Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Например, зная общее количество населения, можно определить реальную норму потребления, скажем, сахара; предположим, 3,5 кг на 1 человека (или на душу населения).
Потребительская корзина — расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. Так, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже.[5, с. 315]
Потребительский бюджет семьи — семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год. Потребительский бюджет бывает фактический, нормативный (рациональный), минимальный.
Прожиточный минимум — стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики.
Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата — это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.
Показатели уровня жизни могут измеряться в натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах или рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей).
Система показателей уровня
Таким образом, для измерения уровня жизни населения необходимо использовать множество показателей. Такие показатели могут образовывать целые системы, которые наилучшим образом будут подходить для измерения уровня жизни в определенной стране.
2 Факторы уровня жизни
Уровень жизни – это динамическая категория, которая испытывает на себе воздействие множества факторов. Определение уровня жизни – сложный процесс. Так как он зависит от состава и величины потребностей общества и в то же время ограничивается возможностями по их удовлетворению, исходя из различных факторов.
Выделяют так называемую
Таблица 2.1 – Факторы, влияющие на уровень жизни
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с. 80].
Все факторы оказывают огромное влияние на жизнь населения различных регионов, и при одинаковых статистических показателях уровень жизни в различных регионах может существенно различаться. Наиболее простым примером может служить то, что при одинаковой заработной плате, даже при одинаковых ценах на товары, люди, живущие в условиях холодного климата, будут вынуждены приобретать больше одежды, чем жители жарких мест. А сложнее всего придется населению, проживающему в условиях резко-континентального климата, где люди вынуждены иметь два набора одежды для холодных и жарких периодов. Или, например, при одинаковой доступности водных источников, вода, в одном случае, может быть пригодна для питья, а в другом иметь совершенно неприемлемый для человеческого организма минеральный состав.
Не меньшее значение имеют и географические факторы, связанные с экономическим, социальным, политическим развитием региона.
Огромное влияние
на жизнь населения оказывает
экономико-географическое положение,
транспортно-географическое положение, приграничное положение,
производственно-
Именно поэтому некоторые исследователи данной области вводят определенный географический показатель, который корректирует статистическое многообразие экономических, социальных и прочих показателей уровня жизни на географические особенности, свойственные той или иной территории.
В этом географическом коэффициенте ГКУЖН (Географический коэффициент уровня жизни населения) учитываются два выше обозначенных основных показателя: первый из которых характеризует природные физико-географические особенности уровня жизни населения на данной территории, второй же - экономико-географические особенности.[4]
Стоит отметить, что некоторые авторы главным образом выделяют факторы, которые оказывают влияние на снижение уровня жизни. К ним относят:
Таким образом, на уровень
Социальная политика ‒ это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.[6, с. 275]
Объект социальной политики ‒ отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:
1) социальная
защита человека и его
2) обеспечение
условий для повышения
3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
4) развитие социальной
инфраструктуры (жилищно-коммунальные
услуги, транспорт и связь,
5) формирование экономических
стимулов участия в
6) создание условий
для всестороннего развития
В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Из этого можно сделать вывод, что стимулирующая функция – это главная функция социальной политики. То есть происходит содействие процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствование отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.
Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции. Она предполагает перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.
Данные функции неразрывно
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
С точки зрения субъектов
Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.