Валютная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в выявлении диспропорций и недочётов в проводимой валютной политике России в периоды кризисных явлений.
Достижение заданной цели будет осуществлено путём решения следующих задач:
• анализ действий правительства РФ и ЦБ и выявление ошибок
• уточнение понятия и принципов валютной политики
• анализ и обоснование целей проводимой денежно-кредитной политики ЦБ России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и принципы валютной политики

1.1 Центральный банк и его функции
1.2 Цели и инструменты валютной политики
1.3 Передаточный механизм и эффективность валютной политики

Глава 2. Валютная политика и мировой финансовый кризис
2.1 Антикризисные меры правительства России во время МФК
2.2 Инновационный и антиинфляционный векторы экономической политики России
2.3 Система мер стимулирующей валютной политики

Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Цивилин.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

4. На средства, находящиеся  на резервных счетах коммерческих  банков в ЦБ, проценты  не начисляются.  В то же время сегодня Банк  России предлагает коммерческим  банкам открывать у себя особые  депозитные счета, по которым  он платит проценты. Увеличение  этой процентной ставки позволяет ЦБ привлекать депозиты коммерческих банков, уменьшая, тем самым, их свободные резервы, а значит и денежную массу в экономике. Соответственно уменьшение процента по депозитам дает противоположный результат.

5. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой ЦБ выдает  кредиты  коммерческим  банкам.  Увеличивая  эту ставку,  ЦБ  уменьшает объем кредитов, которые коммерческие банки могут у него взять. Тем самым он уменьшает денежную базу,  следовательно  - и денежную массу. И наоборот.

Практическое значение ставки рефинансирования в нашей  стране заметно меньше,  чем   в  развитых  странах,  поскольку  у  нас  отсутствуют  механизмы  кредитования  коммерческих  банков  со  стороны  Банка  России.  Тем  не  менее каждое снижение рефинансовой ставки ЦБ  приводит к удешевлению денежных ресурсов: падают ставки по кредитам коммерческих банков реальному сектору1  и доходность привлекаемых банками депозитов.

 

Табл. 1.1. Цели и инструменты валютной политики ЦБ можно свести в таблицу:

 

 

Политика «дешевых денег»

Политика «дорогих денег»

Цели

Увеличение денежной массы для

 

стимулирования экономического роста и сокращения безработицы

Уменьшение денежной массы

 

для борьбы с инфляцией

Инструменты

- Покупка иностранной валюты;

 

-Покупка государственных ценных бумаг;

-Уменьшение обязательной резервной нормы;

- Уменьшение процентной ставки по  депозитам коммерческих банков в ЦБ;

- Уменьшение ставки рефинансирования.

- Продажа иностранной валюты;

 

- Продажа государственных ценных бумаг;

- Увеличение обязательной резервной нормы;

- Увеличение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ;

- Увеличение ставки рефинансирования.


Источник: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики: на 2008 и на 2009 - 2011 гг. С. 3.

В сегодняшней России экономический рост и активный платежный  баланс (приток валюты в страну в основном из-за резкого повышения мировых цен на нефть значительно превышает ее отток) создают ряд проблем при проведении валютной политики. Скупая приходящую валюту, банк России эмитирует рубли. Положительным результатом такой  ситуации является рост валютных резервов ЦБ,   позволяющий,   в   сочетании   с   профицитом   государственного   бюджета, выплачивать внешние долги без новых заимствований.

 

С  другой  стороны,  рублевая  эмиссия  означает  рост  денежной  базы, увеличившейся  за полугодие 2011 г. на 37%.2  Это влечет за собой рост денежной массы, которая возросла (по агрегату М2) за тот же период на 27%. При этом  рост  кредитов,  выдаваемых  коммерческими  банками  реальному  сектору, заметно отстает от увеличения  денежного предложения. Дело здесь в том, что банки  опасаются  кредитовать  предприятия   из-за  высоких  рисков  невозврата кредитов. Таким образом, в экономике образуются свободные деньги, готовые в любой  момент   выплеснуться  на  валютный  рынок  (резко  «уронив»  рубль)  и подстегивающие инфляцию.

В таких условиях банк России связывает свободные средства коммерческих банков, привлекая их к себе в депозиты. Однако радикальное  решение проблемы состоит  в   стимулировании  спроса  на  деньги  со  стороны  предприятий,  что позволит  эффективно  использовать  ныне  «излишнюю»  денежную  массу.  Для этого государство должно способствовать реструктуризации и санации3 реального сектора с тем, чтобы неплатежеспособные предприятия прекратили свое существование. В таких условиях банки начнут активнее кредитовать экономику, работать  с  долговыми  обязательствами  надежных эмитентов.  Иными  словами, необходимо осуществлять структурные реформы.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Передаточный механизм и эффективность валютной политики

В передаточном механизме валютной политики можно выделить пять звеньев:

  • изменение   денежной   базы   и   номинального   предложения   денег   в результате действий ЦБ;
  • изменение реального предложения денег;
  • изменение реальной процентной ставки;
  • изменение  совокупного  спроса  (прежде  всего  инвестиций) в  ответ  на изменение процентной ставки;
  • изменение ВВП в ответ на изменение совокупного спроса.

