Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
– описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

уровень жизни колтунова.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

Основной задачей государственной  политики в области оплаты труда  является закрепление за заработной платой роли надежного источника доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников, а также увеличение ее части в общих доходах населения.

Политика оплаты труда должна будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.

 

Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных  социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Для этого необходимо обеспечить следующее:

-создать экономические предпосылки для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

-обеспечить опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

-поэтапно повышать размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

-предотвратить необоснованную  дифференциацию по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;

-развить рыночные и коллективно-договорные  механизмы регулирования заработной платы.

К 2010 г. предполагается обеспечить сбалансированный рост доходов и заработной платы на основе роста ВВП, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. В связи с этим при прогнозируемом на 2006 – 2010 гг. темпе роста ВВП 146 – 155 % повышение реальной заработной платы должно составить 152 – 158 %.

В целях недопущения необоснованной межотраслевой дифференциации в  оплате труда необходимо сохранить  государственное регулирование  заработной платы при решении вопросов дифференциации тарифной части заработной платы работников организаций всех отраслей экономики на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь; определить размеры выплат стимулирующего характера при включении их в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении; а также установить ограничения в повышении оплаты труда работников при наличии задолженности по платежам в бюджет, заработной плате, получении налоговых льгот и иных преференций.

В бюджетном секторе необходимо сохранить государственное регулирование  оплаты труда, которое будет осуществляться на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования  Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. При этом необходимо перераспределить полномочия по оплате труда между Правительством, отраслевыми министерствами и непосредственно организациями за счет расширения прав отраслевых министерств, руководителей организаций в установлении надтарифных выплат, учитывающих отраслевую специфику.

В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем  увеличения государственных минимальных  гарантий оплаты труда, совершенствования  налоговой системы, роста эффективности социального партнерства.

Предусматривается восстановление воспроизводственной  и стимулирующей функций заработной платы, повышение реальной заработной платы в 1,52–1,58 раза. Номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 г. должна составить в долларовом эквиваленте около 500 долларов США. При этом ставилась задача довести к концу 2006 г. ее уровень в эквиваленте не ниже 200 долларов США в организациях с низкой заработной платой, а в сельскохозяйственных организациях (в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 гг.) – в 2007 г. и некоторых отраслях экономики (социальное обеспечение, культура, легкая промышленность) – в 2006 – 2008 гг.  При этом средний размер номинальной зарплаты в 2009 г составил в эквиваленте 404 доллара США.

Следующий элемент модели – ВВП  страны. Основополагающая роль в повышении  конкурентоспособности страны принадлежит  промышленности, которая в 2006-2010 гг. будет развиваться в соответствии с Программой развития промышленного комплекса на 1998-2015 гг. Основной целью ее развития является обеспечение устойчивых высоких темпов роста на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства и повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. 

Изменение структуры предполагается проводить в двух направлениях: структурная  санация экономики (оздоровление существующей экономической структуры на основе снижения доли убыточных предприятий) и модернизация экономической структуры  (создание и развитие новых наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей).

Для Республики Беларусь, относительно бедной природными ресурсами, но имеющей  развитый промышленный и научно-технический  потенциал, остается приоритетным направлением наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет востребуемой на мировых рынках наукоемкой, конкурентоспособной, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции.

Высокие темпы экономического роста  в Республике Беларусь могут обеспечить ее постепенное приближение в 2010 г. к европейским странам по уровню производства ВВП на душу населения, который в 2005 г. составил 29,4% от соответствующего показателя ЕС, а в 2010 г. - прогнозируется 40%.

В свою очередь ВВП на душу населения  является важной составляющей ИРЧП наряду с уровнем образования и ожидаемой продолжительности жизни. В предстоящем пятилетии согласно Программе социально-экономического развития индекс роста ВВП по паритету покупательной способности в долларах США увеличится до 0,772.

Следующим элементом  является человеческий потенциал. Человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации становится важнейшим ресурсом экономического роста и развития. В решении задач социально-экономического развития Республики Беларусь важнейшая роль принадлежит отраслям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, физическая культура, спорт и туризм), обеспечивающим формирование всесторонне развитого и восприимчивого к достижениям научно-технического прогресса человека.

В связи с этим основными  задачами развития этих отраслей являются следующие:

-создание условий  для сохранения здоровья, продолжительной  творческой жизни, интеллектуального,  духовного и физического развития человека;

-формирование благоприятной  жизненной среды, формирование  здорового образа жизни.    

Индекс продолжительности  жизни имеет наименьший удельный вес в индексе развития человеческого потенциала. Основными проблемами по данному вопросу являются следующие:

-небольшая продолжительность жизни;

-сокращение численности населения;

-высокая смертность населения и низкая рождаемость.

В связи с этим, основной целью политики в области народонаселения  на период до 2010 г. является создание предпосылок для улучшения демографической ситуации в стране.

