Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
– описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

уровень жизни колтунова.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, а также адресованные отдельным  социальным группам. К числу первых обычно относятся: обеспечение эффективной занятости, позволяющей каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; официальное установление реального уровня прожиточного минимума, как в денежной форме, так и по «потребительской корзине» с учетом дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя; компенсация, адаптация и индексация доходов, развитие отношений социального партнерства. Ко вторым принадлежат: социальная помощь бедным или малоимущим слоям населения, целевые или адресные выплаты из фондов общественного потребления [21, с. 625].

   Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь включают:

– создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

– обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;

– обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

– последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

– формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

– повышение уровня пенсионного обеспечения;

– снижение уровня малообеспеченности населения;

– повышение социальной защиты нуждающихся [17, с. 10].

Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов [10, с. 319]. Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.

Развитие рынка предъявляет  особые требования к образованию  и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы  образования и охраны здоровья на принципиально иных началах [10, с. 321]. В условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума постоянно корректируется [21, с. 626].

Государственное социальное страхование  застрахованным гражданам обеспечивает следующие социальные гарантии:

– пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособия и компенсации в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

– пособия, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

– пособия по болезни и временной нетрудоспособности, выплаты, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособия по безработице; пособия на погребение. Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование. Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников.

В то же время пособие по безработице  в Республике Беларусь не позволяет  обеспечить минимальные жизненные  потребности (средний его размеров – всего 45 тыс. руб., или 24% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения), поэтому планируется в долгосрочной перспективе принятие мер по увеличению данного пособия [20, с. 28]. Политика социальной защиты в Республике Беларусь уделяет особое внимание трудоустройству безработных. В 2008 году уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению снизился до 1%. Численность безработных составила 44,1 тыс. человек. В 2007 году обеспечено создание 153,4 тыс. новых рабочих мест (при задании – 140 тыс.), из них 28,7 тыс. – в малых и средних городских поселениях, 18 тыс. – в сельской местности. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено 201,4 тыс. человек.

В центре внимания политики социальной защиты также постоянно находятся  вопросы обеспечения занятости инвалидов. В прошлом году в органах по труду, занятости и социальной защите их было зарегистрировано в качестве безработных более 4 тыс. человек. Оказано содействие в трудоустройстве 2,3 тыс., в том числе 1,1 тыс. человек трудоустроены в счет брони приема на работу; на профессиональное обучение направлено 446 инвалидов; организована трудовая реабилитация 366 безработных из числа данной категории граждан [19, с. 41].

Одним из приоритетных направлений  политики регулирования доходов  является поддержка ветеранов, инвалидов и пожилых людей. Продолжается реализация мероприятий Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста. Внедрение в практику выявительного принципа работы с инвалидами, ветеранами, одинокими пожилыми людьми позволило более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять данным категориям граждан необходимую социальную поддержку.

Сегодня расширяется область социального  обслуживания – 156 территориальных  центров социального обслуживания обеспечивают оказание разносторонней качественной помощи гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации [19, с. 47].

В проведении политики регулирования  доходов населения Республики Беларусь были произведены изменения в декабре 2007 года. В указе Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. №638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в целях усиления государственной поддержки населения в связи с упорядочением социальных льгот определено, что государственная поддержка населения осуществляется в форме: государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями, что позволит усилить адресность политики повышения благосостояния населения [15, с. 19].

В будущем планируется развивать  данные направления политики повышения  уровня и качества жизни.

3.2 Разработка модели повышения уровня жизни в Республике Беларусь

 

Стратегия повышения уровня жизни  разрабатывается исходя из Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. В ней дается оценка уровня социально-экономического развития, достигнутого в 2001-2005 гг., приводится анализ положения страны в мире, определяются цели и задачи, основные направления и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы.

Главной целью Программы развития является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения за счет обеспечения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Для ее достижения необходимо обеспечить:

-рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

-работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;

-благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

-опережающее развитие сферы услуг и, прежде всего образования, здравоохранения, культуры, – основы совершенствования человеческого капитала;

-внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

-осуществление мер по повышению демографической ситуации в стране.

