Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:44, курсовая работа
Такая важная характеристика как цена товара всегда была и остается одним из важнейших критериев принятия потребительских решений. Цена является традиционным элементом ведения конкурентной политики, и, помимо этого, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль компании в целом. Поэтому формирование ценовой политики по отношению к товарам и услугам, реализуемым на рынке, является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании, функционирующей на любой отрасли.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы осуществления ценовой дискриминации. 5
1.1. История понятия «ценовая дискриминация». 5
1.2. Основные принципы ценовой дискриминации. Сущность понятия. 7
1.3. Типы ценовой дискриминации. 10
Выводы по первой главе. 16
Глава 2. Практические аспекты осуществления ценовой дискриминации. 18
2.1. Осуществление ценовой дискриминации на примере программного обеспечения персонально компьютера. 19
2.2. Практическое применение ценовой дискриминации в различных сферах деятельности хозяйствующих субъектов. 20
Выводы по второй главе. 23
Заключение. 24
Список использованной литературы. 26
Красногорский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Кафедра экономики и финансов
Условия осуществления ценовой дискриминации
Курсовая работа
Дисциплина: Микроэкономика
Выполнил:
Копаев В.П., («Экономика», 1 курс)
Руководитель:
Гребеник В.В. (к.э.н., доцент)
Красногорск 2012
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы осуществления ценовой дискриминации. 5
1.1. История понятия «ценовая дискриминация». 5
1.2. Основные принципы ценовой дискриминации. Сущность понятия. 7
1.3. Типы ценовой дискриминации. 10
Выводы по первой главе. 16
Глава 2. Практические аспекты осуществления ценовой дискриминации. 18
2.1. Осуществление ценовой дискриминации на примере программного обеспечения персонально компьютера. 19
2.2. Практическое применение ценовой дискриминации в различных сферах деятельности хозяйствующих субъектов. 20
Выводы по второй главе. 23
Заключение. 24
Список использованной литературы. 26
Такая важная характеристика как цена товара всегда была и остается одним из важнейших критериев принятия потребительских решений. Цена является традиционным элементом ведения конкурентной политики, и, помимо этого, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль компании в целом. Поэтому формирование ценовой политики по отношению к товарам и услугам, реализуемым на рынке, является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании, функционирующей на любой отрасли.
Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы своей продукции по одинаковой цене. Есть такие фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, которые были установлены для разных покупателей, не отражают различия в затратах фирмы, связанных с индивидуальным подходом к удовлетворению потребности этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию. В большинстве случаев фирмы используют не единственную цену, а набор цен для различных рыночных ситуаций, т. е. дискриминацию.
Так, например, цирк, который устанавливает цену на билет в 70 рублей для взрослых и 30 рублей для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки цирка будут одинаковы для всех посадочных мест. Немного другая ситуация будет, например, на бензоколонке, где цена одного литра бензина на 5 рублей ниже, если клиент платит наличными деньгами, а не с помощью кредитной карточки. Тогда просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций. [1,-c.205]
В данной работе рассмотрены схемы ценообразования, которые служат осуществлению политики ценовой дискриминации. Из курса микроэкономики известно, что способом увеличения не только монопольной прибыли, но и общественного благосостояния, измеряемого суммой выигрышей потребителя и производителя, служит ценовая дискриминация.
Цель работы: изучение методов ценовой дискриминации, используемые фирмами на практике на базе экономической теории анализа ценовой дискриминации.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования данной работы является микроэкономика государства, а предметом исследования является ценовая дискриминация.
В настоящее время данный вопрос как никогда актуален, так как политику ценовой дискриминации активно используют организации и фирмы по всему миру.
Курсовая работа изложена на 26 страницах печатного текста, включает 3 графика и 5 формул, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников литературы, в котором 11 наименований.
Ценовая дискриминация – это такая ситуация на рынке монополистической конкуренции, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт стоит по-разному для разных покупателей, причем эта самая разница в ценах не оправдана издержками производства данного товара.
Весь смысл дискриминационной политики можно охарактеризовать так: производитель старается использовать все возможности для назначения максимальной индивидуальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это означает, что как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели могут подвергаться данному явлению.
Первоначальное упоминание о таком явлении, как ценовая дискриминация можно отыскать в трудах Ж. Дюпюи и Д. Ларднера, а свою нынешнюю и развитую форму это понятие нашло в трудах известного английского экономиста Артура Пигу. О вкладе каждого из этих экономистов далее пойдет речь.
Ж. Дюпюи был первым, кто обратил внимание финансовых исследователей к явлению ценовой дискриминации и попытался выяснить его смысл. Принято считать, что основой подхода Дюпюи к ценовой дискриминации является концепция полезности.
Что же именно дает нам право говорить о неоценимом вкладе этого французского экономиста в выработке и исследовании понятия ценовой дискриминации? Прежде всего — это определение явления, вошедшее почти без изменения во всю экономическую литературу. В определении, данном Дюпюи замечена самая суть явления: «Один и тот же товар продается по различным ценам абсолютно разным покупателям, при этом различия в ценах безотносительны к различиям в затратах на производство». [3,-c.2]
Помимо самого определения явления ценовой дискриминации Дюпюи частично освещает и те условия, которые необходимы для ее осуществления. Он разъясняет, что продавец (который одновременно является и производителем) может вести такую продажу только в том случае, когда он защищен от конкуренции, т. е. является монополистом или обладает некой монополистической властью. Осуществление данного условия необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать и назначать цену. Но этого еще недостаточно, так как еще нельзя понять, откуда вообще берутся две (или более) цены на один и тот же товар, если учитывать то, что различия в затратах на производство столь малы, что ими можно пренебречь, или же их попросту нет.
