, Министерством статистики
и анализа Республики Беларусь от
30 января 1998 г. № 01-21-8, Министерством
финансов Республики Беларусь от 30 января
1998 г. № 3 и Министерством труда
Республики Беларусь от 30 января 1998 г.
№ 03-02-07/300 (в редакции от 1 июля 2008 г.),
в себестоимость продукции (работ,
услуг) включаются: проценты по полученным
ссудам, кредитам и займам (за исключением
процентов по просроченным ссудам,
кредитам и займам, а также займам,
связанным с приобретением
1.2 Этапы разработки системы управления затратами
Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами. Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:
- подразделения предприятия,
- подчиненность этих
- сфера их ответственности;
- взаимосвязь с другими
- функциональные обязанности
- документооборот,
Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической службами, бухгалтерией, службой снабжения и т.п.
Отдельно финансово-
- центров затрат - подразделений, которые осуществляют расходы;
- ответственности - в т.ч. материальной;
- норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;
- образцов первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету рабочего времени и т.п.;
- регламента предоставления
Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат. Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.
Этап 3. Планирование затрат. Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.
Этап 4. Оперативный контроль расходов. Оперативный контроль расходов - это функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы. Для контроля над затратами необходимо организовать:
- фиксирование затрат на
- сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;
- своевременную передачу данных
в подразделение, занимающееся
сбором и обработкой
Этап 5. Учет затрат. Данный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия.
Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.
Этап 6. Анализ затрат. Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.
Например, если предприятие решает
провести «аттестацию» производимой продукции,
целесообразно выполнить
1. Начать с маржинального
Безусловно, вопрос формирования «продуктового портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и рыночный спрос. Например, желание увеличить объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом коэффициенте и отсутствии ограничений по росту объемов производства.
2. Затраты, не вошедшие в состав
переменных, распределить на разные
виды продукции в соответствии
со степенью их «участия» при
производстве этих видов
Распределенные затраты
В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток, но цена покрывает переменные затраты, увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.
Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.
При управлении затратами необходимо придерживаться классификации, принятой в традиционном бухгалтерском учете.
1) Производственные (коммерческие) затраты. Расходы, необходимые для реализации товаров, услуг, привязанные к номенклатуре. В основном это переменные расходы, зависящие от объемов реализации: себестоимость товаров, заработная плата производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные затраты, маркетинговые расходы, направленные на продвижение конкретных товаров и услуг (с ожидаемым эффектом в краткосрочной перспективе), командировочные расходы.
Общепроизводственные расходы. Отличаются от производственных тем, что не привязаны к какому-то конкретному виду реализуемой номенклатуры. Они также зависят от объемов реализации и необходимы для ее осуществления. К таким расходам относятся: заработная плата прочего производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные расходы (большинство из них входят именно в эту статью затрат) и т.д.
3) Управленческие расходы. Содержание управленческого звена, расходы на управление персоналом, имиджевый маркетинг, ведение учета и все остальное, связанное с управлением подразделениями и предприятием в целом.
4) Общехозяйственные расходы (электроэнергия, тепло, вода, чай, кофе и пр.).
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами
Ключевыми элементами операционного анализа являются: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Действие операционного (производственного,
хозяйственного) рычага проявляется
в том, что любое изменение
выручки от реализации всегда порождает
более сильное изменение
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:
Сила воздействия
Сила воздействия
При возрастании же выручки от реализации,
если порог рентабельности (точка
самоокупаемости затрат) уже пройден,
сила воздействия операционного
рычага убывает: каждый процент прироста
выручки дает все меньший и
меньший процент прироста прибыли
(при этом доля постоянных затрат в
общей их сумме снижается). На небольшом
удалении от порога рентабельности сила
воздействия операционного
Сила воздействия
Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:
1. Неустойчивость спроса и цен
на готовую продукцию, а также
цен сырья и энергии, не
Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска.
2. Неустойчивость финансовых