Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:49, курсовая работа
Целью данной работы является проведение исследования уровня и качества жизни и проблем повышения качества жизни населения России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие уровня жизни,
исследовать понятие качества жизни,
рассмотреть показатели уровня жизни населения,
изучить уровень жизни населения в России,
проанализировать актуальные проблемы повышения качества жизни в России.
Введение 3
1. Понятие и сущность уровня и качества жизни 5
1.1 Понятие уровня жизни 5
1.2 Понятие качества жизни 9
1.3 Система показателей уровня жизни населения 12
2. Проблемы повышения качества жизни в России 20
2.1 Уровень жизни населения в России 20
2.2 Актуальные проблемы повышения качества жизни 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность уровня и качества жизни 5
1.1 Понятие уровня жизни 5
1.2 Понятие качества жизни 9
1.3 Система показателей уровня жизни населения 12
2. Проблемы повышения качества жизни в России 20
2.1 Уровень жизни населения в России 20
2.2 Актуальные проблемы повышения качества жизни 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение
В конце XX - начале XXI вв. общество, переходя от качества товаров к качеству человека, качеству образования, вступило в новую цивилизацию, получившую, название «цивилизация качества жизни».
Обращение к проблемам качества жизни особенно важно для России, которая переживает период структурной перестройки, трансформацию моделей социальной политики, поиска новых направлений, путей и механизмов социально - экономического развития.
Демографическая ситуация, или иначе — состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигентной части общества. Однако до надлежащего осознания нашим обществом всей серьезности и уже почти неизбежных негативных последствий нынешней демографической ситуации еще очень далеко.
Наша страна — одна из немногих,
в которой нет ни одного учебного
заведения, в котором готовили бы
специалистов-демографов. Между тем,
для преодоления
За годы проведения рыночных реформ
реальные доходы населения снизились
более чем в два раза, ухудшились
практически все показатели уровня
и качества жизни населения России.
Более трети россиян в
Можно сказать, что вопрос, являющийся предметом изучения, имеет исключительную значимость. Во-первых, современной экономической наукой уровень развития той или иной страны определяется не с помощью ее макроэкономических показателей, как это было принято раньше, а уровнем жизни ее населения. Во-вторых, согласно утверждениям другой науки — политической психологии, — потребности материального благополучия и безопасности играют доминирующее значение в иерархии социальных интересов масс. Неспособность государства удовлетворить эти первостепенные нужды населения неизбежно приводит к тотальному недовольству политикой государства и появлению коллективных непримиримых оппозиционных настроений
Целью данной работы является проведение исследования уровня и качества жизни и проблем повышения качества жизни населения России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.
1. Понятие и сущность уровня и качества жизни
1.1 Понятие уровня жизни
В современной научной традиции понятие уровня жизни населения, как правило, имеет три ключевых аспекта:
- благосостояние населения
- накопление человеческого капитала
- уровень человеческого развития [3, 96]
Одной из попыток учесть отмеченную многоаспектность понятия уровня жизни стала концепция "человеческого развития" (Human Development Project), широко применяемая в межстрановых сопоставлениях. В рамках этой концепции уровень жизни определяется не только среднедушевыми объемами доходов и потребления (уровнем благосостояния), но и степенью социального равенства (между социальными группами, полами, поколениями), а также возможностью людей участвовать в процессах принятия экономических и политических решений, затрагивающих их жизнь.
Приведем систему понятий, отражающих содержание каждого из трех отмеченных аспектов уровня жизни и лежащих в основе системы его количественных измерителей (индикаторов).
1. Благосостояние
населения, т. е. уровень
Различают два качественных уровня благосостояния:
устойчивое удовлетворение первичных потребностей человека (семьи) в объемах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности в питании (прежде всего, по белково-калорийной ценности рациона), одежде, жилье, охране здоровья, личной безопасности и др. В СССР такой уровень благосостояния был в основном достигнут в 60-е гг.;
- материальный
достаток, при котором достигнутый
высокий уровень насыщения
Для развернутой характеристики благосостояния населения с учетом социальной дифференциации используется следующие базовые понятия.
1.1. Уровень
душевых доходов, потребления
и обеспеченности домашних
1.2. Степень дифференциации населения по доходам и потреблению.
1.3. Уровень прожиточного минимума (Subsistence Level).
В западной
традиции прожиточный минимум отражает
такие доходы, которые обеспечивают
"достойный уровень жизни" в
соответствии со сложившимися стандартами
потребления. В российской практике
прожиточный минимум отражает уровень
доходов, обеспечивающий лишь минимальное
(в физиологическом смысле) потребление.
Соответственно, под прожиточным
минимумом понимается стоимость
набора продуктов питания, отвечающего
медико-физиологическим
1.4. Уровень бедности (Poverty Level): абсолютный и относительный.
Абсолютная бедность соответствует такому уровню благосостояния (семьи, группы, слоя), при котором доходы не обеспечивают определенного социального минимума потребления, принятого в данном обществе. Относительная бедность характеризуется отклонением уровня благосостояния социальных групп с низкими доходами и потреблением от среднего массового уровня (свойственного наиболее многочисленным группам, или группам со средним достатком и т. д.). Критерий относительной бедности часто задается 50%-м уровнем среднего душевого дохода в данный период времени [2, 124].
1.5. Жизненный стандарт (Standard of Living).
В западной
традиции это понятие характеризует
такой объем и структуру
2. Накопление
человеческого капитала, характеризующее
состояние здоровья населения,
его образовательный,
В западной традиции сложились три подхода к оценке человеческого капитала.
Первый
подход рассматривает человека не только
как носителя профессиональных и
трудовых навыков, знаний и способностей,
требующих соответствующих
Второй, более распространенный подход, состоит в оценке человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.
Третий
подход состоит в выделении, наряду
с интеллектуальной и социально-биологической
("осязаемой") компонентами человеческого
капитала, его социальной компоненты.
Последняя проявляется в
3. Уровень
человеческого развития, характеризующий
возможности реализации
- качество
жизни людей, учитывающее
- интеграцию
индивидуумов в общество: их влияние
на общественные процессы (участие
в управлении, демократических процедурах
и т. д.), наличие или отсутствие
дискриминации отдельных
Уровень развития человеческого фактора (качество жизни населения и человеческой самореализации), как правило, оценивается по следующим основным направлениям:
- индекс
качества жизни (HDI), отражающий
продолжительность жизни,
- уровень
образования и культурного
- индекс равенства между полами и поколениями (GDI) . Различия в доходах, доступности политических и социальных благ для возрастных групп населения, мужчин и женщин;
- индекс
участия в управлении (GEM), отражающий
представительство в органах
власти для различных
1.2 Понятие качества жизни
«Качество
жизни» человека — понятие, которое
является более широким, чем чисто
материальная обеспеченность (см. уровень
жизни) и предусматривает участие
в оценке не только таких (не участвующих
в оценке уровня жизни) объективных
факторов, как качество воды или
воздуха, расстояние до курортов или
наличие и доступность
Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.
Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё большим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни при обеспеченности таковыми. В то же время многие не могут конкурировать на должном уровне по разным причинам, что даёт сдвиг социума в сторону сословного общества.
Качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные стандарты (living standarts), поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих (как правило, не менее 5-ти), критериев качества жизни.
Информация о работе Уровень жизни и качество жизни. Проблемы повышения качества жизни в России