Уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие «уровень жизни» и его составляющие;
2. дать характеристику показателей оценки уровня жизни;
3. проанализировать уровень жизни на примере развитых стран;
4. изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
5. рассмотреть пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Уровень жизни как социально-экономическая категория 6
1.1 Понятие «уровня жизни» и его составляющие 6
1.2 Показатели оценки уровня жизни 10
1.3 Основные показатели уровня населения на примере развитых зарубежных стран 13
2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.1 Анализ показателей уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.2 Пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

макра.docx

— 122.88 Кб (Скачать файл)

3. С помощью  регулирования социального развития. При формировании долгосрочной  социальной политики наряду с  целевыми установками в области  потребления существенное значение  имеют задачи обеспечения населения  жильем и услугами. Относительно  сложной проблемой остается анализ  народнохозяйственной значимости  отраслей непроизводственной сферы  и выход отсюда на комплексные  характеристики необходимых изменений  в уровне и образе жизни  населения в перспективе. Особенно  это касается комплексных оценок  необходимого прогресса в области  здоровья населения, сдвигов в  образовании и культуре. Народнохозяйственная  трактовка результатов функционирования  непроизводственных отраслей создает  основу для появления некоторых  общих критериев при обосновании  величины расходов на развитие  непроизводственной сферы.

Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно  с обоснованием показателей народного  благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.

Основными направлениями повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь являются [10]:

  • переход на адресный, индивидуальный характер оказания финансовой помощи бедным на основании четких понятных и прозрачных для общественного контроля критериев;
  • разработка и законодательное утверждение категорий «бедность», «социально незащищенный гражданин», «черта бедности». Данные категории будут рассчитываться по следующим критериям: возраст, текущий доход, занятость, проживание (в семье или отдельно), наличие жилья, наличие родственников-опекунов, наличие иждивенцев, объем аккумулированных сбережений, уровень профессиональной подготовки (вуз, техникум, училище) и возможность самостоятельного трудоустройства, наличие недвижимости и земли. Индекс социальной незащищенности предполагает взвешивание каждого из компонентов и разработку соответствующей методики расчета объема ежемесячной государственной помощи каждому малоимущему гражданину. Совокупный доход гражданина, который числится в списке адресной поддержки, будет как минимум на 50% выше черты бедности по критериям ООН;
  • составление списков категорий граждан, которые имеют право получения государственной помощи. Данная информация публикуется в печати или предоставляется для общественного аудита и сведения через ЖЭСы и местные органы исполнительной власти. Они осуществляют постоянный мониторинг данного процесса и ежеквартально вносят в списки необходимые коррективы. Межобластной комитет по контролю над оказанием адресной социальной помощи осуществляет выборочные неплановые проверки без предварительного уведомления органов исполнительной власти;
  • составление единой общереспубликанской базы данных по адресной системе социальной помощи, которая включает полную информацию о критериях, параметрах помощи, а также содержит данные об объеме трансфертов. Это позволит избежать дублирования различных государственных программ, резко сократить издержки администрирования социальной системы;
  • сокращение перекрестного субсидирования путем приближения тарифов на субсидируемые услуги с затратами на их оказание. Компенсации бедным оказываются на адресной, индивидуальной основе.

Рассмотрим  пути совершенствования основных направлений  повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Общей проблемой пенсионного обеспечения в переходный период выступает его низкий уровень. Средний размер пенсий меньше минимального прожиточного бюджета пенсионера. Это подрывает социальный статус пенсионера, приводит к избыточной занятости среди пенсионеров. В этих условиях сложно обеспечивать достаточную дифференциацию размеров пенсий с учетом трудового вклада. Отсутствует прямая связь между размерами пенсий и величиной страховых взносов, внесенных в соответствующий фонд в период трудовой деятельности. По определенным категориям работников страховые взносы вообще отсутствуют. В связи с наметившимся старением населения ухудшается финансовая устойчивость национальной пенсионной системы, что в дальнейшем не исключает возникновения ее тотального кризиса.

