Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:55, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
– описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Уровень и качество жизни, их показатели
Студент
ФМ, 2-й курс, ЗКА
Руководитель
ВВЕДЕНИЕ
Экономическое развитие – не самоцель, а средство улучшения жизни. Социальные аспекты жизни общества по отношению к экономике вторичны: уровень жизни народа прямо зависит от уровня развития экономики. Однако именно социальные аспекты жизни общества являются главной целью экономического развития страны, главной целью экономических преобразований, основным критерием их эффективности.
Повышение уровня и качества жизни населения является комплексом мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе.
С этой целью политика повышения уровня и качества жизни всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.
Республика Беларусь выбрала социально-
Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
– описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
Объект исследования – уровень и качество жизни.
Предмет исследования – показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
При написании работы использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, математический метод.
Вопросам изучения уровня и качества жизни уделяют внимание как отечественные, так и зарубежные авторы, тем не менее, продолжают оставаться проблемы, требующие решения.
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика – историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами [14, с. 651].
Дадим характеристику понятию «благосостояние населения» о определим в его структуре место и значение таких категорий, как уровень и качество жизни.
Благосостояние населения
Экономическая эффективность охватывает проблемы «затраты – выпуск», «результаты – затраты» и характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Больший объем продукта, получаемый от данного объема затрат, означает повышение эффективности, меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.
Критерий эффективности – это методологический подход к ее измерению с учетом выполнения основных социально-экономических целей. Он дает качественную характеристику результативности производства. Показатель эффективности характеризует ее количественную сторону.
Различают экономическую и социальную эффективность, или производственно-экономическую и социально-экономическую. Производственно-экономическая эффективность характеризует результативность использования ресурсов. На уровне макроэкономики это может быть величина продукта, дохода, прибыли на единицу совокупных затрат (ресурсов) [13, с. 118].
Для характеристики эффективности производства применяется целый ряд частных показателей:
– производительность труда – отношение продукта к затратам труда;
– трудоемкость – затраты труда на единицу продукции;
– материалоотдача – отношение продукта к количеству используемых материалов;
– материалоемкость – обратный показатель;
– фондоотдача – отношение величины продукта к величине используемых основных фондов (основного капитала);
– фондоемкость – количество фондов, приходящихся на единицу продукции [13, с. 118, 119].
Наиболее важные из них – это производительность труда, материалоемкость и фондоотдача.
Производительность труда
Существует прочная связь
Самым важным фактором роста производительности труда является рост накапливаемого капитала и внедрение новых технологий. Увеличение капитала означает количественные и качественные изменения в оборудовании, поэтому каждый рабочий получает возможность производить больше продукции за час работы.
Рост производительности труда связан также с сырьевым сектором экономики. По мере того, как начинают истощаться запасы нефти, природного газа и других ресурсов, выпуск продукции на одного рабочего может снижаться.
Показатели материало-, фондоемкости
и фондоотдачи характеризуют
эффективность использования
Важными показателями эффективности производства являются качество продукции, рентабельность производства.
Социально-экономическая
Эффективность функционирования рыночной экономики имеет микро- и макроэкономический аспекты. Они взаимосвязаны, поскольку микроэффективность – предпосылка и условие эффективности всей системы. Так, первый принцип эффективности хозяйственной деятельности субъектов – максимализация результата – экономической выгоды и прибыли.
Эффективность рынка достигается, когда товары и услуги становятся доступными в количествах, которые делают максимальными выигрыш товаропроизводителей и потребителей. Второй принцип эффективности – принцип Паретто: достижение такого распределения ресурсов в экономической системе, когда ресурсы в течение определенного периода времени используются таким способом, который делает невозможным увеличение благосостояния одного субъекта экономики без причинения вреда благосостояния другого. Здесь эффективность является критерием оценки действий людей, использующих ресурсы.
Названные подходы составляют основу общей эффективности системы в целом. Можно сказать, что эффективность национальной экономики, ее результативность есть уровень реализации основных социально-экономических целей общества, стабильность и экономический рост экономики, обеспечивающий высокий жизненный уровень населения, полную занятость, достаточные свободу и безопасность. В экономической теории и на практике применяются показатели чисто экономического благосостояния, индекс развития человеческого потенциала, реальные доходы на душу населения, уровень и качество жизни.
Уровень жизни населения – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей людей [7, с. 320].
Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия, как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты по критериям соответствия мировым стандартам.
Организация Объединенных Наций, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, со циальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека [14, с. 653].
Качество жизни
Качество жизни определяет условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность; доступность медицинской по щи; возможности для получения образования и развития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения [10, с. 338].
В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.
Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.
Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.
Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.
Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси (за исключением качественных характеристик) [14, с. 653].
Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:
♦ состояние здоровья — физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;
♦ качество питания — его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
♦ состояние образования и культуры — уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность
библиотек, музеев и т.п.;
♦ качество жилья — удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
♦ условия и характер труда
— его напряженность и
♦ качество свободного времени и условия отдыха — разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;
♦ благополучие семейной жизни — ощущение личного счастья и удовлетворенности.
В рамках международных сопоставлений особый интерес представляет система оценки качества жизни, предложенная в 1997 г. Мировым банком, согласно которой качество жизни в разных странах можно сопоставить посредством сравнения следующих показателей: 1) плотность населения (чел. на км2); 2) ВВП в долларах на душу населения: а) в долларах по курсу и б) в долларах по покупательной способности; 3) бедность — процент населения, имеющего доход менее 1 дол. в сутки на человека; 4) уровень детской смертности — число умерших на 1000 родившихся; 5) общая фертильность женщин — число рождений на 1 женщину; 6) доля грамотного населения старше 15 лет (в %); доля населения, имеющего доступ к санитарии, защите от эпидемии, пользующегося коммунальными удобствами [2, с. 104].