Допустим, ЦБ собирается проводить стимулирующую денежную политику (политику   «дешевых  денег»),   для   чего   он   увеличивает   денежную   базу.   В результате  у  банков   возрастают  избыточные  резервы,   и  у  них  появляется возможность  выдавать  больше  ссуд.  Однако  политика  «дешевых  денег»  не  в состоянии  гарантировать,  что  банки  действительно   выдадут  дополнительные ссуды,  и  номинальное  предложение  денег  возрастет.  С  подобной  проблемой сегодня сталкивается Россия, где банки опасаются кредитовать реальный сектор.

Теперь предположим, что номинальная денежная масса все же увеличилась. Это должно повлечь за собой снижение реальной процентной ставки для  стимулирования совокупного спроса. На графике 1.1 рост денежной массы выражается в сдвиге кривой денежного предложения вправо, соответственно процентная ставка снижается до r1:

 

 

 

 

График 1.1. Сдвиг кривой денежного предложения и изменение процентной ставки:4

Источник: http://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0048/

Проблема,  однако,  в  том,  что  увеличение  денег  в  экономике может сопровождаться  ростом  цен.  Если  цены  возрастают  в той же  степени,  что и номинальная денежная  масса,  реальные  деньги  (М/Р)  остаются  прежними.  В результате кривая денежного предложения не смещается, и процентная ставка (r0) не меняется.

В коротком периоде цены стабильны или возрастают незначительно. Таким образом,   вместе  с  ростом  номинальной  денежной  массы  увеличиваются  и реальные деньги. Но при  этом степень снижения процентной ставки зависит от наклона  кривой  спроса  на  деньги,  отражающего  чувствительность  спроса  на деньги к процентной ставке (Графики 1.2 и 1.3):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графики 1.2 и 1.3. Изменение процентной ставки в зависимости от наклона кривой спроса на деньги:5

Источник: http://www.ereport.ru/articles/macro/macro24.htm

На  рис.  А  спрос  на  деньги  малочувствителен  к  процентной  ставке. Поэтому  последняя  снижается  заметно  при  росте  денежной  массы.  Обратная ситуация отражена на рис. Б. Здесь, при таком же повышении количества денег в экономике, процентная ставка падает незначительно.

Далее встает вопрос о  том, насколько  возрастут инвестиции вследствие снижения процентной савки. Возможны опять-таки два варианта (Графики 1.4(А) и 1.5(Б)):

 

Графики 1.4(А) и 1.5(Б) Изменение процентной ставки и инвестиционный спрос:6

Источник: http://bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/129.htm

 

Оба графика отражают динамику инвестиций от процентной ставки. На рис. А инвестиции малочувствительны к процентной ставке: кривая инвестиционного спроса идет круто. Необходимо, следовательно, очень большое снижение  процента для обеспечения роста инвестиционного спроса с I0  до I1. В такой ситуации валютная политика скорее всего будет неэффективна. Напротив, рис. Б говорит о высокой чувствительности инвестиций к процентной ставке. Поэтому  для  такого  же  повышения   инвестиций  достаточно  куда  меньшего снижения процента.

Рост  инвестиций   увеличивает   совокупный  спрос.  Но  вырастет  ли  в результате производство, зависит от характера  кривой совокупного предложения (Графики 1.6(А), 1.7(Б), 1.8(В)):

 

Графики 1.6(А), 1.7(Б), 1.8(В) Рост совокупного спроса и изменение ВВП:7

Источник: http://be5.biz/ekonomika/m006/03.htm

 

На  всех  трех  графиках  кривая  AD  смещается вправо  на  одну  и ту же величину.  При  этом на рис. А кривая AS горизонтальна. В этом случае ВВП возрастает на ту же величину, что и совокупный спрос. Прямо противоположная картина  видна  на  рис. Б.  Здесь  кривая  AS  вертикальна,   поэтому  рост совокупного спроса ведет лишь к росту цен при неизменном ВВП. Промежуточная  ситуация  отражена  на  рис.  В.  Поскольку  здесь  кривая  AS имеет  восходящий  наклон,  рост  совокупного  спроса  ведет  как  к  повышению равновесного ВВП, так и к повышению цен.

