Уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие «уровень жизни» и его составляющие;
2. дать характеристику показателей оценки уровня жизни;
3. проанализировать уровень жизни на примере развитых стран;
4. изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
5. рассмотреть пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Уровень жизни как социально-экономическая категория 6
1.1 Понятие «уровня жизни» и его составляющие 6
1.2 Показатели оценки уровня жизни 10
1.3 Основные показатели уровня населения на примере развитых зарубежных стран 13
2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.1 Анализ показателей уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.2 Пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

макра.docx

— 122.88 Кб (Скачать файл)

В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и  расходы населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление непродовольственных  товаров и услуг; жилище; труд и  занятость; домашнее имущество; условия  образовательного и культурного  развития, включая образование и  культуру; использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая  обстановка (антиобщественные явления, преступность); обобщающие индикаторы уровня жизни и др.

Каждый  из названных компонентов имеет  собственные показатели и обеспечивается потреблением товаров и услуг. Потребление  населением определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень  жизни населения чаще всего рассматривается  в экономической системе «ресурсы — потребление» [3, c. 25].

Важную  роль для повышения уровня жизни  населения играют социальные нормы  и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер  государственного воздействия на повышение  уровня жизни населения и развитие социальной сферы.

Для определения  уровня жизни фактическое потребление  необходимо сравнивать с социальными  нормами и нормативами потребления, определяя таким образом степень  удовлетворения потребностей.

Важная  роль среди социальных нормативов принадлежит  системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету  высокого достатка.

В зависимости  от соотношения фактического потребления  и обеспечивающих его текущих  денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального  достатка: бедные — с доходами и  потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные — с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние  — с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета  высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление  и доходы выше бюджета высокого достатка.

 

 

 

1.2 Показатели оценки уровня жизни

 

Уровень жизни является комплексным показателем, характеризующим социально-экономическое  развитие страны и уровень материального  и социального благополучия граждан. Поэтому для оценки уровня жизни  используется комплекс показателей, которые  можно классифицировать по различным  основаниям.

  1. Реальные показатели. Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его проявления или в различных странах.
  2. Научно обоснованные показатели. Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые не должны выходить реальные показатели. Они более субъективны, так как учитывают различие потребностей у людей различного возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.

Показатели  уровня жизни можно разделить  на основные группы [1, c. 54]:

  1. Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)
  2. Санитарно-гигиенические условия жизни
  3. Потребление продовольственных товаров
  4. Жилищные условия
  5. Образование и культура
  6. Условия труда и занятости
  7. Доходы и расходы населения
  8. Стоимость жизни и потребительские цены
  9. Наличие транспортных средств
  10. Организация отдыха
  11. Социальное обеспечение
  12. Права человека

При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.

Раскроем содержание основных показателей  уровня жизни.

Самый первый показатель, который  упоминают при сравнении экономического развития стран – это объем  валового внутреннего продукта (ВВП). Так как уровень жизни напрямую зависит от экономического состояния  в стране, то для его анализа  используют такой показатель, как величина ВВП на душу населения. Этот показатель, как и обыкновенный ВВП, имеет номинальное и реальное выражение, так как представляет собой отношение всего произведённого за год валового внутреннего продукта ко всему наличному населению страны. Но как относительная величина, имеет свои особенности. Во-первых, она может изменяться не за счёт увеличения или уменьшения объёмов производства и услуг, а вследствие демографических изменений. В стране может случиться взрыв рождаемости, увеличатся потоки иммиграции, но при неизменном реальном ВВП, его показатель на душу населения может резко снизиться. Во-вторых,  это усреднённый показатель, который не отображает, как именно эти блага распределяются среди населения. Может быть возможна такая ситуация, когда большая часть ВВП будет потребляться незначительной частью богатых людей, подавляющее большинство населения будет жить в бедности, а при этом показатель ВВП на душу населения будет занимать высокие позиции в мировом рейтинге [2, c. 167].

Важными показателями уровня жизни являются доходы и расходы. Под доходами понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг с целью удовлетворения личных потребностей. Давая определение доходам как «сумме денежных средств», следует иметь в виду, что доходы населения могут существовать и в натуральной форме. Это. Например, продукция, произведенная в личных подсобных хозяйствах, натуральные выплаты в сельхозкооперативах и др. Однако доля этих доходов и их влияние на положение человека в обществе не очень значительна. Поэтому экономическая теория рассматривает, прежде всего, проблемы формирования и распределения денежных доходов. В зависимости от принадлежности к определенному слою общества, люди могут получать различные денежные доходы: заработную плату, социальные трансферты, доходы от собственности (проценты по вкладам, земельную ренту) и предпринимательской деятельности.

Расходы населения представляют собой  потребительские расходы (продукты питания; одежда и обувь; здравоохранение; жилищно-коммунальные услуги; транспорт  и связь; образование, культура и  отдых), обязательные платежи, расходы  на сбережения и кредиты. И при  оценке уровня жизни важны не только уровни реальных доходов и их стабильное увеличение, но и их источники и  их количество, а так же структура  всего дохода по источникам. В расходах также оценивается, куда уходит их основная часть и как распределяется оставшаяся.

 

Немаловажную роль играют трудовые показатели. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать об отсутствии доходов у значительной части населения, а как следствие и об неудовлетворении многих первостепенных потребностей. Невозможность работоспособного населения найти работу отражается и на социально незащищённых членах общества, чьи основные доходы составляют социальные выплаты. Последние в свою очередь снижаются из-за уменьшения налоговых поступлений в государственную казну. Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Он превосходит официальную безработицу в два раза, т.к. люди не спешат регистрироваться в органах занятости в надежде, что найдут новое место работы в короткий срок [7, c. 238].

