Уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие «уровень жизни» и его составляющие;
2. дать характеристику показателей оценки уровня жизни;
3. проанализировать уровень жизни на примере развитых стран;
4. изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
5. рассмотреть пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Уровень жизни как социально-экономическая категория 6
1.1 Понятие «уровня жизни» и его составляющие 6
1.2 Показатели оценки уровня жизни 10
1.3 Основные показатели уровня населения на примере развитых зарубежных стран 13
2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.1 Анализ показателей уровня жизни в Республике Беларусь 16
2.2 Пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

макра.docx

— 122.88 Кб (Скачать файл)

 

4. Анализ социально-демографических  показателей

Одним из важных показателей уровня жизни  является продолжительность жизни. С 2000 года продолжительность жизни в Беларуси возросла на 1,8 года у женщин и на 1,3 года у мужчин.  У мужчин этот показатель не превысил 64,7 года, у женщин — 75,6 года. По сравнению с Россией и Украиной это несколько выше, по сравнению с другими европейскими странами — значительно ниже. Так, продолжительность жизни у мужчин в 2009 году составила: в России — 60,4 года, в Украине — 62,4 года, Литве — 65,3, Латвии — 65,9 лет, Польше — 70,9 года, Австрии и Германии — 77,2 года. У женщин: в России — 73,2 года, Украине — 74,1 года, Латвии — 76,8, Литве — 77,1, Польше — 79,6 года, Австрии — 82,8, Германии — 82,4 [11, c. 37].

 На продолжительность жизни в республике Беларусь кроме социально-экономических факторов важное значение оказывают экологические факторы. В республике Беларусь не так сильно развита медицина, как например в США, и к тому же существенно сказывается радиоактивное загрязнение значительной части территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Наблюдается ежегодное снижение коэффициента младенческой смертности (умершие в возрасте до 1 года на 1000 родившихся). Так, в 1995 году было отмечено самое высокое значение – 13,3, которого не было с 1987 года, но ежегодно снижаясь, в 2008 году он достиг уровня 4,5, который является средним по миру и самым низким среди стран СНГ (для сравнения: в Кыргызстане он постоянно увеличивается и в 2007 году был на отметке 30,6) [8, c. 14].

Характеризуя  демографическую ситуацию в РБ следует  отметить тенденцию сокращения численности  населения, смертность превышает рождаемость, численность населения ежегодно сокращается на 5% (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Численность населения РБ

Показатели

1996

2005

2006

2007

2008

2009

Численность населения 
(на начало года), тыс. человек

10177

9800

9751

9714

9690

9493

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

-37,6

-51,4

-41,7

-29,4

-26,0

-25,8


Примечание  ― Источник: собственная разработка.

 

Это происходит в основном из-за старения нации. На демографическую ситуацию оказывают влияние и экологические факторы. Так, с 2008 года рождаемость по республике увеличилась, но это скорее связано с беби-бумом в 80-гг. В тоже время ухудшение здоровья молодых людей репродуктивного возраста в связи с радиационным загрязнением отрицательно сказываются на уровне рождаемости и здоровье новорожденных детей. Большинство семей по-прежнему имеют только одного-двух детей. Увеличивается продолжительность жизни и людей зрелого возраста становится всё больше и больше. Как результат смертность превышает рождаемость.

На общую  численность населения так же влияет сальдо международной миграции (разность между иммиграцией и  эмиграцией). Приятно отметить, что в нашей стране этот показатель имеет положительное значение, т. е. иммиграция превышает эмиграцию. В 2007 году сальдо составило 1949 человек; в 2008 году – 4234; в 2007 году – 5368 и в 2008 – 7258 человек. Положительное сальдо миграции свидетельствует о предпочтениях людей жить в какой-либо стране. Более половины миграционных переездов совершается в пределах СНГ. Эта часть как раз и не связана с экономическими предпочтениями, а совершается в силу семейных обстоятельств. Если же говорить об эмиграции из нашей страны в страны с более высокими доходами и уровнем жизни, то предпочтения отдаются США, Германии, с которой у Беларуси очень тесные взаимоотношения, и Литве с Польшей, как самым ближайшим соседям недавно вошедшим в Евросоюз [11, c. 26].

Оценку  уровню жизни через качество населения  можно дать также с помощью  показателей уровня образования (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Основные показатели образования (на начало учебного года)

Показатели  

1995/96

2004/05

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

Число учреждений, обеспечивающих  
общего среднего образования1)

5007

4298

4187

4063

3927

3821

3719

В них учащихся, тыс.