Отличительная черта валютной политики – незначительный внутренний лаг. Напомним, что внутренний лаг – это промежуток времени между изменением в  экономике  и  принятием  ответных  мер  экономической  политики.  Меры  по регулированию денежной массы ЦБ может предпринимать самостоятельно. Здесь не требуется длительная процедура согласования с Государственной Думой как в случае бюджетно-налоговой политики.

 

В  то   же   время   валютная   политика   характеризуется   относительно продолжительным внешним лагом. Внешний лаг – промежуток времени между принятием   экономических  решений   и   временем,   когда   они   начнут   давать результаты.  Изменение   денежной  базы  Центральным  банком  сказывается  на экономике  не  сразу,  но  лишь  по   прошествии  определенного  времени.  Это обусловлено сложным передаточным механизмом валютной политики. Продолжительность внешнего лага затрудняет монетарную политику.

Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и валютной политики – предмет острых дискуссий представителей различных экономических школ. Так кейнсианцы  отдают  предпочтение  бюджетно-налоговой  политике, поскольку валютная политика обладает сложным передаточным механизмом, в цепи причинно-следственных связей  которого много слабых звеньев. Со своей стороны неоклассики отрицают  эффективность   бюджетной политики  в  силу действия  эффекта вытеснения: рост  государственных  расходов ведет к повышению  процентной ставки, соответственно уменьшению частных инвестиций. Следовательно, конечный результат воздействия  бюджетной политики на совокупный спрос непредсказуем или, в лучшем случае, несуществен.

Неоклассическое направление  включает ряд школ. Они объединены верой в свободный  рынок, способный  обеспечить стабильное экономическое  развитие. Что  касается  государства,  то  его  вмешательство  в экономику, вопреки благим намерениям, лишь подрывает способность рынка к саморегулированию, усиливает циклические колебания экономики.

Классическая теория уже давно придерживается положения о нейтральности  денег.  Оно означает,  что в долгосрочном  периоде  изменение денежной массы влияет только на номинальные, но не на реальные переменные. Изменяются, в частности, только цены, но не реальный ВВП. Это объясняется вертикальным характером долгосрочной кривой совокупного предложения.

Одна из ведущих школ современной неоклассики сформирована теорией рациональных  ожиданий  (ТРО),  сторонники  которой пошли еще дальше, выдвинув  положение о супернейтральности денег. Это означает, что величина денежной массы не влияет на реальный ВВП не только на долгосрочных, но и на краткосрочных временных интервалах.

Теория рациональных ожиданий строится на постулате, согласно которому экономические   агенты   обладают   всесторонней   информацией   об  экономике, способны быстро ее анализировать  и принимать рациональные решения. Пусть в таких  условиях  Центральный  банк  проводит  политику  «дешевых  денег».  Все ожидают, что это повлечет за собой инфляцию. В результате наемные работники требуют роста заработной платы,  предприниматели повышают цены, банкиры – процентные  ставки  по  кредитам.  Таким   образом,  рост  совокупного спроса, вызванный увеличением денежной массы, сразу же нейтрализуется ростом цен и заработной  платы.  Реальный  ВВП остается,  следовательно,   прежним;  растут только цены.

Представители монетаристской школы убеждены, что денежная политика влияет на  экономику в значительно большей степени, чем считают кейнсианцы. Монетаристы  видят  в   величине  денежного  предложения  важнейший  фактор, определяющий производство, занятость и цены.

Основное уравнение  монетаризма: MV=PY. Из  него   вытекает,  что  при  неизменной  скорости  обращения  денег  (V)  рост денежной массы (М) приведет к точно такому же росту номинального ВВП (P*Y). При этом  монетаристы полагают,  что изменение  количества  денег  влияет  не только на инвестиционный спрос фирм через изменение процентной ставки, но и на спрос населения на все товары и услуги. Передаточный механизм валютной политики, следовательно, упрощается. Что касается собственно инвестиционного спроса, то он, по мнению монетаристов, весьма чувствителен к процентной ставке (кейнсианцы  считают  обратное),  а потому также сильно  зависит  от  денежной массы.

Логика монетаристских рассуждений упирается в вопрос о стабильности скорости обращения денег (кейнсианцы считают, что она не стабильна). Если это не  так,   то,   например,   повышение  денежной   массы  может  сопровождаться сокращением скорости обращения денег, и тогда номинальный ВВП не изменится. Монетаристы   видят,  что  с  течением времени V  растет.  Но  при  этом  они утверждают,  что  скорость  обращения  денег  зависит  от  технических  факторов (сокращение периодов между   выдачами заработной платы, использование пластиковых карточек и т.п.) и не зависит от изменения денежной массы. В таком случае она вполне предсказуема и в рассматриваемом периоде может считаться заданной.

Информация о работе Валютная политика России