Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
Исследуем динамику уровня жизни населения, используя такие показатели, как денежные доходы населения, реальные денежные доходы населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, реальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий, реальный размер назначенных пенсий и покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов.
Данные, характеризующие основные показатели доходов населения приведены в таблицах 1— 2.[Приложение А]
В январе — августе 2011 г. общий объем денежных доходов населения составил 92,9 трлн рублей и по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличился на 40,1 %. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 7,4 %.
В изменении реальных денежных доходов населения, рассчитанных в процентах к предыдущему году, наблюдается тенденция роста, начиная с 2000 г. (все показатели больше 100 %). Но наблюдается резкое снижение этого показателя в 2002 г. и резких скачков не происходит на протяжении 2002—2009 гг. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе — августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличились на 5,8 % при прогнозе роста на 2011 г. на 8—9,5 %.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь — август 2011 г. в процентах к январю — августу 2010 г. составила 143,6 %. На протяжении 2000—2010 гг. наблюдается ее рост. Причем в 2000 г. она составляла 58,9 тыс. руб., а в 2010 г. – 1217,3 тыс. руб.
Рисунок
1 – Номинальная начисленная
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19].
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата в январе — августе 2011 г. составила 1 387 тыс. рублей, в том числе в августе – 1 484,1 тыс. рублей и по сравнению с июлем 2011 г. уменьшилась на 1,6 %, или на 24,3 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличилась на 10,1 %, в августе 2011 г. по сравнению с июлем 2011 г. – уменьшилась на 1,4 %. Можно наблюдать резкое сокращение данного показателя в 2002 г. на 21,7 % по сравнению с 2001 г. и резкий его рост в 2004 г. на 14,2 % по сравнению с 2003 г.
Рисунок 2 – Изменение реальной заработной платы (2010—2011гг.)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19].
Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе — августе 2011 г. по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличилась на 20,5 %, в августе по сравнению с июлем 2011 г. − уменьшилась на 9,6 %.
В органах по труду, занятости и социальной защите в сентябре 2011 г. на учете состояло 2 470,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 767,1 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тыс. рублей, по инвалидности – 706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей.
Средний размер назначенной пенсии имеет ярко выраженную тенденцию роста на протяжении 2000—2010 гг. В 2000г. он составил 36,4 тыс. руб., в 2010 – 484,7 тыс. руб.
Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился на 19,5 %, по сравнению с августом 2011 г. – на 12 %.
Показатель реального размера назначенной пенсии, рассчитанный в процентах к предыдущему году, за период 1995—2010 гг. принимает все свои значения в этом временном промежутке больше ста процентов, что свидетельствует о росте реального размера назначенной пенсии. Но в то же время происходят колебания данного показателя. На протяжении 2000—2003 гг. из таблицы 1 можно наблюдать тенденцию спада со 143,2 % до101,4 %, а в 2004 году реальный размер назначенных пенсий по сравнению с 2003 г. увеличивается на 31 %. Данный показатель почти не изменяется в 2007—2009 гг..
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 «О единовременной материальной помощи» в сентябре месяце неработающим пенсионерам была выплачена единовременная материальная помощь для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции в размере 500 тыс. рублей.
В Республике Беларусь, как было сказано в предыдущем разделе, существует такой показатель, как покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения.
Таблица 3.2 ‒ Количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц
Примечание – Источник: [19, таблица 3].
По данным таблицы можно сказать, что все значения показателей в 2010 году выросли по сравнению с 1995 г., что свидетельствую о повышении уровня жизни населения. Стоит отметить, что на первом месте по потреблению стоит такой продукт, как яйца, далее – молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, картофель, овощи и бахчевые, хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые), мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, сахар.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать, что наблюдается тенденция роста реальных денежных доходов населения, хотя в 2011 году их фактический уровень оказался ниже планируемых. Номинальная заработная плата также увеличивалась на протяжении рассмотренных лет. Наблюдаются колебания в размере реальной заработной платы. Средний размер назначенной пенсии имеет ярко выраженную тенденцию роста на протяжении 2000—2010 гг. Но в 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 года реальный размер назначенной пенсии значительно уменьшился.
Социальные аспекты жизни общества являются главной целью экономического развития страны, главной целью экономических преобразований, основным критерием их эффективности. В Республике Беларусь вопросам социальной политики уделяется большое внимание.
Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов.[7, с. 319]
В соответствии с поставленной целью основными направлениями деятельности государства по повышению уровня жизни должны стать:
Для обеспечение этих целей государство должно совершенствовать политику доходов через постепенный перенос социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан; через развитие социального партнерства, что обеспечит взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества и станет важным средством защиты интересов работающих; через переход на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.
В данном контексте
приоритетными направлениями
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
Минимальная заработанная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Минимальная заработанная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.
Важным направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.
Определение объемов
и структуры потребления
Повышение уровня
потребления и его
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
Для обеспечения повышения уровня жизни пенсионеров необходимо реформировать и пенсионную систему путем создания стабильной, финансово устойчивой системы. На ближайшие годы государством намечено проведение следующих мероприятий:
В перспективе на основе роста денежных доходов необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
Государственное социальное страхование застрахованным гражданам обеспечивает следующие социальные гарантии:
– пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособия и компенсации в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
– пособия, связанные с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;