Следующие показатели – это демографические. Самые важные среди них это  – естественный прирост и миграция. Оценивая их изменения, можно судить о стабильности экономического развития и уровне реальных доходов. В стране, где постоянно растут доходы населения и широко развита система социальных трансфертов, люди, желающие иметь несколько детей, не будут задумываться над невозможностью прокормить, воспитать и дать образование ещё одному ребёнку. В такой стране иммиграция будет преобладать над эмиграцией, так как люди стремятся жить в условиях определённости их будущего и не бояться завтра оказаться на улице. В этой группе также можно выделить показатель продолжительности жизни. По нему можно судить о состоянии здоровья нации, об уровне развития и доступности медицины и об экологическом состоянии в стране.

Ещё одна группа – показатели уровня образования. Общая грамотность и образованность населения свидетельствуют о развитии и доступности образования, об уровне культуры и её потреблении. Широкая сеть высших учебных заведений и возможность получить высокую профессиональную квалификацию дают дополнительную гарантию иметь в будущем более высокие доходы.

И последние показатели – это  жилищные условия. Обеспеченность населения жильём показывает среднее количество квадратных метров жилых помещений на одного жителя, но не учитывает состояния этого жилья и его распределения в обществе. О более конкретной удовлетворённости жилищными условиями можно судить лишь сравнив количество состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и количество получивших жильё. Качество жилья отображает благоустройство жилищного фонда, то есть обеспечение жилых помещений отдельными видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством, коммуникациями и т.п.).

Таким образом, в основе оценки уровня жизни населения лежит система  показателей, которые включают величину ВВП на душа населения, уровень расходов и доходов населения, уровень  образования, здравоохранения, показатели жилищной политики, демографические  показатели. 

1.3 Основные показатели  уровня населения на примере  развитых зарубежных стран

 

Каждый человек имеет собственные  критерии определения уровня и качества жизни населения. Часто основными  критериями являются показатели климата, страны проживания. Но, в то же время, в самой климатически благоприятной  стране человек не будет счастлив без удовлетворения элементарных потребностей в пище, жилье, услугах здравоохранения, возможностей собственного образования  и образования. Удовлетворенность  человека уровнем и качеством  жизни зависит от доступности  комплекса благ, которые и дают ощущение благополучия.

ООН оценивает уровень жизни  согласно индексу ИРЧП — индексу  развития человеческого потенциала, который приводит в своем ежегодном  Отчете о развитии человечества.

Для его измерения используются следующие характеристики:

  1. Средняя ожидаемая продолжительность жизни
  2. Базовые показатели образованности населения
  3. Реальный ВВП на душу населения.

Вне зависимости от уровня экономического развития страны делятся на следующие  группы по уровню ИРЧП:

  • ИРЧП более 0,8 – страны с высоким уровнем человеческого развития
  • ИРЧП от 0,5 до 0,8 – страны со средним уровнем человеческого развития
  • ИРЧП менее 0,5 – страны с низким уровнем человеческого развития.

Организация Объединенных Наций опять  признала Норвегию лучшей в мире страной  для проживания. В списке стран  с самым высоким уровнем жизни  Норвегия занимает лидирующее место. На 1-м месте в 2009 г Норвегия. На 2-м — Австралия, 3-м Швеция, на 4-м — Канада. Далее расположились Япония, Нидерланды, Финляндия, Дания, Великобритания, Франция, Австрия, Италия, Новая Зеландия и Германия, завершающая двадцатку стран с самым высоким уровнем жизни. Хуже всего, согласно докладу ООН, обстоят дела в Африке: последними в списке стоят 20 африканских стран. Замыкает список Нигер на 177 месте [13].

По итогам 2009 г. Беларусь — на 68 месте, Россия — на 71 месте, Украина  — на 85, США — на 13. Стоит добавить, что индекс развития человеческого  потенциала является упрощённым показателем  уровня жизни и главная его  задача – ранжировать страны и  сопоставить их в рейтинг для  суждения об ориентированности экономики  страны на цели человеческого развития.

Рассмотрим  подробнее Норвежскую и Шведскую модели благополучия. В этих странах  уровень и динамика здоровья населения  ставятся на первое место среди компонентов  уровня жизни, поскольку рассматривается  как базисная потребность человека и главное условие его деятельности (отсюда очень высокая продолжительность  жизни населения в этих странах). Основными измерителями здоровья общеприняты показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности. В России, к сожалению, показатели смертности выше показателей рождаемости, динамика смертности в значительной мере определяется ослаблением здоровья, ухудшением здравоохранения и питания людей. Надо отметить, что очень важными показателями здоровья являются– количество врачей на душу населения, медицинского оборудования и т. д.

Индикатором уровня образования в Швеции, Норвегии принято считать среднее число  лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше). С начала 90-х  годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной  деградации культуры: сократилась численность  студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась  издательская деятельность, закрылись  многие библиотеки, дома культуры, снизилась  посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд. В настоящее время гораздо  меньше средств тратиться на развитие науки, что также отрицательно сказывается  на положении страны [13].

Кроме рассмотренных  выше к факторам, определяющим уровень  и качество жизни этих стран относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические  условия, уровень преступности и  тому подобное), личные сбережения. Как  показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически  невозможны. Эти условия жизни  находятся в прямой зависимости  от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП. Швеция занимает одно из первых мест в Европе по ВВП и потреблению на душу населения.

Информация о работе Уровень жизни населения