Среди различных  вариантов проведения пенсионной реформы, учитывающих опыт передовых стран, считается, что существенными преимуществами обладает трехуровневая система пенсионного обеспечения:

  • предоставление базовых трудовых и социальных пенсий;
  • обязательное пенсионное страхование за счет обязательных страховых взносов;
  • дополнительное пенсионное страхование и обеспечение за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Реформирование социальной помощи. Данная система затрагивает интересы наименее обеспеченных слоев общества. Основная задача - это повышение эффективности оказываемой помощи, соразмерность ее масштабов финансовым возможностям государства. Стратегия предоставления социальной помощи, основанной главным образом на ценовых искажениях, должна быть заменена стратегией, основанной на льготном налогообложении и перераспределении доходов (социальные трансферты).  Белорусское правительство регулярно вносит поправки в сложившуюся систему социальной помощи, сокращая необоснованные льготы и повышая ее эффективность. Отрабатываются практические приемы усиления адресности социальной помощи. На ключевых направлениях концентрируются финансовые средства государства.

Реформирование базовых социальных услуг предполагает:

  • улучшение качественных характеристик функционирования соответствующих отраслей социальной сферы;
  • внедрение среди организаций и учреждений здравоохранения, образования и т. д. принципов конкуренции за выполнение социального заказа и за бюджетное финансирование;
  • гарантию оказания государством на бесплатной основе минимума социальных услуг, прежде всего в сфере здравоохранения, для различных слоев населения и территориальных групп.

Опыт  переходного периода показывает, что в потреблении базовых  социальных услуг должен соблюдаться  так называемый двухступенчатый  принцип. Это означает, что до определенного уровня такие блага должны бесплатно предоставляться всем членам общества. И лишь после превышения минимума базовые социальные услуги (здравоохранение, образование, жилье) становятся обычными рыночными благами.

Необходимо  создавать новый экономический  механизм функционирования сферы здравоохранения, образования, а также жилищного комплекса, который предельно монополизирован. Такой обновленный экономический механизм должен основываться на расширении хозяйственной самостоятельности организаций, предполагать усиление конкуренции за выполнение социального заказа, ответственности за полноту, своевременность и качество оказываемых услуг.

Тревожным моментом выступает то, что значительная часть населения имеет доходы ниже не только МПБ, но и БПМ. Среди  важнейших социальных ориентиров в  правительственных документах обозначаются необходимость не допускать сокращения численности работающих без создания новых рабочих мест, обеспечение «полного распределения» выпускников государственных учебных заведений, повышение мотивации безработных к возобновлению трудовой деятельности.

В качестве особой социальной проблемы отметим  и низкий уровень социальной помощи тем семьям, которые воспитывают  детей, а также недостаточный  уровень пенсионного обеспечения. Стратегический курс на накопление человеческого капитала несовместим с имеющей место недооценкой высококвалифицированного труда (врачи, педагоги, ученые), основным нанимателем которого выступает государство.

Стратегия системных экономических реформ предполагает переход на адресную систему  денежной помощи малоимущим, наименее защищенным гражданам. Он будет осуществляться одновременно с отказом от принципа корпоративной помощи. Социально-экономическая  политика предполагает значительную экономию средств за счет отмены прямых и  косвенных дотаций для богатой  части населения, а также для  тех, кто самостоятельно может обеспечивать себе высокий доход. Социальные блага  населению будут предоставляться  частным сектором на конкурентной основе. Государство будет выступать  лишь заказчиком определенных услуг, и  осуществлять контроль их предоставления.

Приоритетной  задачей социальной политики должна считаться работа по совершенствованию социального партнерства, форм и методов взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе была изучена проблема уровня жизни населения. В первой главе было раскрыто понятие «уровень жизни» и его составляющие; дана характеристика показателям уровня жизни, проанализирован уровень жизни на примере развитых стран. Вторая глава посвящена анализу динамику уровня жизни в Республике Беларусь и рассмотрению путей совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в Республике Беларусь. Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

2. Для оценки уровня жизни  используются различные социально-экономические  показатели. Основными из которых  являются ВВП на душу населения,  уровень доходов и структура  расходов, уровень беззаботности,  демографическая ситуация, уровень  образования, здравоохранения, решение  жилищной политики, социальное обеспечение  и другие.

