Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
– пособия по болезни и временной нетрудоспособности, выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособия по безработице; пособия на погребение.[18, с. 79] Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование. Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников.
Республика Беларусь осуществляет также политику в области социальной помощи населению. Она направлена на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня. Она ориентирована на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.). Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетных должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей. В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов.
Таким образом, в Республике Беларусь проводится множество мер по повышению уровня жизни населения. Государство также разработало на ближайшее будущее большое количество мероприятий, которые имеют единую цель – повышение уровня благосостояния населения, что в свою очередь будет положительно влиять на развитие национальной экономики Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Качество жизни как показатель (категория) благосостояния характеризуется степенью удовлетворения потребностей, отношениями к соответствующим нормам, обычая и традициям.
Существует множество подходов к определению сущности, структуры понятия уровня жизни. В данной работе были рассмотрены различия в подходах определения составных компонентов уровня жизни в концепции ООН и шведской модели. Основными компонентами уровня жизни концепции ООН являются здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека. Основными компонентами данной категории в шведской модели являются труд и условия труда, экономические и политические возможности, школьное обучение, здоровье и использование медицинской помощи, социальные возможности, жилище, питание, свободное время и его проведение.
Для измерения уровня жизни населения используется ряд показателей. Такие показатели могут образовывать целые системы, которые наилучшим образом будут подходить для измерения уровня жизни в определенной стране.
Так, например, для измерения уровня жизни населения в Беларуси используются такие показатели, как денежные доходы населения, реальные денежные доходы населения, располагаемые денежные доходы населения, расходы и сбережения населения, покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения, денежные расходы и сбережения населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, реальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий, реальный размер назначенных пенсий.
Уровень жизни – это динамическая категория, которая испытывает на себе воздействие множества факторов. Эти факторы делят на внешние и внутренние. К внешним, например, относят: экономико-географическое положение, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал и др.; к внутренним – доходы населения, потребление и расходы населения, социальная дифференциация населения и др. При этом все эти факторы могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на уровень жизни населения.
В январе — августе 2011 г. общий объем денежных доходов населения по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличился на 40,1 %. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь — август 2011 г. в процентах к январю — августу 2010 г. составила 143,6 %. Реальная заработная плата в январе — августе 2011 г. по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличилась на 10,1 %. Реальный размер назначенных пенсий в сентябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился на 19,5 %.
Для обеспечения высокого уровня и качества жизни необходима специальная деятельность государства, направленная на улучшение условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращение и устранение социального неравенства, на постоянное повышение образовательного и культурного уровня всего населения. Системой мер, которая позволяет достичь этих целей, является социальная политика. В Республике Беларусь вопросам социальной политики уделяется большое внимание.
Таким образом,
уровень жизни населения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Основные показатели доходов населения
Таблица 1 ‒ Основные показатели доходов населения (1995-2010)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Денежные доходы
в расчете на душу населения, |
515,7 |
46,61) |
96,6 |
144,3 |
193,9 |
253,2 |
333,0 |
422,4 |
511,4 |
658,6 |
766,1 |
952,4 |
Реальные денежные
доходы населения, |
66,4 |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
65,1 |
113,8 |
128,1 |
104,0 |
100,7 |
109,3 |
118,1 |
115,9 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
755,1 |
58,91) |
123,0 |
189,2 |
250,7 |
347,5 |
463,7 |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
Реальная заработная
плата, |
95,0 |
112,0 |
129,6 |
107,9 |
103,2 |
117,4 |
120,9 |
117,3 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
Средний размер
назначенных пенсий |
387,2 |
36,41) |
65,0 |
89,6 |
113,9 |
172,6 |
211,0 |
277,6 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
584,7 |
Реальный размер
назначенных пенсий, |
130,3 |
143,2 |
122,1 |
102,3 |
101,4 |
132,4 |
113,2 |
123,4 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
123,9 |
Примечание – Источник: [19, таблица 1].
1) - с учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).
Таблица 2 – Основные показатели доходов населения (2010-2011)
Январь- август 2011 г. |
В % к январю- августу 2010 г. |
Август 2011 г. в % к |
Январь-август 2010 г. в % к январю-августу 2009 г. | ||
августу 2010 г. |
июлю 2011 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
92 895,7 |
140,1 |
- |
- |
116,6 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
1 225,9 |
140,4 |
- |
- |
116,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
- |
105,8 |
- |
- |
109,0 |
Окончание таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата1) , тыс. руб. |
1 654,4 |
143,6 |
154,5 |
107,4 |
117,4 |
Реальная заработная плата1) |
- |
110,1 |
96,1 |
98,6 |
110,0 |
Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб. |
629,8 |
132,1 |
144,7 |
114,7 |
122,0 |
Реальный размер назначенных пенсий |
- |
101,3 |
90,0 |
105,3 |
114,3 |
Примечание – Источник: [19, таблица 2]
1) - без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности.
Рисунок 1 ‒ Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [20].
Рисунок 2 ‒ Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [20].
Рисунок 3 – Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [20].
Рисунок 4 – Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [20].
Рисунок 5 – Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [20].
Рисунок 6 ‒ Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [20].
Основные показатели уровня жизни
Таблица 3 – Бюджет прожиточного минимума на период с 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г. в ценах сентября 2011 г.
Социально-демографические группы |
Сумма, руб. |
в среднем на душу населения |
574 790 |
для трудоспособного населения |
621 830 |
для пенсионеров |
463 570 |
для детей-студентов |
541 730 |
для детей в возрасте от 6 до 18 лет |
619 600 |
для детей в возрасте 3 до 6 лет |
564 540 |
для детей в возрасте до 3 лет |
451 400 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [20].
Таблица 4 - Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2011 года по статьям расходов