Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей.
Муниципальная социальная политика, в отличие от региональной, направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Данный уровень находится ближе к потребителю.
Существует ряд принципов, на которых базируется социальная политика.
Реализация распределительного типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обуславливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам.
Таким образом, данный принцип социальной политики содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой – сохраняющееся неравенство. Поэтому государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равные стартовые условия существования, но вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.
Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства: политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.
Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляются за счет средств не только бюджета, но и предприятий.
Между социальной политикой и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.
Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так, пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.
Характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что для обеспечения высокого уровня и качества жизни необходима специальная деятельность государства, направленная на улучшение условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращение и устранение социального неравенства, на постоянное повышение образовательного и культурного уровня всего населения. В своей деятельности государство должно руководствоваться рядом принципов, важнейшим из которых является принцип социальной справедливости.
3 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Для измерения уровня жизни в Республике Беларусь используются следующие показатели.
1) Денежные доходы населения. Включают оплату труда, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению), доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления).
2) Реальные денежные доходы населения ‒ относительный показатель, рассчитанный путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги за соответствующий временной период.
3) Располагаемые денежные доходы населения ‒ это денежные доходы населения за вычетом налогов и взносов.
4) Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения отражает потенциальную возможность приобретения товаров и услуг населением и выражается через товарный эквивалент среднемесячных среднедушевых располагаемых денежных доходов.
5) Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, на оплату налогов, взносов и прочих расходов, сбережения, изменение задолженности населения по кредитам.
6) Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников рассчитывается путем деления начисленного фонда заработной платы, включая подоходный налог и обязательный страховой взнос работника, на среднесписочную численность работников, принимаемую для исчисления средней заработной платы, и на количество месяцев в периоде. Пособия, получаемые из средств социального страхования, в среднюю заработную плату не включаются.
7) Реальная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
8) Средний размер назначенных пенсий определяется как отношение общей суммы назначенных пенсий к численности пенсионеров.
9) Реальный размер назначенных пенсий характеризует покупательную способность назначенных пенсий в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реального размера назначенных пенсий путем деления индекса среднего размера назначенных пенсий на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Выборочное обследование домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за изменением уровня жизни населения. Информация, полученная в ходе обследования, используется для исследования закономерностей влияния новых социальных процессов на уровень жизни населения и выработки соответствующей политики, направленной на социальную защиту различных групп населения.
Выборочное обследование 6000 домашних хозяйств проводится во всех областях Республики Беларусь и в г. Минске, им охвачено 49 городов и поселков городского типа и 53 сельских Совета.[13, с. 98]
Домашнее хозяйство ‒ одно лицо или группа лиц, для которых общими являются бюджет и место проживания. При этом родственные связи не являются обязательными.
10) Располагаемые ресурсы домашних хозяйств ‒ это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство, и стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций.
Оценка стоимости потребленных продуктов, произведенных в личном подсобном хозяйстве, осуществляется по средним ценам покупки продуктов питания населением. В стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций ‒ это оценка в денежном эквиваленте полученных членами домашнего хозяйства различных льгот и дотаций (как из бюджета, так и от организаций) на покупку товаров и оплату услуг в виде полного или частичного погашения их фактической стоимости. Оценка льгот и дотаций производится со слов опрашиваемых членов домашнего хозяйства. Распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов
представляет собой ряд с заданными интервалами, ранжированный в порядке возрастания среднедушевых располагаемых ресурсов, который позволяет сгруппировать население по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в эти интервалы и рассчитать численность или удельный вес населения (домашних хозяйств) в каждом интервале.
11) Потребительские расходы домашних хозяйств ‒ это денежные расходы на питание, покупку непродовольственных товаров и алкогольных напитков, а также на оплату услуг.
12) Среднедушевое потребление продуктов питания в домашних хозяйствах определяется путем деления общего объема потребленных в домашних хозяйствах продуктов питания (без учета питания вне дома) на число фактически присутствовавших членов домашних хозяйств.
К общему объему потребленных продуктов питания относится количество купленных продуктов питания и поступивших в домашнее хозяйство без оплаты (из личного подсобного хозяйства, в подарок и так далее), израсходованных на личное потребление.
В объеме потребления в домашних хозяйствах основных продуктов питания учитываются:
- мясо и мясопродукты различных видов животных, субпродукты в пересчете на мясо;
- молоко и молочные продукты (масло животное, сыр, сливки, сметана, творог, мороженое, молочные консервы, сухое молоко и т.п.) в пересчете на молоко;
- яйца домашней птицы, яичный порошок, меланж в пересчете на яйца;
- мука, хлеб
и хлебопродукты, крупа и
- картофель,
овощи и продовольственные
13) Жилищный фонд ‒ совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности, расположенных на определенной территории, включающая жилые дома общего типа, специальные жилые дома (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, ветеранов и другие), служебные и иные жилые помещения.
14) Обеспеченность населения жильем ‒ количество общей площади, приходящейся на одного жителя. Этот показатель рассчитывается путем деления общей площади жилищного фонда на конец года на численность населения на эту же дату.
Таким образом, вышеперечисленная совокупность показателей позволяет определить уровень жизни населения, выявить его динамические закономерности и определить общую тенденцию развития в Республике Беларусь.
В январе — сентябре 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 186,7 трлн рублей и увеличился по сравнению с январем — сентябрем 2010 г. в сопоставимых ценах на 7,9 %. Прогнозом на 2011 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596 предусмотрен его рост на 9 — 10 %. То есть можно сделать вывод, что наблюдается замедление роста ВВП, который вышел за нижнюю границу годового прогноза, но при это он остается на достаточно высоком положительном уровне.