Следует отметить, что  за последние годы продолжительность  жизни увеличилась до 70,5лет – 2009г. (в 2000 г. – 69 лет). Однако данный показатель значительно отстает от показателей европейских стран. Кроме того за период с 2001 (9990 млн.) по 2009 (9493млн. ) гг. численность населения сократилась на 497 тыс.человек. 

Для укрепления здоровья, снижения смертности и повышения ожидаемой продолжительности жизни населения предусматривается:

-поэтапное внедрение системы мониторинга за стоянием здоровья населения, в том числе репродуктивного;

-обеспечение внедрения современных стандартов качества медицинской помощи  с учетом изменяющейся потребности в медицинских услугах в соответствии с возрастной структурой населения;

-усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по проблемам здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

Для стабильного функционирования отрасли здравоохранения объем  расходов в данную область необходимо довести до 7 процентов ВВП.

Основной целью политики в области  народонаселения на период до 2010 г. является создание предпосылок для улучшения демографической ситуации в стране.

В целях повышения рождаемости  следует использовать потенциал  благоприятной возрастной структуры  женщин детородного возраста. Для этого необходимым является принятие следующих мер:

-совершенствование системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

-предоставление налоговых льгот семьям в зависимости от количества детей и наличия в семье детей-инвалидов;

-совершенствование системы государственной поддержки семей в решении жилищной проблемы;

-совершенствование практики предоставления различных видов потребительских кредитов семьям с детьми.

Наибольший удельный вес в нем принадлежит индексу образовании. Доля грамотного взрослого населения составляет 99,83%, что является достаточно высоким уровнем. Образование является приоритетом государственной политики и рассматривается как неотъемлемое условие модернизации общества и обеспечения конкурентоспособности экономики. Согласно Программе развития на 2006-2010 гг., индекс уровня образования увеличится до 0,964 в 2010 г.

Таким образом, все намеченные меры позволят к 2010 г. достигнуть  социально-экономические  показатели Республики Беларусь, представленные в таблице 3.1.

 

 

Таблица 3.1-Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг., в % к 2005г.

 

Показатель

2009г. к 2005г.

2010 г. к 2005 г.

1

2

4

Валовой внутренний продукт (ВВП)

134,8-140,5%

146 – 155%


 

Продукция промышленности

132,3-137,9%

143 – 151%

Продукция сельского хозяйства

126,2-134,2%

134 – 145%

Инвестиции в основной капитал

171,1-182,6%

165 – 175%

Производство потребительских  товаров

137,9-143,8%

150 – 157%

Объем внешней торговли товарами и услугами, всего

139,5-144,7%

153 – 160%

Реальные денежные доходы населения

136-141,8%

149 – 156%

Реальная заработная плата

138,6-143,8%

152 – 158%

Платные услуги населению

139,9-145,1%

154 – 161%

Ввод в эксплуатацию жилья, млн.кв.м.

17,8-19,8 млн. кв. м.

118 – 132%


 

Примечание-Источник: [23, с. 169]

 

 

Сопоставление фактических и прогнозируемых дынных представлено в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2-Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг., в % к уровню 2005г.

 

Показатель

2009г.(прогноз)

2009г.(оценка)

1

2

3

Валовой внутренний продукт (ВВП)

134,8-140,5%

131,7%

Продукция промышленности

132,3-137,9%

131,2%

Продукция сельского хозяйства

126,2-134,2%

121,7%

Инвестиции в основной капитал

171,1-182,6%

206%

Производство потребительских  товаров

137,9-143,8%

137,1%


 

Объем внешней торговли товарами и  услугами, всего 

139,5-144,7%

153,2%

Реальные денежные доходы населения

136-141,8%

152,1%

Реальная заработная плата

138,6-143,8%

140,1%

Платные услуги населению

139,9-145,1%

144,8%

Ввод в эксплуатацию жилья, млн.кв.м.

17,8-19,8 млн. кв. м.

19,7 млн. кв. м.


 

Примечание-Источник: [24, с. 245]

 

Глобальный финансово-экономический  кризис, разразившийся в IY квартале 2008 и проявляющийся в течение  всего 2009 года, который выразился в резком снижении деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества привел к негативным тенденциям в экономике Беларуси. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести: падение промышленного производства; резкое сокращение объемов внешней торговли, в том числе экспорта; существенное замедление динамики повышения уровня жизни населения, ухудшение финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики.

Вместе с тем, сохранение в республике макроэкономической стабильности в  условиях влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса  с выходом на объем валового внутреннего  продукта по результату 2009 года на уровне 100,2 процента к итогу 2008 года следует рассматривать позитивно.

Показатели важнейших параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, сложившиеся по итогам 2009 года, стали отправными точками для  решения задач повышения эффективности национальной экономики и мобилизации всех имеющихся ресурсов, для успешного завершения пятилетки.

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели