Уровень жизни и качество жизни. Проблемы повышения качества жизни в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение исследования уровня и качества жизни и проблем повышения качества жизни населения России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие уровня жизни,
исследовать понятие качества жизни,
рассмотреть показатели уровня жизни населения,
изучить уровень жизни населения в России,
проанализировать актуальные проблемы повышения качества жизни в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность уровня и качества жизни 5
1.1 Понятие уровня жизни 5
1.2 Понятие качества жизни 9
1.3 Система показателей уровня жизни населения 12
2. Проблемы повышения качества жизни в России 20
2.1 Уровень жизни населения в России 20
2.2 Актуальные проблемы повышения качества жизни 23
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Экономика Курсач.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие и сущность уровня и качества жизни 5

1.1 Понятие уровня жизни 5

1.2 Понятие качества жизни 9

1.3 Система показателей уровня жизни населения 12

2. Проблемы повышения качества жизни в России 20

2.1 Уровень жизни населения в России 20

2.2 Актуальные проблемы повышения качества жизни 23

Заключение 28

Список использованных источников 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В конце XX - начале XXI вв. общество, переходя от качества товаров к качеству человека, качеству образования, вступило в новую  цивилизацию, получившую, название «цивилизация качества жизни».

Обращение к проблемам качества жизни особенно важно для России, которая переживает период структурной  перестройки, трансформацию моделей  социальной политики, поиска новых  направлений, путей и механизмов социально - экономического развития.

Демографическая ситуация, или иначе  — состояние воспроизводства  населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигентной части общества. Однако до надлежащего осознания  нашим обществом всей серьезности  и уже почти неизбежных негативных последствий нынешней демографической  ситуации еще очень далеко.

Наша страна — одна из немногих, в которой нет ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов-демографов. Между тем, для преодоления демографической  катастрофы, в которой мы уже находимся, потребуются в той или иной степени усилия (или хотя бы сочувствие) всего общества.

За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились  более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России. Более трети россиян в настоящее  время имеют доходы ниже прожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концы с концами.

Можно сказать, что вопрос, являющийся предметом изучения, имеет исключительную значимость. Во-первых, современной  экономической наукой уровень развития той или иной страны определяется не с помощью ее макроэкономических показателей, как это было принято  раньше, а уровнем жизни ее населения. Во-вторых, согласно утверждениям другой науки — политической психологии, — потребности материального  благополучия и безопасности играют доминирующее значение в иерархии социальных интересов масс. Неспособность государства удовлетворить эти первостепенные нужды населения неизбежно приводит к тотальному недовольству политикой государства и появлению коллективных непримиримых оппозиционных настроений

Целью данной работы является проведение исследования уровня и качества жизни и проблем повышения качества жизни населения России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. определить понятие уровня жизни,
    2. исследовать понятие качества жизни,
    3. рассмотреть показатели уровня жизни населения,
    4. изучить уровень жизни населения в России,
    5. проанализировать актуальные проблемы повышения качества жизни в России.

Для написания данной работы и решения  поставленных задач использовалась литература многих авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность  уровня и качества жизни

1.1 Понятие уровня жизни

 

В современной  научной традиции понятие уровня жизни населения, как правило, имеет  три ключевых аспекта:

- благосостояние  населения 

- накопление  человеческого капитала 

- уровень  человеческого развития [3, 96]

Одной из попыток учесть отмеченную многоаспектность понятия уровня жизни стала концепция "человеческого развития" (Human Development Project), широко применяемая в  межстрановых сопоставлениях. В рамках этой концепции уровень жизни  определяется не только среднедушевыми объемами доходов и потребления (уровнем благосостояния), но и степенью социального равенства (между социальными  группами, полами, поколениями), а также  возможностью людей участвовать  в процессах принятия экономических  и политических решений, затрагивающих  их жизнь.

Приведем  систему понятий, отражающих содержание каждого из трех отмеченных аспектов уровня жизни и лежащих в основе системы его количественных измерителей (индикаторов).

1. Благосостояние  населения, т. е. уровень обеспеченности  потребностей человека (семьи) материальными  и нематериальными (в т. ч.  духовными) благами - как абсолютный, так и относительный, в сравнении  со стандартами и нормами, принятыми в данном обществе (социальной группе).

Различают два качественных уровня благосостояния:

устойчивое  удовлетворение первичных потребностей человека (семьи) в объемах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности в питании (прежде всего, по белково-калорийной ценности рациона), одежде, жилье, охране здоровья, личной безопасности и др. В СССР такой уровень благосостояния был в основном достигнут в 60-е гг.;

- материальный  достаток, при котором достигнутый  высокий уровень насыщения первичных  потребностей позволяет перейти  к оптимальному, индивидуально-ориентированному  типу удовлетворения разнообразных  потребностей семьи и каждого  ее члена.

Для развернутой  характеристики благосостояния населения  с учетом социальной дифференциации используется следующие базовые  понятия.

1.1. Уровень  душевых доходов, потребления  и обеспеченности домашних хозяйств  капитальными благами. 

1.2. Степень  дифференциации населения по  доходам и потреблению. 

1.3. Уровень  прожиточного минимума (Subsistence Level).

В западной традиции прожиточный минимум отражает такие доходы, которые обеспечивают "достойный уровень жизни" в  соответствии со сложившимися стандартами  потребления. В российской практике прожиточный минимум отражает уровень  доходов, обеспечивающий лишь минимальное (в физиологическом смысле) потребление. Соответственно, под прожиточным  минимумом понимается стоимость  набора продуктов питания, отвечающего  медико-физиологическим требованиям  жизнеобеспечения человека, а также  потребление непродовольственных  товаров и услуг, характерное  для низко доходных домашних хозяйств.

1.4. Уровень  бедности (Poverty Level): абсолютный и относительный.

Абсолютная  бедность соответствует такому уровню благосостояния (семьи, группы, слоя), при  котором доходы не обеспечивают определенного  социального минимума потребления, принятого в данном обществе. Относительная  бедность характеризуется отклонением  уровня благосостояния социальных групп  с низкими доходами и потреблением от среднего массового уровня (свойственного  наиболее многочисленным группам, или  группам со средним достатком  и т. д.). Критерий относительной бедности часто задается 50%-м уровнем среднего душевого дохода в данный период времени [2, 124].

1.5. Жизненный стандарт (Standard of Living).

В западной традиции это понятие характеризует  такой объем и структуру потребления  товаров и услуг, которые "средние" представители данной социальной группы принимают в качестве ориентира (норматива) потребления (включая затраты на жилье, транспорт, медицину, образование). В складывающейся российской традиции под "стандартами" понимается тот минимальный объем потребительских благ (услуг), которое общество (государство) гарантирует каждому его члену.

2. Накопление  человеческого капитала, характеризующее  состояние здоровья населения,  его образовательный, профессиональный  и культурный уровень с экономической точки зрения, т. е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественного капитала(включая воспроизводство самого работника как экономического субъекта).

В западной традиции сложились три подхода  к оценке человеческого капитала.

Первый  подход рассматривает человека не только как носителя профессиональных и  трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций (т. н. "неосязаемый капитал"), но и как объекта вложений в него самого как социально-биологическое  существо (т. н. "осязаемый капитал"). Так, Дж. Кендрик оценивает масштабы "осязаемого капитала" как сумму  аккумулированных издержек, связанных  с содержанием детей до трудоспособного  возраста. Альтернативные оценки основываются на накопленных за определенный период времени (например до завершения периода  трудоспособности) вложений в медицинское  обслуживание населения. "Неосязаемый  капитал" оценивается как накопленная  стоимость инвестиций в образование  и профессиональные навыки человека. По Дж. Кендрику, интеллектуальный или  образовательный капитал уже  в конце 60-х гг. в США составлял 86 % стоимости "неосязаемого капитала", а весь человеческий капитал обеспечивал  около 50 % валового капитала страны.

Второй, более распространенный подход, состоит в оценке человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.

Третий  подход состоит в выделении, наряду с интеллектуальной и социально-биологической ("осязаемой") компонентами человеческого  капитала, его социальной компоненты. Последняя проявляется в моральном  состоянии общества, прочности социальных, в т. ч. семейных отношений, социально-психологическом  климате (оптимистичный или депрессивный настрой), что влияет на социальные мотивации, производительность труда, уровень трудовой и предпринимательской  активности и проч. Стоимость такого "социального капитала" определяется через оценку капитализации дополнительного  дохода, полученного в результате наличия (использования) этого капитала [10, 95].

3. Уровень  человеческого развития, характеризующий  возможности реализации человека  как личности и как члена  данного общества. Этот аспект  уровня жизни включает два  элемента:

- качество  жизни людей, учитывающее демографические,  медицинские, экологические и  интеллектуальные условия их  существования и самореализации;

- интеграцию  индивидуумов в общество: их влияние  на общественные процессы (участие  в управлении, демократических процедурах  и т. д.), наличие или отсутствие  дискриминации отдельных социальных  групп и т. п. 

Уровень развития человеческого фактора (качество жизни населения и человеческой самореализации), как правило, оценивается  по следующим основным направлениям:

- индекс  качества жизни (HDI), отражающий  продолжительность жизни, уровень  смертности от заболеваний, экологические  условия, а также интеллектуальные  компоненты 

- уровень  образования и культурного развития. Образование характеризуется агрегатом,  в который включены уровень  грамотности взрослого населения  и нормы первичного и двух  повторных наймов на работу;

- индекс  равенства между полами и поколениями (GDI) . Различия в доходах, доступности политических и социальных благ для возрастных групп населения, мужчин и женщин;

- индекс  участия в управлении (GEM), отражающий  представительство в органах  власти для различных социальных  и половозрастных групп и их  способность участвовать в управлении [6, 192].

 

1.2 Понятие качества жизни

 

«Качество жизни»  человека — понятие, которое  является более широким, чем чисто  материальная обеспеченность (см. уровень  жизни) и предусматривает участие  в оценке не только таких (не участвующих  в оценке уровня жизни) объективных  факторов, как качество воды или  воздуха, расстояние до курортов или  наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных факторов, как, например, удовлетворённости  отдельных индивидов своей жизнью. Термин используется в самых различных  областях, в том числе в области  международного развития, философии, здравоохранения  и политологии.

Качество  жизни напрямую зависит от состояния  здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы  деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа  к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному  самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.

Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё большим вниманием  к нематериальным аспектам качества жизни при обеспеченности таковыми. В то же время многие не могут  конкурировать на должном уровне по разным причинам, что даёт сдвиг  социума в сторону сословного общества.

Качество  жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные  стандарты (living standarts), поскольку различные  экономические показатели дохода выступают  только одним из многих (как правило, не менее 5-ти), критериев качества жизни.

Информация о работе Уровень жизни и качество жизни. Проблемы повышения качества жизни в России