Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие «уровень жизни» и его составляющие;
2. дать характеристику показателей оценки уровня жизни;
3. проанализировать уровень жизни на примере развитых стран;
4. изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
5. рассмотреть пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Уровень жизни как социально-экономическая категория 6
1.1 Понятие «уровня жизни» и его составляющие 6
1.2 Показатели оценки уровня жизни 10
1.3 Основные показатели уровня населения на примере развитых зарубежных стран 13
2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.1 Анализ показателей уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.2 Пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Уровень жизни как социально-экономическая категория 6
1.1 Понятие «уровня жизни» и его составляющие 6
1.2 Показатели оценки уровня жизни 10
1.3 Основные показатели уровня населения на примере развитых зарубежных стран 13
2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.1 Анализ показателей уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.2 Пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Важнейшим
показателем, отображающим эффективность
социально-экономической
Существует множество определений уровня жизни населения, используемых в официальных материалах и научной литературе. Разработаны различные подходы и методы определения показателей, отражающих экономические и социальные аспекты. Наряду с понятием «уровень жизни населения» рассматриваются такие понятия, как «образ жизни людей», «качество жизни», «стиль жизни» и т.д. Изучение проблемы уровня жизни является актуальной проблемой. Снижение уровня жизни населения в последние годы повлекло за собой повышенный интерес со стороны государства, общественности и науки к этой проблеме. Споры по определению категории «уровень жизни населения» и её месту и значимости в системе общественных отношений продолжаются и в настоящее время.
Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое.
Объект исследования – уровень жизни населения как социально-экономическая категория.
Предмет исследования – динамика уровня жизни населения в Республике Беларусь.
Целью данной работы является изучение проблемы уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов. Для раскрытия темы были использованы статистические данные Национального статистического комитета РБ; анализ государственных программы РБ, международные отчеты по проблеме уровня и качества жизни, учебные пособия, монографии, научные статьи.
Изучение проблемы уровня жизни имеет важное теоретическое и практическое значение. Одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение уровня жизни населения, поскольку повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Социально-экономические индикаторы являются составной частью социальных программ. Они позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень жизни населения.
Таким образом, вопросы изучения и
анализа уровня жизни являются актуальными
в настоящее время. Детальное
изучение опыта зарубежных стран
в определении показателей
Уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы [15, c. 11].
Во времена
существования Советского Союза
понятие «уровень жизни населения»
рассматривалось в узком и
широком смысле. Под категорией «уровень
жизни» в узком смысле понималась
достигнутая степень
Под уровнем
жизни населения понимается обеспеченность
населения необходимыми материальными
и духовными благами и
В категории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие [3, c. 16]:
Структура основных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнем благосостояния [3]. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.
Можно выделить четыре уровня жизни населения:
ХХI век
выдвигает новый подход к определению
места и роли человека в научно-техническом
и социально-экономическом
Личные потребности отражают объективную необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.
Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.
Для изучения уровня жизни населения и его основных компонентов необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности их удовлетворения.
Одна их первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа, — потребность в пище. Это естественная физическая потребность. В то же время она формируется под влиянием социальных факторов и в этом смысле носит социальный характер. Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.
Потребность в одежде — одна из важнейших материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения — семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды — процент всего совокупного дохода семьи.
Потребность
в ведении домашнего хозяйства
— одна из материальных потребностей,
связанных с необходимостью сохранения
и поддержания домашнего очага.
Удовлетворяется путём трудовой
деятельности в рамках домашнего
хозяйства, предприятий службы быта.
Домашнее хозяйство — необходимый
элемент и условие жизни
Потребность в передвижении — одна из естественных потребностей. Удовлетворяется она путём развития пассажирского транспорта — как общественного, так и индивидуального.
Потребность в жилье — также одна из первейших потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От её удовлетворения зависит в конечном счёте и удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности населения в жилье свидетельствует о социальном развитии государства, о том, насколько полно соблюдаются в нём принципы социальной справедливости.
Потребность в труде — одна из основных социальных потребностей. Она обеспечивается правом граждан на труд, закреплённым Конституцией Республики Беларусь, и реализуется в процессе самого труда.
Потребность в отдыхе — это физиологическая потребность человека и одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством реализации права на отдых является трудовое законодательство Республики Беларусь, которое устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей недели, а также продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребёнком, учебные отпуска и некоторые другие.
Среди интеллектуальных — потребности в образовании и культуре являются важнейшими социальными потребностями. От степени и качества их удовлетворения зависит формирование и совершенствование главной производительной силы общества — человеческого капитала.
Потребность
в охране и укреплении здоровья в
основе своей выступает как
Потребность в социальном обеспечении — социальная потребность человека в гарантированном праве на материальное обеспечение и потребление социальных услуг в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и других предусмотренных законом случаях.