Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:55, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
– описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
Основной задачей
Политика оплаты труда должна будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.
Важнейшей функцией государства остается
обеспечение государственных
Для этого необходимо обеспечить следующее:
-создать экономические
-обеспечить опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;
-поэтапно повышать размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;
-предотвратить необоснованную дифференциацию по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;
-развить рыночные и
К 2010 г. предполагается обеспечить сбалансированный рост доходов и заработной платы на основе роста ВВП, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. В связи с этим при прогнозируемом на 2006 – 2010 гг. темпе роста ВВП 146 – 155 % повышение реальной заработной платы должно составить 152 – 158 %.
В целях недопущения
В бюджетном секторе необходимо
сохранить государственное
В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем увеличения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, роста эффективности социального партнерства.
Предусматривается восстановление воспроизводственной
и стимулирующей функций
Следующий элемент модели – ВВП
страны. Основополагающая роль в повышении
конкурентоспособности страны принадлежит
промышленности, которая в 2006-2010 гг.
будет развиваться в
Изменение структуры предполагается проводить в двух направлениях: структурная санация экономики (оздоровление существующей экономической структуры на основе снижения доли убыточных предприятий) и модернизация экономической структуры (создание и развитие новых наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей).
Для Республики Беларусь, относительно бедной природными ресурсами, но имеющей развитый промышленный и научно-технический потенциал, остается приоритетным направлением наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет востребуемой на мировых рынках наукоемкой, конкурентоспособной, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции.
Высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее постепенное приближение в 2010 г. к европейским странам по уровню производства ВВП на душу населения, который в 2005 г. составил 29,4% от соответствующего показателя ЕС, а в 2010 г. - прогнозируется 40%.
В свою очередь ВВП на душу населения является важной составляющей ИРЧП наряду с уровнем образования и ожидаемой продолжительности жизни. В предстоящем пятилетии согласно Программе социально-экономического развития индекс роста ВВП по паритету покупательной способности в долларах США увеличится до 0,772.
Следующим элементом является человеческий потенциал. Человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации становится важнейшим ресурсом экономического роста и развития. В решении задач социально-экономического развития Республики Беларусь важнейшая роль принадлежит отраслям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, физическая культура, спорт и туризм), обеспечивающим формирование всесторонне развитого и восприимчивого к достижениям научно-технического прогресса человека.
В связи с этим основными задачами развития этих отраслей являются следующие:
-создание условий
для сохранения здоровья, продолжительной
творческой жизни,
-формирование благоприятной жизненной среды, формирование здорового образа жизни.
Индекс продолжительности жизни имеет наименьший удельный вес в индексе развития человеческого потенциала. Основными проблемами по данному вопросу являются следующие:
-небольшая продолжительность жизни;
-сокращение численности населения;
-высокая смертность населения и низкая рождаемость.
В связи с этим, основной целью политики в области народонаселения на период до 2010 г. является создание предпосылок для улучшения демографической ситуации в стране.
Следует отметить, что за последние годы продолжительность жизни увеличилась до 70,5лет – 2009г. (в 2000 г. – 69 лет). Однако данный показатель значительно отстает от показателей европейских стран. Кроме того за период с 2001 (9990 млн.) по 2009 (9493млн. ) гг. численность населения сократилась на 497 тыс.человек.
Для укрепления здоровья, снижения смертности и повышения ожидаемой продолжительности жизни населения предусматривается:
-поэтапное внедрение системы мониторинга за стоянием здоровья населения, в том числе репродуктивного;
-обеспечение внедрения современных стандартов качества медицинской помощи с учетом изменяющейся потребности в медицинских услугах в соответствии с возрастной структурой населения;
-усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по проблемам здорового образа жизни и профилактике заболеваний.
Для стабильного функционирования отрасли здравоохранения объем расходов в данную область необходимо довести до 7 процентов ВВП.
Основной целью политики в области народонаселения на период до 2010 г. является создание предпосылок для улучшения демографической ситуации в стране.
В целях повышения рождаемости следует использовать потенциал благоприятной возрастной структуры женщин детородного возраста. Для этого необходимым является принятие следующих мер:
-совершенствование системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
-предоставление налоговых льгот семьям в зависимости от количества детей и наличия в семье детей-инвалидов;
-совершенствование системы государственной поддержки семей в решении жилищной проблемы;
-совершенствование практики предоставления различных видов потребительских кредитов семьям с детьми.
Наибольший удельный вес в нем принадлежит индексу образовании. Доля грамотного взрослого населения составляет 99,83%, что является достаточно высоким уровнем. Образование является приоритетом государственной политики и рассматривается как неотъемлемое условие модернизации общества и обеспечения конкурентоспособности экономики. Согласно Программе развития на 2006-2010 гг., индекс уровня образования увеличится до 0,964 в 2010 г.
Таким образом, все намеченные меры позволят к 2010 г. достигнуть социально-экономические показатели Республики Беларусь, представленные в таблице 3.1.
Таблица 3.1-Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг., в % к 2005г.
Показатель |
2009г. к 2005г. |
2010 г. к 2005 г. |
1 |
2 |
4 |
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
134,8-140,5% |
146 – 155% |
Продукция промышленности |
132,3-137,9% |
143 – 151% |
Продукция сельского хозяйства |
126,2-134,2% |
134 – 145% |
Инвестиции в основной капитал |
171,1-182,6% |
165 – 175% |
Производство потребительских товаров |
137,9-143,8% |
150 – 157% |
Объем внешней торговли товарами и услугами, всего |
139,5-144,7% |
153 – 160% |
Реальные денежные доходы населения |
136-141,8% |
149 – 156% |
Реальная заработная плата |
138,6-143,8% |
152 – 158% |
Платные услуги населению |
139,9-145,1% |
154 – 161% |
Ввод в эксплуатацию жилья, млн.кв.м. |
17,8-19,8 млн. кв. м. |
118 – 132% |
Примечание-Источник: [23, с. 169]
Сопоставление фактических и прогнозируемых дынных представлено в таблице 3.2.
Таблица 3.2-Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг., в % к уровню 2005г.
Показатель |
2009г.(прогноз) |
2009г.(оценка) |
1 |
2 |
3 |
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
134,8-140,5% |
131,7% |
Продукция промышленности |
132,3-137,9% |
131,2% |
Продукция сельского хозяйства |
126,2-134,2% |
121,7% |
Инвестиции в основной капитал |
171,1-182,6% |
206% |
Производство потребительских товаров |
137,9-143,8% |
137,1% |
Объем внешней торговли товарами и услугами, всего |
139,5-144,7% |
153,2% |
Реальные денежные доходы населения |
136-141,8% |
152,1% |
Реальная заработная плата |
138,6-143,8% |
140,1% |
Платные услуги населению |
139,9-145,1% |
144,8% |
Ввод в эксплуатацию жилья, млн.кв.м. |
17,8-19,8 млн. кв. м. |
19,7 млн. кв. м. |
Примечание-Источник: [24, с. 245]
Глобальный финансово-
Вместе с тем, сохранение в республике макроэкономической стабильности в условиях влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса с выходом на объем валового внутреннего продукта по результату 2009 года на уровне 100,2 процента к итогу 2008 года следует рассматривать позитивно.
Показатели важнейших