3. ООН оценивает уровень жизни  согласно индексу ИРЧП — индексу  развития человеческого потенциала, который приводит в своем ежегодном  Отчете о развитии человечества. Так, в 2009 году на 1-м месте  – Норвегия; на 2-м — Австралия, 3-м Швеция, на 4-м — Канада; Беларусь  — на 68 месте.

4. В настоящее время в Республике Беларусь имеется тенденция к снижению уровня жизни, о чем свидетельствует снижение реальных доходов населения, изменение структуры расходов. В тоже время следует отметить высокий уровень решения социальных вопросов: уровень образования, здравоохранения, пенсионное обеспечения. По данным ООН в 2009 году Республика Беларусь занимает 68 место, что свидетельствует о том, что несмотря на сложную ситуацию в мире, правительство РБ придерживается стандартов социально-ориентированной рыночной экономики.

5. Главными направлениями социальной  политики являются повышение  уровня и качества жизни населения,  последовательный и сбалансированный  рост денежных доходов населения,  сокращение малообеспеченности, приближение  их параметров к уровню экономически  развитых европейских государств.  Для реализации этих направлений  требуется обеспечение роста  заработной платы, пенсий и  пособий, оказание адресной социальной  помощи нуждающимся гражданам.  Улучшение качества жизни предусматривается достичь за счет мер по укреплению здоровья населения, повышению качества медицинской помощи, развитию системы образования, улучшению условий проживания, созданию условий для массового физкультурно-оздоровительного движения и др.

В заключение отметим, что повышение  уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее  направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают  рост ВВП и совершенствование  механизма его распределения  на макро- и микроуровнях.

Повышение уровня жизни – это  не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально  новые техника и технологии, так  и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального  капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее  структура материальных, духовных и  социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной  энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

Как экономика оказывает воздействие  на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние  на экономическую сферу она оказывает  путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением  заболеваемости, созданием благоприятных  жилищных и культурно-бытовых условий  жизни и т.д. Все это существенно  влияет на производительность труда  работников, рациональное потребление  и использование свободного времени  работников.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бобков, В. Дифференциация благосостояния / В. Бобков// Экономист. - 2005. - № 6. - с. 54-67.
  2. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  3. Горелов, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова – СПб.: Питер, 2003. - 653 с.
  4. Доклад о развитии человека за 2009 год – Минск: Юнипак, 2009. – 700с.
  5. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учеб.пособие/ Н.М.Зубко, А.Н.Каллаур. – Минск: Высш.шк., 2007. – 416с.
  6. Козловский, В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход/ В.В.Козловский. – Минск., 2005. – 391с.
  7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практка. Учебное пособие для студентов/ И.М.Лемешевский. – Мн.: ФУАинформ, 2009. – 702с.
  8. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. Статистический справочник/ Под ред. Зиновского В.И. – Минск: 2009. – 90с.
  9. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Статистический ежегодник Республики Беларусь/ Под ред. В.И.Зиновского– Минск, 2010. – 587 с.
  10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития  Республики Беларусь  на период до 2020 г.// Электронная база нормативно-правовых актов Республики Беларусь  «Консультант Плюс», 2009.
  11. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович и др.; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2009. – С. 727.
  12. Национальная экономика Беларуси: учебник/В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751с.
  13. ООН представила рейтинг качества жизни в странах мира на 2009 год [Электронный ресурс] – режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2009/10/06/2192 Дата доступа: 03.11.2010.
  14. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php Дата доступа: 03.11.2010.
  15. Потапова, И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста/ И.О.Потапова. - Мн.: ООО «Мисана», 2001. – 168с.
  16. Расходы и доходы населения в РБ за 2007 г. - Мн., 2007- 67с.

Информация о работе Уровень жизни населения