Практически одновременно с исследованиями Дюпюи, вопрос о ценовой дискриминации изучался еще одним инженером и экономистом - англичанином Д. Ларднером. Его выводы и анализ изложены в работе «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах», который вышел в Лондоне в 1860 г., и в которой рассматриваются экономические проблемы зарождающейся на тот момент отрасли — железнодорожного транспорта.
Подход Ларднера к данной проблеме немного отличается от подхода Дюпюи. Ларднер анализировал явление ценовой дискриминации с позиции теоретических аспектов фирмы. Он пытался доказать, что дискриминация может использоваться в качестве некого специального средства, с помощью которого фирма будет способна максимизировать собственную прибыль. Анализ железнодорожных тарифов позволил ему обобщить практику их определения в зависимости от характера и расстояния перевозимых грузов. Такую дифференциацию Ларднер объяснил тем, что существуют некие различия между эластичностью спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднера в исследования данного явления — это выявление им роли эластичности спроса в осуществлении политики ценовой дискриминации.
Пятьдесят лет спустя, теория ценовой дискриминации получила дальнейшее развитие и нашла свой современный облик в работах английского экономиста А. Пигу, ученика и последователя небезызвестного А. Маршалла.
В его работе «Экономическая теория благосостояния», Пигу дал более глубокий, нежели его предшественники и современники, анализ ценовой дискриминации. Он выявил и постулировал общие для всех условия ценовой дискриминации и выделили основные три вида (степени) ценовой дискриминации.
Согласно работам Пигу, общие условия, в полной мере благоприятствующие осуществлению ценовой дискриминации, складываются только тогда, когда цена спроса на единицу товара не зависит от установленной для продажи цены любой другой единицы товара. А это возможно лишь в том случае, когда никакая единица товара не может заменить какую-либо другую единицу этого товара. Интерпретация понятия ценовой дискриминации, представленной А. Пигу, в настоящее время вошла во практически все учебники экономики. [8,-c.25]
Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает высокую степень развития рыночных отношений. Одноразовые и случайные сделки между сменяющимися покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Обычно принятое решение зависело от того, как они договорились. Лишь со временем возникают необходимые условия для формирования того, что можно назвать единой ценой на товарном рынке.
Чтобы реализовать предпосылки осуществления ценовой дискриминации в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия. Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является обыденным делом для всех компаний, так как ценовая дискриминация осуществима только тогда, когда реализуются следующие три условия:
1. Наиболее очевидно, что если продавец хочет осуществлять политику ценовой дискриминации, то он должен быть монополистом или, хотя бы, обладать некой степенью монопольной власти, то есть способностью контролировать производство и установление цен. [2,-c.106]
Самое главное, чтобы конкуренты не могли продавать свой товар дешевле в тех областях, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, и настолько, что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности проведения политики ценовой дискриминации ограничены.
2. Продавец должен быть способен делить покупателей на отдельные классы, в которых группы имеют разную готовность и способность платить за продукт. Такое выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса и кривых спроса отдельных покупателей.
3. Первоначальный
покупатель не может
В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из этих трёх условий и насколько удачно эти условия сочетаются между собой, можно говорить о различных возможностях проведения дискриминационной политики как о постоянном поведении фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса покупателей.
Очевидно, что наиболее благоприятные условия для ценовой дискриминации имеются на рынке услуг. Также ясно, что вы не сможете перепродать кому-то сделанную вам прическу или полученное вами лечение. В сфере товаров ценовая дискриминация сравнительно легко осуществима, но только в том случае, когда разные рынки отделены друг от друга большим расстоянием или высокими тарифными барьерами, так что перепродажа товаров с дешевого на дорогой рынок связана со значительными дополнительными издержками. [1,-c.190]
Условия
осуществления ценовой
Существуют факторы, разделяющие конкурентное рыночное пространство, и служащие основой ценовой дискриминации. [3,-с.48]
Поэтому можно сказать, что ценовая дискриминация возникает на основе возникающих противоречий рыночного механизма. На рынке все участники разные, но за общей зависимостью от спроса скрывается совокупность разных индивидуальных оценок ценности потребителей при их разных платёжеспособных возможностях. Это означает, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, которые готовы заплатить немного больше за то же количество товара.
Ценовая дискриминация основывается на одном из следующих факторов:
- индивидуальные особенности потребителей (статус, возраст, семейное положение и т.д.);
- время покупки (сезонные, ночные цены, бизнес-ланчи и т.п.);
- специфика
упаковки (цены без упаковки, с
обычной и подарочной
- место приобретения товара (цены для различных географических рынков и их сегментов при условии, что основная масса потребителей не в состоянии перемещаться из одного сегмента в другой).
Информация о работе Условия осуществления ценовой дискриминации