1582,2

1303,4

1240,9

1179,3

1134,9

1083,2

1006,7

Число учреждений, обеспечивающих среднее спец. образования1)

149

206

204

205

204

206

211

В них учащихся, тыс.

122,4

158,4

154,1

152,5

155,0

157,3

166,6

Число учреждений, обеспечивающих высшее образов1)

59

55

55

55

53

53

53

В них студентов, тыс.

197,4

362,9

383,0

396,9

413,7

420,7

430,4


1) Включая данные по частным учебным заведениям.

2) С 2002/03 учебного года в число учреждений включены все учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об образовании".

Примечание  ― Источник: [14].

 

Качество  образования в РБ довольно высоко. Так, в Беларуси отмечен 100% уровень грамотности населения в возрасте старше 15 лет, а по уровню образованности наша страна занимает самые передовые позиции в мире. В 2009 году школы окончили 96,7 тысяч выпускников и 91,5 тысяча из них были зачислены в учреждения, дающие высшее образование (половина из них на дневное отделение). Это были бы слишком завышенные цифры, если бы не тот факт, что в нашей стране весьма широкая сеть высших учебных заведений. Если не считать частные ВУЗы, то государственных учреждений у нас 55 [2, c. 73 ].

Важным  показателем уровня жизни является жилищная политика. Население имеет  потребность не только в самом месте проживания, но так же в том, чтобы это место было комфортным. В 2000 году в среднем на 1 жителя Беларуси приходилось 21,2 м2 жилой площади (в Минске – 18,4 м2). К 2009 году ситуация не сильно изменилась, несмотря на то что строительство в стране идёт достаточно высокими темпами. Теперь на одного жителя страны приходится 23,2 м2, а в Минске – 19,5 м2. Только за 2009 год было построено 58 тысяч квартир, а среди нуждающихся их получили лишь 30 тысяч человек (таблица 2.5) [11, c. 46].

 

Таблица 2.5 - Жилищный фонд Республики Беларусь

Показатели 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Жилищный фонд в том числе:

200,5

212,1

220,7

220,5

222,6

224,8

228,2

государственный

64,4

44,0

37,6

35,7

34,8

34,6

34,0

частный

136,1

168,1

183,1

184,8

187,8

190,2

194,2

Городской жилищный фонд

в том числе:

123,6

135,0

144,4

144,7

147,3

149,8

153,1

государственный

56,3

37,2

30,0

28,3

27,4

26,8

26,2

частный

67,3

97,8

114,4

116,4

119,9

123,0

126,9

Сельский  жилищный фонд

в том числе:

76,9

77,1

76,3

75,8

75,3

75,0

75,1

государственный

8,1

6,8

7,6

7,4

7,4

7,8

7,8

частный

68,8

70,3

68,7

68,4

67,9

67,2

67,3


(на конец года; миллионов квадратных  метров общей площади)

Примечание  ― Источник: собственная разработка.

 

Становится  широко распространенным явление, когда  наиболее обеспеченные слои населения  имеют по 2-3 квартиры, при этом фактически они проживают лишь в одной, а  вторая квартира сдаётся в аренду. А люди со средним или низким достатком  вынуждены снимать эти квартиры и долгие годы стоять в очередях за дешёвыми квартирами, так как  не имеют возможности купить или  построить самостоятельно новое  жильё в силу очень высоких  цен.

Что же касается благоустроенности жилья, то в городах  практически полная обеспеченность всем необходимым: водопроводом, электричеством, газом отоплением, телефонной связью. Что же касается сельских населенных пунктов, то единственное, чего там, пожалуй, в достатке – это газ. Газом  в 2008 году было обеспечено 92% сельских домов и ещё 4% были обеспечены напольными электроплитами. Но при этом центральное отопление имеется лишь в 58% жилых домов, водопровод в 72%, горячее водоснабжение в 42%,  ванные в 59%, телефоны в 73 домах из ста, в то время как в городах на сто семей приходится 105 телефонов. Если ещё добавить плохое сообщение с городами, плохие дороги, отсутствие магазинов, культурных заведений и низкие доходы, то причины миграции сельских жителей в города будут очевидны.[11, с. 175]

Стоит добавить несколько слов по показателям, влияющим на качество жизни, и так же учитываемых  людьми при выборе страны проживания. Естественно, что все хотят жить в безопасности, но в наше время, когда доходы одних слоёв могут  в несколько раз превышать  доходы других и увеличивается социальное отчуждение, зачастую некоторые берутся  повысить свой уровень жизни за счёт силы и власти. Если за весь 1990 год  было совершено 75 699 преступлений, то в 2007 году уже 180 424 преступления (103 082 из них кражи). И если ранее «лидером» по преступности была Гомельская область, то теперь значительная доля преступлений приходится на столицу. Если по сравнению с 1990 годом уровень преступности возрос более, чем в 2 раза, то раскрываемость этих преступлений осталась практически на прежнем уровне (в 1995 году было раскрыто 69,9 тысяч преступлений, а в 2008 году 77,8 тысяч). Но несмотря на это, у жителей страны прочно сложился стереотип, что у нас мирное государство, и никто не боится ходить ночью по улицам. [8]

Безопасность  граждан зависит не только преступности. По-прежнему природа имеет значительное влияние на человека. Начиная с  того, что она является источником продуктов питания и различных  ресурсов, и заканчивая тем, что в  результате какой-либо природной катастрофы может погибнуть множество людей. К счастью, нашей стране не угрожают землетрясения, вулканы, смерчи или  ужасные ураганы, но ведь не только природа может разрушать то, что  создано человеком, человек в  процессе своей хозяйственной деятельности постоянно наносит ей немалый  урон. Недостаток ресурсов, загрязнение  окружающей среды – всё это  не самым лучшим образом сказывается  на здоровье людей. Понимая это, правительства  многих стран выделяют средства на охрану и восстановление природы. Всего  за четыре года в нашей стране эта  сумма увеличилась более, чем  в двое. В 2003 году она составляла 130,3 миллиарда рублей, а в 2007 году уже 282,3 миллиарда. И эти средства принесли пользу. Например, выбросы  загрязняющих веществ в атмосферу  снизились в 2007 году до 1 миллиона 522 тысяч тон с 3 миллионов 403 тысяч  в 1990 году. А сброс сточных вод  за те же годы снизился с 2 148 миллионов м3 до 1 118 миллионов м3. На самом деле это очень высокие показатели, так как государство находит время и деньги следить за общей экологией, не смотря на то, что треть территории страны загрязнена радиацией и требует не меньших мер [8].

Обобщая анализ уровня жизни в Республике Беларусь, можно констатировать следующее. До 2008 году в Республике Беларусь имело  место постепенное повышение  уровня и качества жизни граждан: повышался уровень ВВП на душу населения, росли доходы, полученные средства граждане тратили не только на предметы первой необходимости, но могли себе позволить отдых, покупку  дорогих вещей, бытовой техники. Однако с 2009 годы в Республике Беларусь имеется тенденция к снижению уровня жизни, о чем свидетельствует снижение реальных доходов населения, изменение структуры расходов. В тоже время следует отметить высокий уровень решения социальных вопросов: уровень образования, здравоохранения, пенсионное обеспечения. По данным ООН в 2009 году Республика Беларусь занимает 68 место, что свидетельствует о том, что несмотря на сложную ситуацию в мире, правительство РБ придерживается стандартов социально-ориентированной рыночной экономики.

 

 

2.2 Пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в РБ

 

Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель  благ и услуг, генератор новых  идей и главный субъект их реализации. Социально-экономическое развитие республики Беларусь направлено на повышение  уровня и качества жизни населения.

Существует  три основных направления регулирования  уровня жизни [3, c. 69]:

1. С помощью  государственных минимальных социальных  стандартов. Данные стандарты направлены  на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РБ. ГМСС - установленный законодательством  минимально необходимый уровень  обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный  прожиточный минимум; минимальный  размер социальных пособий и  выплат; номенклатуры, перечня и  набора бесплатных и частично  платных услуг, оказываемых населению  за счет финансирования из  бюджетной системы; нормы обеспечения  населения социальными услугами  и т.д. 

2. С помощью  регулирования оплаты труда. В  нашей стране работодатели начисляют  з/п без учета инфляционного  роста цен, что приводит к  снижению цены рабочей силы, поэтому  главная задача государства- определить  размер з/п на уровне цены  рабочей силы. Основные меры: социальное  партнерство, совершенствование  налогового законодательства, адресность  социальной защиты, предоставление  льгот населению, обязательное  социальное страхование, программно-целевой  подход по различным схемам  и другие.

Информация о работе Уровень жизни населения