Для решения данных задач определены следующие приоритетные направления развития национальной экономики:

-всестороннее развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения (человеческий потенциал – важнейший ресурс экономического развития, поэтому приоритет отдается совершенствованию систем материального и духовного развития человека, качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг);

-инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение (инновации создают условия для внедрения в производство энерго- и ресурсосберегающих технологий, которые в свою очередь способствуют сокращению ввоза сырьевых и энергетических ресурсов);

-наращивание экспортного потенциала страны (наукоемкая, конкурентоспособная продукция совершенствует структуру экспорта и увеличивает его объем);

-развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села (экономический рост невозможен без эффективного использования такого элемента национального богатства, как земля);

-развитие малых и средних городов (решение проблемы территориальных различий в уровне жизни будет способствовать росту занятости и повышению уровня и качества жизни населения независимо от мест его проживания);

-жилищное строительство (материальная основа улучшения демографической ситуации в стране).

Необходимо также подчеркнуть, что главной идеей Программы  является повышение уровня конкурентоспособности  на основе модернизации экономики, а  ее девиз - «человек- инновации- благосостояние». Для того чтобы иметь успех  в жесткой конкурентной борьбе, необходимо создать эффективную и гибкую экономическую систему. А это могут осуществить лишь высокообразованные, физически здоровые и всесторонне развитые люди.

Таким образом, с учетом всех названных  аспектов развития, с целью повышения уровня жизни можно предложить следующую модель (рисунок 3.1).

 


 


 

                                              

                              




 


 



 

 


 


 

 

 



 


 

 

 


 

Рисунок 3.1-Модель повышения  уровня жизни в Республике Беларусь

 

 

Примечание-Источник: [собственная разработка]

 

Рассмотрим каждый их элементов  этой цепи. На наш взгляд, ВВП страны, а отсюда  и ВВП на душу населения, является как конечной целью всех экономических усилий государства, так и конечным звеном целого ряда экономических мер и мероприятий. Поскольку человек не только объект экономического развития, но и его единственным субъект, без участия которого невозможно ни само производство, ни модернизация, ни совершенствование, то человек и человеческий потенциал и должен быть первообъектом воздействия. Ожидать, что в результате всей цепочки мер, в конце которой стоит человек, когда-то улучшится уровень его жизни, означает то, что все большее и большее число людей – активных, творческих, желающих работать, с большим потенциалом – будут просто выпадать из производства либо выезжая из страны, либо  теряя уверенность в том, что он  способен обеспечить в достаточной степени свою семью в рамках общественного производства. Добросовестно и с  полной  самоотдачей может трудиться только «счастливый» человек, человек, не обремененный проблемами бытового характера, сознающий то, что он в состоянии содержать семью, может в отпуске полноценно отдохнуть, обучить детей в учебных заведениях, знающий, что в случае болезни он получит качественное и квалифицированное лечение и т.д.

Таким образом, в качестве первого  звена мы  рассматриваем доходы населения, основным  наполнителем которого  является оплата труда.  Государство должно пойти на определенные временные издержки, которые, несомненно, должны принести положительные результаты в будущем. Минимальная оплата труда должна быть равна уровню реального прожиточного минимума.  Кроме этого, есть и некоторые другие пути аккумулирования средств для повышения заработной платы:

-ликвидация всех льгот (кроме инвалидов, ветеранов и участников Отечественной войны и боевых действий);

-выравнивание возрастов выхода  на пенсию (кроме групп, выходящих  на пенсию по здоровью  или  занятых на вредном промышленном  производстве);

-ликвидация за счет госрегулирования диспропорции в оплате труда в некоторых отраслях  относительно менее оплачиваемых. Так, высокая заработная плата, например, в банковской или нефтехимической отрасли,  имеет, возможно, экономическое (высокая рентабельность), но не моральное оправдание – благополучие этой отрасли  является общенациональным достижением и создавалось на средства всех трудящихся, а человек, занятый на низкорентабельном, но необходимом производстве (птицефабрике, машиностроительном заводе и т.д.)  не виноват в том, что предприятие своевременно не получило инвестиций, не произвело реконструкцию и пр. –трудящийся не должен отвечать  за промахи и недосмотры государства;

-ликвидация или перепрофилирование  убыточных производств.

Определенный вклад в создание высокооплачиваемых рабочих мест мог бы внести средний бизнес. Его развитие, в частности, в области услуг в местностях, где отсутствует  промышленное  производство, не может не сказаться  положительно.

В соответствии с программой социально-экономического развития к 2010 году повышение денежных доходов населения должно составить 149 – 156 %.

Рост реальных денежных доходов населения будет осуществляться путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важное направление – обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

Предотвращению дифференциации населения  по уровню доходов (не более 1:6) будет способствовать дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.

Важнейшим направлением политики доходов  является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых доходов, повышения всех видов гарантированных минимальных доходов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспеченных групп позволит в 2006 – 2010 гг. обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в 2 раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения будут предусмотрены социальные гарантии.

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели